Тату по-гуннски. В Челябинске открылась выставка о жизни женщины от эпохи бронзы до XX века
В зале искусств Южно-Уральского госуниверситета открылась выставка «Дамские штучки», более 400 экспонатов которой рассказывают о различных сторонах жизни женщины, начиная со второго тысячелетия до нашей эры и до начала ХХ века.
- Мы родом из бронзы. Ученые установили, что современные челябинцы очень похожи на древних жителей Аркаима
- Мистическая жрица. Людей, чьи могилы нашли археологи под Аркаимом, современники боялись
Что и говорить: название «Дамские штучки», конечно, весьма легкомысленное! Однако в основе этой уникальной выставки лежит кропотливое, многолетнее археологическое и этнографическое изучение Южного Урала.
Особая благодарность музею «Народы и технологии Урала» и научно-образовательному центру евразийских исследований ЮУрГУ при содействии кафедры дизайна и изобразительных искусств, которые и подготовили выставку. А помогли ее организовать Челябинский краеведческий музей, Центр историко-культурного наследия Челябинска, музей археологии и этнографии Челябинского госуниверситета, частные коллекционеры.
И сама выставка доказывает, что вещи, которые сегодня принято считать мелочами, в древности, оказывается, имели совершенно иной, нередко сакраментальный смысл.
Открывается выставка относительно недавним прошлым. Корсет, перчатки, зонтики — обязательные элементы женской одежды второй половины ХIХ века. А еще перчатки светлые и темные, цветные, замшевые, шелковые, кружевные… И, конечно же, модные тогда митенки — перчатки без пальцев.
Над всем этим стена, заполненная старинными фотографиями из семейных альбомов.
Дамы из разных эпох
Известно, что дамский кружок может собираться, как клуб по интересам.
А компания этих дамочек собралась по эпохам. Точнее, их бюстов. Вот голова женщины эпохи ранней бронзы. Неэтично говорить, но ее останки обнаружены в могильнике Кизильский. Рядом — женщина синташтинского времени, проживавшая в начале второго тысячелетия до нашей эры. Место «прописки» могильника — Большекараганский курган (Аркаим).
Третья дама в этой компании — из сакского времени (VII‑VI века до нашей эры, могильник Кумкуль в Аргаяшском районе). Четвертая — сарматского периода (IV век до нашей эры, могильник Кичигино в Увельском районе). Пятая — гунно-сарматского времени (III век нашей эры, могильник Соленый дол на берегу реки Синташта в Брединском районе).
Самой современной в этой компании можно считать представительницу прекрасного пола раннетюркского времени (V век нашей эры, могильник Каменный Амбар в Карталинском районе).
Реконструкцию каждой из этих древних женщин провел известный уфимский антрополог Алексей Нечвалода.
«Безобразят себя…»
Если косметика XIX века во многом узнаваема и понятна для женщины XXI века, то косметика древних женщин полна загадок.
Исследования говорят о том, что традиция изменять свою внешность, нанося краску на лицо и тело, началась далеко не в X веке, а гораздо раньше и изначально носила ритуальный характер.
На Южном Урале самые ранние свидетельства использования косметики относятся к эпохе бронзы (второе тысячелетие до нашей эры). А вот сами косметические средства древнего кочевнического населения евразийских степей и гор челябинские археологи стали фиксировать совсем недавно. Было установлено, что пазырыкцы, кочевники Алтая в V‑IV веках до нашей эры использовали естественный минеральный краситель синего цвета — вивианит. (Позднее этот натуральный индиго будет использоваться в иконописи.)
Алтайские кочевники создавали многосоставные мази на жировой основе и красители для защиты кожи лица в экстремальных условиях высокогорья.
Помимо косметики, на выставке можно увидеть и наборы для татуировки.
Любопытно, что фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук в середине XII века писал о средневековых кочевницах в своей книге «Путешествие в восточные страны»: «безобразят себя, позорно разрисовывая себе лицо…»
А вот какие комплекты украшений были в «будуарах» сарматской жрицы в IV веке до нашей эры! Здесь есть гривна с навершиями в виде кабана, браслеты, височные кольца (женские украшения, вплетавшиеся в волосы у висков).
Рядом — комплект украшений знатной женщины мадьярского времени из IX‑XI веков: диадемы, серьги, бусы, подвески с колокольчиками из серебра, ткани, стекла.
Смотрелась ли ты в зеркало?
И как же могла жить древняя женщина, не видя себя в зеркале! Впрочем, первые зеркала, как предполагают археологи, появились лишь пять тысяч лет назад. Сделаны они были из меди и бронзы. Их родиной считается Двуречье, откуда традиция проникла и в другие регионы, в том числе и на территорию современной Челябинской области.
У древних женщин были и свои прически. В эпоху бронзы, во втором тысячелетии до нашей эры на Урале косы или волосы девушек украшали накосники. Впервые зафиксированные в эпоху бронзы накосные украшения доживут до наших дней.
Кстати, для Урала находки гребней крайне редки. Самые ранние из них относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.
А вот гребни из самшита, которыми пользовались женщины в XIII веке.
И, словно в сонете, экспозиция завершается вновь XIX веком — щипцы для завивки волос, шляпки, вуалетки… И еще какие‑то загадочные предметы, впрочем, красноречиво доказывающие тезис женщин всех времен и народов: «Красота требует жертв».
Поделиться