Мистическая популярность. Спектакли пермского театра «У Моста» челябинцы готовы смотреть стоя

2 Марта 2016 Автор: Екатерина Сырцева
Мистическая популярность. Спектакли пермского театра «У Моста» челябинцы готовы смотреть стоя

Один из самых известных российских театров, не менее популярный, кстати, и за границей, снова принял участие в фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА». За прошедшее время пермяки очень полюбились челябинской публике, которая с особым трепетом ждет приезда самого мистического уральского театра, созданного режиссером Сергеем Федотовым.

Сам он с детства интересовался параллельными мирами, сегодня называет себя не иначе, как волшебником, и верит в знаки судьбы. Лично пообщаться с Сергеем Павловичем не удалось — мастер уехал в Чехию проводить свой авторский тренинг. О том, чем живет театр «У Моста», мы узнали от помощника художественного руководителя Олеси Егоровой.

От психологизма — к мистике

Мы общаемся в полутьме в пустом зале под шум перфоратора — техники демонтируют декорации на сцене. Спектакль закончился, но ощущение, что театральное действие продолжается, почему‑то осталось. Какие‑то 15 минут назад в зале не было свободных мест. Не желая уходить со спектакля, зрители, которым не осталось мест, стояли два с лишним часа на задней площадке. То ли это такая любовь к театру из Перми, то ли к ирландскому драматургу МакДонаху. То ли — всеобщее увлечение мистическим и потусторонним.

Лично мне мистики в тот вечер не хватило. Если не считать с грохотом разбившейся во время спектакля посуды в буфете и неотступного чувства, что я все это уже видела — и декорации, и туман на кладбище, и черный юмор. Помню и эту музыку, и постоянно повторяемую одним из персонажей реплику «Классный выдался денек!». Но все, кто только мог, уверяли меня, что «Череп из Коннемары» никогда не ставился на сцене челябинского Камерного театра. А вот «Красавица из Линэна» — другая пьеса того же Мартина МакДонаха — да. Мистика…

— Сергей Федотов считается первооткрывателем творчества современного ирландского драматурга МакДонаха в России. Что в нем особенного?

— К пьесам МакДонаха сложно найти ключ. Это очень сложный жанр, где комедия сочетается с трагедией, абсурдом, философией. Но Сергею Павловичу это удалось. Он сделал уже 7 постановок по его пьесам. Сейчас идет работа над восьмой — пьесой «Палачи». Осенью мы организуем уже второй международный фестиваль, посвященный творчеству МакДонаха. Надеемся, что он сам сможет приехать. Нужно сказать, что при всей своей популярности это очень скромный, по-детски наивный человек, общительный и открытый. Несмотря на непростую тематику своих пьес, он любит людей и пишет не только об ирландцах, но поднимает общечеловеческие темы.

— «У Моста» развивает и сохраняет традиции психологического театра. Почему была выбрана именно эта форма?

— Психологический театр отличается особым погружением и актера, и зрителя в образ того или иного персонажа. Происходит работа с внутренним миром человека, с его подсознанием. У нас все это сопровождается обращением к мистике. В этом — особый авторский подход Сергея Федотова. Мистика заключается в том необъяснимом магическом процессе, когда каждый зритель в зале переносится в неведомое пространство, становится частью того мира, который создается актерами на сцене. Он не просто смотрит, но сопереживает. В конце обязательно происходит катарсис — очищение, изменение сознания, переосмысление каких‑то вещей.

— Но то, о чем вы говорите, характерно для любого театра, разве нет? Те же задачи…

— Задачи, может, и те же, но выполняются они по-разному. Здесь вы видите живой процесс, можете ощутить магию живого человека на сцене, который общается и живет, а не просто произносит выученный текст. Сергею Федотову удается создать жизнь на сцене. В этом разница. И это касается не только спектаклей по МакДонаху, но и произведений, к примеру, русской классики.

В Челябинск — с любовью

— Знаю, что не все выдерживают ваши спектакли. Особенно за границей. Люди и уходят, и на «скорой» их увозят…

— Всякое бывало. Но Сергей Федотов не ставит перед собой задачу эпатировать публику. Он, скорее, возмущает сознание зрителей внутренним потрясением, дает небанальные, неожиданные оценки. Зритель не может предугадать, что произойдет в следующую минуту, даже если он знает сюжет.

— Вы также называете себя «театром-лабораторией». Почему?

— Форма лаборатории отличается поиском жанров, сценического стиля, актерской техники. Сергей Федотов часто проводит актерские тренинги. И не только для своих ребят, но и в других городах России и зарубежья. Мы обязательно обсуждаем спектакли всей труппой, анализируем проделанную работу. Премьерные спектакли и новые постановки тоже создаются в процессе взаимодействия всего театрального коллектива, а не одного только режиссера.

— Вы в Челябинске не первый раз. Чем стал для вас фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА».

— Девиз фестиваля — проявление режиссерского видения через актера. Нам это близко. Сергей Федотов — это режиссер, который опирается, в первую очередь, на актеров. Этот фестиваль очень важен для нас. Нам нравится здесь атмосфера, возможность обсуждения, то, какие критики принимают в этом участие. Мы видим, что фестиваль развивается.

— Кризис не сказался на вашей фестивальной и гастрольной деятельности в России и за границей?

— Кризис ощущается везде, но мы просто стали еще больше работать. Стараемся не терять своего зрителя. Кстати, в планах у нас — посетить Челябинск еще раз с гастролями, так как челябинцы постоянно делают запрос на то, чтобы мы приехали. Когда это будет, пока не могу сказать точно, но в планах у нас это есть.

Поделиться

Сегодня | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты