Звучание жизни. По картинам Валентина Качалова можно представить его жизненный путь

31 Января 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Звучание жизни. По картинам Валентина Качалова можно представить его жизненный путь

В выставочном зале челябинского отделения Союза художников России открылась ретроспективная выставка выдающегося южноуральского художника-монументалиста Валентина Качалова.

Валентин-Качалов_Марочка_DSC4601.jpgВ экспозиции — лучшие работы мастера, выполненные на разных этапах его творческого пути. «Живописную симфонию» (так называется выставка) подарил живописец своим землякам.

Открыватель нового времени

После открытия посетители обступили художника плотным кольцом, не давая и надежды прорваться к нему, чтобы задать хотя бы один вопрос. Друзья, коллеги, почитатели творчества — каждый хотел получить памятную подпись Валентина Качалова на обложке каталога, поделиться своими впечатлениями, выразить восхищение, передать привет от тех, кто не смог приехать. Скромно и терпеливо Качалов отвечал всем, уделил внимание каждому, для каждого нашел доброе слово и улыбку.

Со стен на зрителя смотрят огромные полотна, рядом с которыми соседствуют небольшие холсты. Разные жанры, разные стили, разные сюжеты. Здесь и родная сердцу художника русская деревня, и библейские сюжеты, и бытовые зарисовки, наполненные метафизическим смыслом, портреты людей реальных и вымышленных, парящие фигуры, напоминающие то творчество Шагала, то сказания о Гиперборее. И, конечно же, «лётные» мотивы. С темы полетов начался творческий путь Валентина Качалова. Она же сопровождала его всю последующую жизнь.

Валентин-Качалов_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC4556.jpg

В 1978 году «свет» увидел картину «Первые авиаторы». Увидел и обомлел. Показанная на молодежной выставке работа Качалова вызвала бурю самых разных эмоций, споры, вопросы, если не сказать стала настоящим скандалом. В 70-х годах еще сильны были традиции визуального реализма. А в «Авиаторах» прослеживалась связь и с искусством 20-х годов, и с творчеством Александра Дейнеки. В то же время там было собственное понимание автором народа, ярко выраженная любовь к предметному быту. Собранные на полотне образы были словно олицетворением России, такой разной и противоречивой. Это и тонкая, хрупкая девочка-подросток с коротко остриженными волосами, и суровые охотники, и защитники родины, и простые рабочие, и даже «мадонна» — женщина с ребенком. Авиаторы словно изображали диктаторов, хозяев нового мира. А между ними — болезненного вида, беззащитный, растерянный мальчик. Многим эта картина тогда была поперек.

Валентин-Качалов_Первые-авиаторы.jpg

— В каком-то смысле с того момента, на мой взгляд, начался новый отсчет в истории челябинского искусства, — рассуждает директор музея изобразительных искусств Олег Ткаченко (сегодня «Первые авиаторы» хранятся в картинной галерее музея). — Картина вызывала ощущение будущей свободы. Как бы мы ни ругали нашу действительность, но вкус и запах воздуха свободы мы тогда почувствовали. Может быть, тот взрыв, та реакция способствовали приближению нового времени.

Валентин-Качалов_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC4596.jpgКакая-то тайна…

Сегодня имя Валентина Качалова известно любителям искусства не только Южного Урала, но и всей России. В свое время он был одним из создателей и активным участником творческого объединения «Традиция», вписанного в славную историю южноуральского изобразительного искусства. Кроме того что Валентин Качалов — художник-картинщик, как говорят искусствоведы, мощный и неординарный живописец, он много работал и над созданием мозаичных икон. Причем по своей собственной технологии. Его работы украшают фасады челябинских храмов, среди которых храм в честь Иконы Богоматери «Взыскание погибших» на ЧМЗ, храм Георгия Победоносца, а также святыни в Лесосибирске, Анапе, храм Покрова Богородицы на Розовой Даче близ Санкт-Петербурга. Особое место в этом ряду занимает мозаика в мужском православном монастыре — Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Питере. За ту работу художник был удостоен почетного знака к 300-летию монастыря.

— В творчестве Валентина Качалова удивительным образом сочетаются глубокий, немного грустный взгляд на эту жизнь, на этот мир, на исторические судьбы отдельных личностей и всей страны и необыкновенная, добрая ирония, — отмечает председатель челябинского отделения Союза художников России Анатолий Костюк. — Но это не высокомерие, а добрая улыбка. В своем стремлении осмыслить жизнь он соединяет философскую глубину мировосприятия и размышления о высоких духовных принципах.

Творчеству Валентина Качалова, такому многообразному и многогранному, свойственна неизбывная любовь к жизни, к человеку, к этой земной реальности, которую он изображает так возвышенно и чутко.

Валентин-Качалов_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC4600.jpg— Он удивительно нежен к тому, что пишет, — говорит искусствовед Ирина Духина, переводя взгляд с одной картины на другую. — И от этого возникает легкость. Посмотрите, какая легкая весна на этом полотне. Фигуры и предметы написаны плотными красками. И все равно  легкость. Особенно легки в его работах дети. Они воздушные, счастливые. Есть в этом какая-то тайна. А еще Валентин Качалов — талантливый, блестящий, невероятный фантазер. Но в своих фантазиях он абсолютно реален. Каждая работа оставляет после себя реалистическое впечатление — точное, осязаемое. Также я вижу в его картинах игру с жизнью и уважение к судьбе.

— Проходя от картины к картине на этой выставке, мы можем проследить эволюцию художника, — продолжает искусствовед Галина Трифонова. — Как страстно, как многокрасочно было его отношение к жизни в молодости. Как много там телесного: любовь к предмету, к живому человеческому телу, к цветению. Но постепенно мы наблюдаем освобождение от страстной, вязкой, сочной, густой живописи и движение к высветлению, очищению, обобщению. Я думаю, что это внутреннее движение произошло не без вхождения в глубину христианских помыслов.

Валентин-Качалов_Шишкоедов_DSC4560.jpg

Постскриптум


Все-таки прорвавшись к художнику, успеваю задать ему всего несколько вопросов, прежде чем его снова увлекают в толпу.

— Что для вас свобода?

— У Пуссена есть грандиозная картина «Похищение сабинянок». Так вот в правом углу там есть маленькая сценка: воин пытается схватить девушку, а она словно взмывает в воздух. В этой громадной картине этот фрагмент лишь маленькая деталь, но она говорит нам о главном: тело можно пленить, но свободную душу — никогда. Вот мой ответ на ваш вопрос. А вспомните Пьера Безухова, который смеялся, когда его пленили: «Вы думаете, вы меня взяли в плен? Моя душа и это небо — это все мое».

— У вас было в жизни ощущение, что вы в плену, и что помогало в эти моменты?

— Постоянно. Особенно в советское время. Что помогало?.. Вера в Бога.

Валентин-Качалов_Шишкоедов_DSC4631.jpg

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты