Жизнь и сны. Кукольники из Екатеринбурга оживили Гофмана на челябинской сцене

31 Октября 2016 Автор: Екатерина Сырцева
Жизнь и сны. Кукольники из Екатеринбурга оживили Гофмана на челябинской сцене

Для актеров екатеринбургского театра «ФиМ» показ спектакля «Гофман» в Челябинске был премьерным. Челябинцы стали первыми, кому артисты представили знаковую для своего коллектива постановку, над которой они работали без малого 4 года.

Зрители фестиваля кукольных театров «Соломенный жаворонок», на котором состоялась премьера, увидели ожившего Гофмана, его сны, переживания, воспоминания и боль — все, что составляло непростую, но необыкновенную жизнь немецкого писателя-романтика. Спектакль, посвященный этой неординарной личности, в театре считают «имиджевым». Это своего рода лицо коллектива, отражение его сути.

Немного предыстории

Театр кукол «ФиМ» появился в 2012 году. Двигателем и создателем «Философии марионеток» (так расшифровывается аббревиатура) является один из лучших кукольников России — художник Андрей Ефимов. Долгое время он работал в муниципальных кукольных театрах, после чего понял, что творить в состоянии постоянной спешки, в «плановом ускоренно-приблизительном режиме», не хочет и не будет. И решил создать свой мир. Так появился проект «ФиМ» — театр авторский, театр независимый, оригинальный, ни на кого не похожий.

Сегодня в состав театра входят всего 4 человека: художник Андрей Ефимов, режиссер Сергей Черепанов и два актера, которые воплощают на сцене задумки авторов. Работают ребята за идею, денег за это не получают. Но такова, вероятно, цена за свободу творчества и самовыражения, за возможность работать над спектаклем четыре года. В этом мне видится параллель с биографией Гофмана: писатель, композитор, художник в душе — не без влияния родных он попал в чуждую для себя сферу юриспруденции и потом долго не мог из нее выбраться. Все его попытки зарабатывать искусством приводили к бедности и лишениям. Но он продолжал создавать свой сказочный мир, несмотря на трудности, болезни, нападки.

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман прожил на этом свете меньше полувека. К концу жизни его сковал паралич. Но он продолжал писать, считая своей миссией создание красоты в этом непростом мире. С момента его смерти прошло почти два столетия. А его произведения все еще живы. Его творчество потрясает и вдохновляет художников по всему миру. Так умер ли Гофман? Умерло ли с ним его искусство?

Немного впечатлений

После полного погружения зрительного зала в темноту где‑то впереди начинает проявляться свет. Перед нами комната. В ней — письменный стол с огромным количеством предметов. Окно. Настольный орган. Манекен с лицом красивой молодой женщины. И красные нити, разрезающие сцену вдоль и поперек, натянутые туго, словно струны.

Прежде чем на сцене начнется действие, похожее на сон, из ниоткуда будет звучать голос, рассуждающий о том, что смерти нет, душа бессмертна, а искусство — это единственная возможность познать бесконечное. Голос Гофмана. Весь спектакль мы слышим, видим и чувствуем его переживания, тревоги. Если это сказка, то не очень веселая. Хотя и юмор в спектакле есть. Хороший, добрый юмор. Но чем ближе финал, тем меньше хочется смеяться.

Ощущение конца появляется еще в самом начале. И неслучайно. Авторы изобразили Гофмана в последние моменты его жизни, когда он уже знал, что умирает, когда понимал, что в полном одиночестве празднует свое последнее рождество.

Одиночеством Гофман словно расплачивался за гениальность и желание оставаться собой. Хотя волшебный мир писателя сложно назвать миром одиночества. Напротив, он перенаселен персонажами — хорошими и плохими, красивыми и уродливыми. Здесь есть все — ангелы и демоны, гармония и хаос, радость и боль. А еще здесь много глаз. Любимый символ Гофмана. То самое зеркало души и портал в другой мир. Глаза летают, появляются, исчезают, плачут и разбиваются вдребезги.

спектакль_Гоффмания_1127.jpg

Немного конкретики


Спектакль, который был показан челябинцам, — лишь первая часть истории. Она воссоздает внутренний мир Гофмана, показывает его душу, а вместе с тем  и душу самих авторов. Поэтому хочется, чтобы зритель отнесся к этому внимательно, осторожно, не разрушил этот хрупкий мир, почувствовал связь, которая соединяет души разных веков, разных поколений, разный людей. Чтобы не одержали победу такие страшные проявления этого мира, как любого рода диктатура, эгоизм, равнодушие, пошлость, бескультурье. Мир Гофмана хрупок. И рвутся красные нити на сцене, словно рвутся струны души писателя,  с каждым грубым словом, с каждым проявлением хамства, с каждой маленькой победой зла.

Во второй части спектакля к Гофману придут его дорогие друзья, близкие души — Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Булгаков. С ними ему будет, наверное, лучше, чем в обществе злых персонажей из первой части. Вот только все злые персонажи — это его собственные демоны.

Спектакль отличается технической стороной исполнения. И дело не только в качестве самих кукол и декораций, но и в том, как авторы используют ограниченное пространство сцены, как перемещают предметы и персонажей. Это же настоящее волшебство! Особую роль здесь играет музыка и свет. Все устроено так, чтобы увлечь зрителя в другой мир. Все устроено для зрителя.

Выступления «фимовцев» — это театр в театре. У ребят есть собственный передвижной павильон, который они могут установить в любом месте — в здании или на улице. Театральное шапито. И каждая деталь в этом особом мире создана с любовью.

спектакль-Гоффмания1068.jpg

Работа над «Гофманом» не только заняла у артистов много времени, но и отняла много сил — физических и моральных. Чтобы передать состояние души писателя, им пришлось вывернуть наизнанку свою душу. И все-таки они продолжают, несмотря на трудности, а может быть, и непонимание.

— Зачем мы этим занимаемся? У меня нет ответа на этот вопрос, — признался после спектакля Сергей Черепанов. По образованию он философ, политолог — не актер и не режиссер. Теперь театр «ФиМ» — это его жизнь.

— Просто никто не хочет этим заниматься, но кто‑то же должен это делать, — продолжает мой собеседник. — Иначе у общества нет будущего.

— Этим — это чем?

— Искусством! Думать своей головой, говорить свои мысли, а не просто болтать то, что первое придет в голову. Быть собой. Мы много думаем, смотрим, созерцаем, рассуждаем, общаемся с разными людьми. И то, что мы делаем, не просто сказки.

Весь спектакль пронизан ощущением сдерживающих пут, незримых преград и ограничений. Персонажу сложно двигаться. Ему сложно жить. На него давит происходящее вокруг. Если включиться в это состояние, можно остаться после спектакля без сил. К концу ты уже плохо понимаешь, что происходит. Слишком много всего. Но все это стоит пережить. В финале Гофмана ждет то, о чем он так мечтал всю жизнь, понимая, что это невозможно. Он мечтал летать. Потому и писал свою волшебную книгу жизни — в ней этот полет был возможен.

Авторы спектакля исполнили мечту Гофмана. Вернее, они показали, что это возможно. Ведь если бы было иначе, искусство Гофмана не «долетело» бы до наших времен, не было бы балета «Щелкунчик», не было бы сказок, которые тысячи людей читают себе и своим детям. И вот, как я это вижу, главный завет, который сквозь века шлет нам Гофман: «Нужно быть собой — или умереть».

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты