Фотограф Марина Маковецкая: «Те, кого мы снимаем, это не объекты. Это люди»

20 Сентября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Фотограф Марина Маковецкая: «Те, кого мы снимаем, это не объекты. Это люди»

Что помогает человеку искать свой жизненный путь и проходить его с достоинством? Какая сила духа нужна для того, чтобы даже в наш безумный, суматошный век не закрыться от мира, не стать циничным и равнодушным, не достигать своих целей за счет интересов других?

Марина-Маковецкая.jpgОб этом и многом другом я размышляла после общения с удивительным человеком — фотографом из Москвы Мариной Маковецкой. Она представила в Челябинске свои работы, пообщалась с участниками фестиваля «Фотофест» и рассказала о своих документальных фотопроектах.

«Фотографии я обязана тем, что вышла из депрессии и захотела жить дальше» — эта фраза Марины Маковецкой в одном из интервью особенно меня зацепила, так как оказалась актуальна для меня на тот момент. Тут же возник ворох собственных вопросов, которые мне захотелось задать фотографу лично. Мечта сбылась.
 
Пропуск в душу
 
— Согласны ли вы с тем, что, как правило, фотографами становятся люди, которые уже что-то прошли в жизни, накопили какой-то жизненный опыт?
 
— У каждого свой неповторимый путь. Но думаю, что когда камеру в руки берут люди, уже что-то повидавшие, то делают они это осознанно, потому что у них уже есть жизненный багаж. И с этим багажом они смотрят через видоискатель. Они понимают какие-то вещи глубже, а не просто по-детски восхищаются или по-юношески удивляются…
 
— Сколько лет вы занимаетесь фотографией и что вам это дает?
 
— Примерно с 2005 года. Но сначала это было больше для себя. Просто в какой-то момент я обнаружила, что жизнь превратилась в сумасшедшую гонку. При этом у меня не было даже обычных семейных фотографий, как будто не было той жизни совсем. Тогда я купила нехитрый «Олимпус», который помог мне заново открыть мир. Фотография все чаще и чаще толкала в небольшие путешествия. Однажды я попала в маленькое село в Тульской области. Там на фоне живописных красот я увидела неблагополучную жизнь: пустующие без посевов земли, людей без работы, беспробудное пьянство и уныние. В тот момент было такое чувство, словно кто-то запускает в меня рыболовную удочку, ловит на крючок и тянет, тянет... Захотелось понять ту, другую, жизнь. И камера дала мне эту возможность.
 
— Для фотопроектов вы выбираете действительно непростые, часто конфликтные социальные темы. Откуда такая тяга? Это попытка ответить на свои внутренние вопросы?
 
— Скорее, это желание увидеть мир, узнать, как живут и выживают другие люди, какие у них мысли, что дает им повод радоваться, откуда они берут силы переносить тяготы. Мир намного шире границ собственного жилища. Наблюдение за чужой жизнь меняет тебя самого. Ты понимаешь, что в некоторых ситуациях не стоит унывать, потому что бывает и покруче. Чужой опыт воспитывает чувство толерантности, обогащает тебя. Меняется твое мировоззрение, отношение к себе, к людям.

— Что нужно, чтобы другой человек доверился тебе, впустил в свою жизнь, позволил за ней наблюдать?
 
— Быть честным и не нести камень за душой. Не раз я слышала жалобы на журналистов, искажающих суть увиденного или услышанного, делающих акцент на чернухе. Люди, однажды раскрывшие душу перед таким корреспондентом, чувствовали себя потом опозоренными. Я не могу винить или осуждать моих коллег, но, получается, людей просто использовали. Бывают ситуации, когда журналист или фотограф выдумывают легенду ради кадра или выполнения задания… Я же привязываюсь к своим героям, ощущаю долг перед ними. Нельзя забывать, что те, кого мы снимаем, это не объекты. Это люди.
 
Готовность к миру
 
— Расскажите, пожалуйста, о специфике документальной фотографии, которой вы занимаетесь? Что для этого нужно — обладать какими-то техническими навыками или особым видением?
 
— Насчет технических навыков не скажу, потому что сейчас можно и телефоном снимать. Что же касается всего остального… Нужно быть готовым, что интересная история может ждать тебя где-то рядом, буквально за следующим поворотом. Важно это заметить.
 
— Как выходить на журналы, привлекать к себе внимание издателей?
 
— К сожалению, я не сталкивалась с тем, чтобы журналы сами искали фотографов. Чаще происходит наоборот. К тому же, Россия — огромная страна, много хороших, талантливых фотографов, а журналов — раз-два и обчелся. В Берлине, к примеру, я как-то зашла в привокзальный магазинчик периодической печати, и мне не хватило двух часов, чтобы все пересмотреть. В Германии издания на 80 % живут за счет подписки. А у нас журналы еле сводят концы с концами.
 
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает заниматься фотографией? Должен ли быть у человека какой-то внутренний посыл, запрос?
 
— Я не могу давать такие советы. У каждого это происходит по-своему. Как в школе: кто-то любил математику с физикой, а кому-то хорошо давались гуманитарные предметы. Так и здесь. Один уже счастлив оттого, что в совершенстве знает свою технику, разбирается в физических процессах фотографии. А другой просто идет и снимает, не понимая, что такое диафрагма. Но если человек взял в руки камеру, значит, что-то его к этому подтолкнуло: спортивный ли интерес, желание посмотреть на мир через видоискатель или что-то еще. Это ведь очень интересно — в потоке образов и событий найти именно свой кадр. Как говорит замечательный фотограф Ляля Кузнецова, каждый кадр — это автопортрет фотографа. Полностью согласна.
 
— Фотографом может стать любой?
 
— С обывательской точки зрения, наверное, да. Любой может взять в руки фотокамеру. Но не каждый же может написать картину так, чтобы люди выстраивались в очереди, мечтая на нее посмотреть. Так и кадр, который интересен не только автору, случается нечасто. Фотография — это всегда немножко чудо.

Поделиться

Сегодня | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты