20 шедевров! В Челябинской филармонии сыграют музыкальные произведения, изменившие мир
В последнее время в челябинских учреждениях культуры появляется все больше проектов просветительской направленности, призванных сделать искусство доступным и понятным для всех. Среди них «20 музыкальных шедевров, изменивших мир» — новый концертный цикл Челябинской филармонии, создатели которого исполнят жемчужины мировой классики и научат зрителей слышать и понимать скрытые в музыке смыслы.
В гримерке Челябинской филармонии художественный руководитель камерного оркестра «Классика» Адик Абдурахманов, один из вдохновителей проекта, рассказывает мне историю появления этого концертного цикла.
— Однажды я зашел в книжный магазин и увидел книгу «100 мест планеты, которые нужно посетить». Примерно так она называлась. И я подумал: «А почему именно мест? Почему, чтобы быть культурным, нужно объездить полмира?» И у меня появилась мысль отобрать и исполнить лучшие шедевры мировой музыки…
— Ведь с каждым местом, так же, как и с созданием каждого произведения, связана та или иная легенда или история, — добавляет соавтор проекта, поэт Константин Рубинский, который будет рассказывать о судьбах композиторов и их творений, о музыкальных тайнах и скрытых смыслах симфоний и прелюдий.
Тексты создавались в сотрудничестве с доцентом Южно-Уральского государственного института искусств Ириной Дымовой, которая в качестве эксперта помогает обрабатывать огромный пласт теоретического материала о музыке и отбирать самое интересное и значимое.
За музыкальную часть проекта тоже можно не волноваться. За нее отвечают талантливые музыканты камерного оркестра «Классика» под управлением Адика Абдурахманова, солисты Челябинской филармонии и приглашенные гости. К примеру, Валерий Шкарупа, великолепный пианист, ректор Уральской государственной консерватории и добрый друг Челябинской филармонии, который выступил на открытии проекта.
— Мы создавали этот цикл, руководствуясь девизом «Живая музыка — живая история», — продолжает Адик Абдурахманов. — Так что проект рассчитан на самого разного слушателя — и искушенного, и такого, который только открывает для себя необъятный мир музыки.
Ключ к искусству
Святослав Рихтер, выдающийся пианист ХХ века, в свое время говорил, что хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов. Перед первым концертом проекта «20 музыкальных шедевров, изменивших мир» Валерий Шкарупа признался, что во многом согласен с таким подходом:
— Музыка, на мой взгляд, действительно оказывает эмоциональное воздействие на зрителя и без всякого пояснения. Но задумка именно этого проекта такова, чтобы посвятить людей в историю создания произведения, показать исторический контекст. Понять классику неподготовленному слушателю невозможно, да и не нужно, потому что музыка — это суть эмоции.
Однако слова Рихтера, с которыми согласился наш собеседник, поставил под сомнение талантливый музыкант, искусствовед, писатель и философ Михаил Казиник, который убежден, что правильное введение человека в суть музыки, небанальный рассказ о композиторе и его творчестве помогают понять и глубоко прочувствовать классику даже неискушенному слушателю. По сути, новый проект Челябинской филармонии выполняет именно эту благородную миссию.
— Как поэт, я понимаю, что если человеку не дать ключ от современного искусства, оно останется для него герметичным, закрытым. Это касается и поэзии, и музыки, и театра. Поэтому я не совсем согласен с Рихтером. Хорошие вещи нужно популяризировать и объяснять, — соглашается с Казиником Константин Рубинский.
Меняющие мир
— Будет ли востребован этот проект в Челябинске, на котором по-прежнему висит ярлык «города суровых рабочих»?
— «Суровым рабочим» культура больше всего и нужна. Бывает, что к нам приезжают не менее «суровые» московские режиссеры, показывают спектакли, рассчитанные на узкий круг театральной элиты или на критиков. А «суровые рабочие» смотрят это и только пожимают плечами на слова о том, что это последний столичный тренд. Но кому нужен этот тренд, если зрители не понимают, о чем им говорят? Если они не успели проследить, как искусство изменилось за последние сто лет, и поэтому не понимают всех этих постмодернистских хитросплетений? Мы в данном случае делаем полезную вещь — рассказываем людям о том, по каким законам, в каком контексте создавались те или иные вещи, чтобы слушатель был подготовлен к восприятию музыки, — утверждает Константин Рубинский.
Что касается программы нового цикла, то она подбиралась на вкус Адика Абдурахманова, так что сомневаться в том, что посетителей филармонии ждет нечто стоящее, не приходится.
— Мы выбирали произведения, которые оставили особый след в мировой культуре и искусстве, — рассказал Адик Абдурахманов. — Это 20 шедевров, которые изменили, если не мир в целом, то мир искусства, которые оказали сильное влияние не только на музыкантов, но и на художников, поэтов, культурных людей. Мы не идем в хронологическом порядке. Начинаем с Бетховена. Дальше будут Бах, Вивальди, Моцарт, Шуберт, русские композиторы — Чайковский, Шостакович, Стравинский, Римский-Корсаков и другие.
Авторы проекта представят зрителям филармонии творчество и далеко не самых известных композиторов. К примеру, Шенберга, представителя музыкального экспрессионизма и создателя техники додекафонии, Густава Малера, представителя так называемой послевагнеровской пятерки.
Перефразируя известную поговорку, заметим, что в данном случае лучше двадцать раз услышать, чем один раз прочитать. Правда, уже не двадцать, а девятнадцать. В начале февраля состоялся первый концерт из цикла «20 музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный Бетховену. Подобные музыкальные вечера будут проводиться раз в месяц. Программа рассчитана на 2,5 года. В следующий раз, в марте, челябинцы по-новому откроют для себя «Времена года» Вивальди.
Поделиться