Звучание жизни. По картинам Валентина Качалова можно представить его жизненный путь
В выставочном зале челябинского отделения Союза художников России открылась ретроспективная выставка выдающегося южноуральского художника-монументалиста Валентина Качалова.
- Послание Шагала. Уникальная коллекция литографий раскроет челябинцам мудрость Священного писания
- Громкость тишины. В Картинной галерее представлена философская живопись чебаркульского художника Василия Дьякова
Открыватель нового времени
После открытия посетители обступили художника плотным кольцом, не давая и надежды прорваться к нему, чтобы задать хотя бы один вопрос. Друзья, коллеги, почитатели творчества — каждый хотел получить памятную подпись Валентина Качалова на обложке каталога, поделиться своими впечатлениями, выразить восхищение, передать привет от тех, кто не смог приехать. Скромно и терпеливо Качалов отвечал всем, уделил внимание каждому, для каждого нашел доброе слово и улыбку.
Со стен на зрителя смотрят огромные полотна, рядом с которыми соседствуют небольшие холсты. Разные жанры, разные стили, разные сюжеты. Здесь и родная сердцу художника русская деревня, и библейские сюжеты, и бытовые зарисовки, наполненные метафизическим смыслом, портреты людей реальных и вымышленных, парящие фигуры, напоминающие то творчество Шагала, то сказания о Гиперборее. И, конечно же, «лётные» мотивы. С темы полетов начался творческий путь Валентина Качалова. Она же сопровождала его всю последующую жизнь.
В 1978 году «свет» увидел картину «Первые авиаторы». Увидел и обомлел. Показанная на молодежной выставке работа Качалова вызвала бурю самых разных эмоций, споры, вопросы, если не сказать стала настоящим скандалом. В 70-х годах еще сильны были традиции визуального реализма. А в «Авиаторах» прослеживалась связь и с искусством 20-х годов, и с творчеством Александра Дейнеки. В то же время там было собственное понимание автором народа, ярко выраженная любовь к предметному быту. Собранные на полотне образы были словно олицетворением России, такой разной и противоречивой. Это и тонкая, хрупкая девочка-подросток с коротко остриженными волосами, и суровые охотники, и защитники родины, и простые рабочие, и даже «мадонна» — женщина с ребенком. Авиаторы словно изображали диктаторов, хозяев нового мира. А между ними — болезненного вида, беззащитный, растерянный мальчик. Многим эта картина тогда была поперек.
— В каком-то смысле с того момента, на мой взгляд, начался новый отсчет в истории челябинского искусства, — рассуждает директор музея изобразительных искусств Олег Ткаченко (сегодня «Первые авиаторы» хранятся в картинной галерее музея). — Картина вызывала ощущение будущей свободы. Как бы мы ни ругали нашу действительность, но вкус и запах воздуха свободы мы тогда почувствовали. Может быть, тот взрыв, та реакция способствовали приближению нового времени.
Какая-то тайна…
Сегодня имя Валентина Качалова известно любителям искусства не только Южного Урала, но и всей России. В свое время он был одним из создателей и активным участником творческого объединения «Традиция», вписанного в славную историю южноуральского изобразительного искусства. Кроме того что Валентин Качалов — художник-картинщик, как говорят искусствоведы, мощный и неординарный живописец, он много работал и над созданием мозаичных икон. Причем по своей собственной технологии. Его работы украшают фасады челябинских храмов, среди которых храм в честь Иконы Богоматери «Взыскание погибших» на ЧМЗ, храм Георгия Победоносца, а также святыни в Лесосибирске, Анапе, храм Покрова Богородицы на Розовой Даче близ Санкт-Петербурга. Особое место в этом ряду занимает мозаика в мужском православном монастыре — Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Питере. За ту работу художник был удостоен почетного знака к 300-летию монастыря.
— В творчестве Валентина Качалова удивительным образом сочетаются глубокий, немного грустный взгляд на эту жизнь, на этот мир, на исторические судьбы отдельных личностей и всей страны и необыкновенная, добрая ирония, — отмечает председатель челябинского отделения Союза художников России Анатолий Костюк. — Но это не высокомерие, а добрая улыбка. В своем стремлении осмыслить жизнь он соединяет философскую глубину мировосприятия и размышления о высоких духовных принципах.
Творчеству Валентина Качалова, такому многообразному и многогранному, свойственна неизбывная любовь к жизни, к человеку, к этой земной реальности, которую он изображает так возвышенно и чутко.
— Он удивительно нежен к тому, что пишет, — говорит искусствовед Ирина Духина, переводя взгляд с одной картины на другую. — И от этого возникает легкость. Посмотрите, какая легкая весна на этом полотне. Фигуры и предметы написаны плотными красками. И все равно легкость. Особенно легки в его работах дети. Они воздушные, счастливые. Есть в этом какая-то тайна. А еще Валентин Качалов — талантливый, блестящий, невероятный фантазер. Но в своих фантазиях он абсолютно реален. Каждая работа оставляет после себя реалистическое впечатление — точное, осязаемое. Также я вижу в его картинах игру с жизнью и уважение к судьбе.
— Проходя от картины к картине на этой выставке, мы можем проследить эволюцию художника, — продолжает искусствовед Галина Трифонова. — Как страстно, как многокрасочно было его отношение к жизни в молодости. Как много там телесного: любовь к предмету, к живому человеческому телу, к цветению. Но постепенно мы наблюдаем освобождение от страстной, вязкой, сочной, густой живописи и движение к высветлению, очищению, обобщению. Я думаю, что это внутреннее движение произошло не без вхождения в глубину христианских помыслов.
Постскриптум
Все-таки прорвавшись к художнику, успеваю задать ему всего несколько вопросов, прежде чем его снова увлекают в толпу.
— Что для вас свобода?
— У Пуссена есть грандиозная картина «Похищение сабинянок». Так вот в правом углу там есть маленькая сценка: воин пытается схватить девушку, а она словно взмывает в воздух. В этой громадной картине этот фрагмент лишь маленькая деталь, но она говорит нам о главном: тело можно пленить, но свободную душу — никогда. Вот мой ответ на ваш вопрос. А вспомните Пьера Безухова, который смеялся, когда его пленили: «Вы думаете, вы меня взяли в плен? Моя душа и это небо — это все мое».
— У вас было в жизни ощущение, что вы в плену, и что помогало в эти моменты?
— Постоянно. Особенно в советское время. Что помогало?.. Вера в Бога.
Поделиться