Татьяна Сусь: «Сырой материал на «Дебаркадере» показывать нет смысла»

31 Августа 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Татьяна Сусь: «Сырой материал на «Дебаркадере» показывать нет смысла»

Художественное направление стало неотъемлемой частью фестиваля современных искусств «Дебаркадер». В этом году оно представлено двумя выставками, которые показывают разные стороны изобразительного искусства Южного Урала. Современного искусства, что важно. Что из этого получилось, зритель увидит, посетив экспозиции «Молодежь» и «Челябинские зубры», представленные в Историческом музее Южного Урала.

Молодежь против зубров

Изначально замысел организаторов состоял в том, чтобы сравнить мэтров южноуральского авангарда, так называемых зубров, с молодыми творцами, которые сегодня продолжают традиции современного искусства. Вот только продолжают ли? Или идут своим путем? И сохранились ли они, эти традиции? Или новый век — новые правила?

На двух площадках музея словно рассыпаны непохожие друг на друга части целого, расколотого на фрагменты. Две разные — и по содержанию, и по энергетике — экспозиции объединены, однако, общей чертой — своеобразным подбором художников. На выставке «Молодежь» вдруг встречаются представители не такого уж молодого поколения: Тимур Хужин, Евгений Рябов, Александр Сафонов. И, наоборот, в одном ряду с блестящей графикой Владимира Мишина, философскими картинами Николая Аникина, живописными поисками Валерия Якивца и работами других авторов, которые уже не первое десятилетие задают высокий художественный уровень на Южном Урале, обнаруживаем художественные эксперименты молодых творцов Натальи Черники и Вадима Лазарева, которым нет еще и тридцати.

Значит, главный критерий распределения работ между «сферой влияния» зубров и молодежным направлением все же не возраст. Тогда что? В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к куратору художественной секции фестиваля современных искусств «Дебаркадер» челябинскому художнику Татьяне Сусь.

Клоны, клоны, клоны…

— Получилось ли противопоставить молодых южноуральских художников и зубров?
 
— На самом деле, у нас не было цели противопоставлять авторов. Мы хотели показать некий срез, посмотреть, насколько, с одной стороны, молодые художники современны, а с другой — перекликается ли то, что делает молодежь, с творчеством зубров, которые уже выработали свой язык, которые являются узнаваемыми и признанными мастерами.

— И что получилось в итоге? Перекликается?
 
— Работая над выставкой, я заметила такие тенденции: во-первых, некоторые молодые художники используют в своем творчестве приемы, которые отдают дешевкой. И это нормально, потому что они еще не нарастили массу, не выработали свой язык. Во-вторых, по большей части молодые художники не размышляют, они рефлексируют. В их работах больше эмоций. Это тоже нормально, потому что им не так много лет. Вот когда эти рефлексы перестанут быть рефлексами, тогда молодые творцы станут зубрами. Но пока у них нет такой задачи. Пока им нужно прийти к себе, понять самих себя, свои сильные и слабые стороны.

Что меня удивляет и жутко настораживает, так это то, что в работах молодых художников зачастую нет искренности. Но, я считаю, в этом виноваты не сами ребята, а время, в котором они живут. Посмотрите на студентов Челябинского государственного института культуры, художественных училищ: это же клоны, клоны, клоны. А клоны кого? Педагогов. Педагог в любом случае так или иначе влияет на творчество своих учеников. Но нужно бережно относиться к своим воспитанникам, не давить на них.

Татьяна-Сусь_Шишкоедов_DSC2654.jpg
 
— Может, проблема не в педагогах, а в студентах, которые не могут привнести ничего своего, поэтому и начинают копировать чужое?
 
— Так не бывает. В каждом человеке что-то есть. Просто нужно, чтобы это «что-то» выпорхнуло. Преподаватели могут помочь в этом, пользуясь принципом «не навреди». Да, отчасти я допускаю академизм. Он нужен на первых этапах обучения, чтобы художник научился мыслить правильно, чтобы он сформировал привычку денно и нощно оттачивать свой навык. Но нельзя допускать, чтобы этот процесс засасывал.

Время в ответе…

— Количественно молодых художников меньше. Почему? По сути, «Дебаркадер» —  прекрасная возможность заявить о себе. Подобных площадок в Челябинске практически нет. Где же молодые творцы?
 
— Возможно, неудачное время — август, все в отпусках. А может, у наших молодых художников пока нет потребности заявлять о себе, они еще не чувствуют себя достаточно уверенно, наращивают массу. И это правильно, потому что сырой материал показывать нет смысла. Он должен устояться. Будем надеяться, что на следующий фестиваль они все-таки заявятся и открытий будет больше.

Татьяна-Сусь_Шишкоедов_DSC2651.jpg
 
— Какие открытия были в этом году?
 
— Хочется сказать о работах Натальи Черники и Вадима Лазарева. Они не профессионалы, у них нет академического образования, однако их картины настолько поразили нас, что мы отнесли их к зубрам. В их работах видно, как они экспериментируют с материалом. И, что самое важное, чувствуется, что ребята кайфуют от того, что они делают. А это первая точка, от которой начинается отсчет настоящего художника-профессионала. Если творец испытывает волнение от работы с краской и зритель это потом чувствует, значит, у этого художника большой потенциал. Картины ребят честные, очень искренние и живые.

Этим, кстати, отличаются зубры. Взять даже их абстрактные работы: в них чувствуется цельность каждого автора. При взгляде на их картины у меня, как у зрителя, работает мысль, я начинаю следить за композицией, цветом, замечать какие-то детали. Вот если это есть, если зритель что-то для себя находит в картине художника, значит, работа живая, и неважно, что именно на ней изображено.

— Почему же все-таки большинству молодых художников не хватает искренности? Вот Вадиму и Наталье же как-то удалось это передать. Может, молодежь закрывается, уходит в себя?
 
— Мне кажется, дело в другом. Просто… кому-то меньше дано, кому-то больше. Я имею в виду творческую и жизненную энергию. У кого-то ее чуть-чуть, и нужно беречь. У кого-то — больше, но он ее расплескивает.

Татьяна-Сусь_Шишкоедов_DSC2462.jpg

— У зубров было больше энергии?

 
— Конечно. Но у них и время было другое. Вы заметили, я постоянно повторяю: время, время, время? Это важно. Тогда время было менее урбанистическим. Я преподаю мозаику детям и что наблюдаю: они могут прямо во время занятия взять телефон и уйти в игру. Еще и меня пытаются в эти свои игры влюбить. Я их пытаюсь влюбить в искусство, в мозаику, а они меня — в электронные гаджеты. То есть время сейчас другое, пласты другие. Спрашивается: кто за это будет отвечать? Да никто. Время.

Так что да, у зубров было больше энергии, потому что у них было больше времени накопить ее, не разбрасываясь, не расплескивая. А потом еще и скомпоновать все это в художественный язык. И то времени не хватало — помирали не вовремя…

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты