Фотограф Марина Маковецкая: «Те, кого мы снимаем, это не объекты. Это люди»
Что помогает человеку искать свой жизненный путь и проходить его с достоинством? Какая сила духа нужна для того, чтобы даже в наш безумный, суматошный век не закрыться от мира, не стать циничным и равнодушным, не достигать своих целей за счет интересов других?
- Андрей Тульнов, стрит-фотограф: «Все удачные фотографии случайны»
- Главный кадр. Мгновения души фотографа Игоря Лагунова
«Фотографии я обязана тем, что вышла из депрессии и захотела жить дальше» — эта фраза Марины Маковецкой в одном из интервью особенно меня зацепила, так как оказалась актуальна для меня на тот момент. Тут же возник ворох собственных вопросов, которые мне захотелось задать фотографу лично. Мечта сбылась.
Пропуск в душу
— Согласны ли вы с тем, что, как правило, фотографами становятся люди, которые уже что-то прошли в жизни, накопили какой-то жизненный опыт?
— У каждого свой неповторимый путь. Но думаю, что когда камеру в руки берут люди, уже что-то повидавшие, то делают они это осознанно, потому что у них уже есть жизненный багаж. И с этим багажом они смотрят через видоискатель. Они понимают какие-то вещи глубже, а не просто по-детски восхищаются или по-юношески удивляются…
— Сколько лет вы занимаетесь фотографией и что вам это дает?
— Примерно с 2005 года. Но сначала это было больше для себя. Просто в какой-то момент я обнаружила, что жизнь превратилась в сумасшедшую гонку. При этом у меня не было даже обычных семейных фотографий, как будто не было той жизни совсем. Тогда я купила нехитрый «Олимпус», который помог мне заново открыть мир. Фотография все чаще и чаще толкала в небольшие путешествия. Однажды я попала в маленькое село в Тульской области. Там на фоне живописных красот я увидела неблагополучную жизнь: пустующие без посевов земли, людей без работы, беспробудное пьянство и уныние. В тот момент было такое чувство, словно кто-то запускает в меня рыболовную удочку, ловит на крючок и тянет, тянет... Захотелось понять ту, другую, жизнь. И камера дала мне эту возможность.
— Для фотопроектов вы выбираете действительно непростые, часто конфликтные социальные темы. Откуда такая тяга? Это попытка ответить на свои внутренние вопросы?
— Скорее, это желание увидеть мир, узнать, как живут и выживают другие люди, какие у них мысли, что дает им повод радоваться, откуда они берут силы переносить тяготы. Мир намного шире границ собственного жилища. Наблюдение за чужой жизнь меняет тебя самого. Ты понимаешь, что в некоторых ситуациях не стоит унывать, потому что бывает и покруче. Чужой опыт воспитывает чувство толерантности, обогащает тебя. Меняется твое мировоззрение, отношение к себе, к людям.
— Что нужно, чтобы другой человек доверился тебе, впустил в свою жизнь, позволил за ней наблюдать?
— Быть честным и не нести камень за душой. Не раз я слышала жалобы на журналистов, искажающих суть увиденного или услышанного, делающих акцент на чернухе. Люди, однажды раскрывшие душу перед таким корреспондентом, чувствовали себя потом опозоренными. Я не могу винить или осуждать моих коллег, но, получается, людей просто использовали. Бывают ситуации, когда журналист или фотограф выдумывают легенду ради кадра или выполнения задания… Я же привязываюсь к своим героям, ощущаю долг перед ними. Нельзя забывать, что те, кого мы снимаем, это не объекты. Это люди.
Готовность к миру
— Расскажите, пожалуйста, о специфике документальной фотографии, которой вы занимаетесь? Что для этого нужно — обладать какими-то техническими навыками или особым видением?
— Насчет технических навыков не скажу, потому что сейчас можно и телефоном снимать. Что же касается всего остального… Нужно быть готовым, что интересная история может ждать тебя где-то рядом, буквально за следующим поворотом. Важно это заметить.
— Как выходить на журналы, привлекать к себе внимание издателей?
— К сожалению, я не сталкивалась с тем, чтобы журналы сами искали фотографов. Чаще происходит наоборот. К тому же, Россия — огромная страна, много хороших, талантливых фотографов, а журналов — раз-два и обчелся. В Берлине, к примеру, я как-то зашла в привокзальный магазинчик периодической печати, и мне не хватило двух часов, чтобы все пересмотреть. В Германии издания на 80 % живут за счет подписки. А у нас журналы еле сводят концы с концами.
— Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает заниматься фотографией? Должен ли быть у человека какой-то внутренний посыл, запрос?
— Я не могу давать такие советы. У каждого это происходит по-своему. Как в школе: кто-то любил математику с физикой, а кому-то хорошо давались гуманитарные предметы. Так и здесь. Один уже счастлив оттого, что в совершенстве знает свою технику, разбирается в физических процессах фотографии. А другой просто идет и снимает, не понимая, что такое диафрагма. Но если человек взял в руки камеру, значит, что-то его к этому подтолкнуло: спортивный ли интерес, желание посмотреть на мир через видоискатель или что-то еще. Это ведь очень интересно — в потоке образов и событий найти именно свой кадр. Как говорит замечательный фотограф Ляля Кузнецова, каждый кадр — это автопортрет фотографа. Полностью согласна.
— Фотографом может стать любой?
— С обывательской точки зрения, наверное, да. Любой может взять в руки фотокамеру. Но не каждый же может написать картину так, чтобы люди выстраивались в очереди, мечтая на нее посмотреть. Так и кадр, который интересен не только автору, случается нечасто. Фотография — это всегда немножко чудо.
Поделиться