Громкость тишины. В Картинной галерее представлена философская живопись чебаркульского художника Василия Дьякова

5 Сентября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
Громкость тишины. В Картинной галерее представлена философская живопись чебаркульского художника Василия Дьякова

В самые напряженные моменты жизни, когда, кажется, что уже нет сил бороться с обступившими обстоятельствами и усталостью, человек подсознательно тянется туда, где есть гармония и красота. Это мои субъективные наблюдения. И пусть они не совпадут с тысячами других людских мировоззрений, но я убеждена, что нахождение в пространстве, где все  цельно, взаимосвязано, гармонично и просто, в конце концов, красиво, приятно любому человеку в наш неспокойный и суматошный век. Таким местом для меня стала выставка Василия Дьякова «Камень у воды», представленная в Картинной галерее Челябинского музея изобразительных искусств.

Экспозиционная гармония

К абстракциям я обычно отношусь немного с опаской, так как лично мне не всегда удается до конца понять и почувствовать, что заложено в игре форм и цвета. К тому же временами испытываешь разочарование, когда признанные искусствоведы с серьезным видом говорят: «А там ничего не заложено. Просто рефлексия». Тогда все личные поиски ответов (а что такое обращение к искусству, как не поиск ответов на свои жизненные вопросы) сразу как‑то сводятся к нулю. Однако встреча с работами Василия Дьякова — опыт совсем другого рода.

Уже дистанционное, по интернету, знакомство с произведениями автора вызвало сильный отклик. Что‑то огромное, весомое, глубокое, возможно, даже бесконечное чувствовалось за увиденными работами. Хотелось поскорее проверить свои ощущения в реальности — останутся ли они теми же…

С куратором выставки Светланой Шляпниковой мы переходим из одной экспозиционной части в другую. Здесь все организовано особым образом: каждая стена — это ряд картин, которые отражают тот или иной принцип художественного творчества Василия Дьякова в разные периоды его творчества. Это и обобщенные формы, и монохромная живопись, и простые сюжеты сельской жизни, и поэтический символизм с христианскими мотивами, и звучащие, живые, дышащие портреты. А вот и абстракция. Однако отторжения не происходит. Напротив, это полное погружение. Каждая абстрактная работа вывешена в непосредственной близости от реалистичных работ более ранних периодов творчества, что позволяет увидеть связь между ними, провести аналогии, проследить, как с годами менялось внутреннее видение и мироощущение художника.

Дьяков_Каменьу-воды_Шваб_DSC_8398.jpgВозможно, гораздо проще было бы развесить все работы в хронологическом порядке, показав сначала эксперименты художника с формой в живописи, графике и скульптуре 1960-х годов, затем монохромные лирические пейзажи 1970-х, далее повесить яркие и насыщенные по цвету многофигурные композиции периода 1980-90-х годов и, наконец, перейти к абстракциям начала 2000-х. Благо, что ситуация позволяет, так как Челябинский музей изобразительных искусств хранит у себя самую большую и полную коллекцию произведений Василия Дьякова, отражающую все этапы его творчества. Но это было бы слишком просто — пойти по хронологии. Вероятно, тогда была бы утрачена та цельность, объем, глубина, которые ощущаются при просмотре экспозиции в том виде, в котором она представлена в Картинной галерее сейчас.

Экспозиция состоит из 90 работ — живописных, графических, скульптурных. И это лишь половина от того количества произведений, которые составляют авторскую коллекцию Василия Дьякова в собрании музея. Стоит отметить, что произведения Василия Николаевича находятся не только в Челябинске, но и в музеях Санкт-Петербурга, Самары, Ирбита, Нижнего Тагила, Новосибирска, Кургана, а также в частных собраниях в России и Израиле.

Вселенная в замочной скважине

Не только грамотное построение экспозиции создает ощущение погружения в необыкновенный мир Василия Дьякова. Каждая из его работ сама по себе являет собой отдельный микрокосм, под которым я понимаю отражение внутреннего мира художника. Вернее, это какая‑то часть этого мира, его фрагмент. Это похоже на то, если бы мы смотрели на вселенную в замочную скважину: завораживает, но видно только малую часть.

Дьяков_Каменьу-воды_Шваб_DSC_8294.jpgВселенная Василия Дьякова необычайно тиха и безмолвна. В ней нет ничего лишнего и надуманного. Зато есть поэзия, ненавязчивая символика христианства (образ Иисуса Христа Василий Дьяков всегда считал, в первую очередь, поэтическим), одухотворенность природой, вдумчивая работа с пластикой формы.

Передать форму художнику помогает не только пластическое решение, но и цвет. Василий Дьяков — художник-поэт, художник-мыслитель. Смотря на его работы, волей-неволей вступаешь с автором в диалог. И все так же волей-неволей вдруг находишь ответы на, может быть, до конца не сформулированные вопросы.

— Чтобы понять и прочувствовать творчество Василия Дьякова, необязательно приходить на выставку с каким‑то конкретным запросом или быть подготовленным зрителем, — говорит куратор выставки, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств Светлана Шляпникова. — Просто нужно быть открытым для восприятия. Так же, как открыт сам Василий Николаевич. Безусловно, язык искусства XX века предполагает знание своих основ, но композиционное решение экспозиции поможет зрителю найти ключи для понимания. К тому же Василий Дьяков — это художник, который устремлен к диалогу со своим зрителем.

Страж вечности

Василий Дьяков относится к тому особому поколению художников-шестидесятников, которым приходилось отстаивать свое творческое кредо в условиях давления со стороны советской системы. Было многое: непризнание, непонимание, отрицание со стороны официального искусства, запрет выставлять свои работы на суд зрителей. Приходилось проходить через сопротивление, оставаясь при этом творцом.

— Для меня Василий Дьяков — исполин, — продолжает Светлана Шляпникова, — отстоявший цельность и последовательность своих эстетических устремлений во времена, когда формальные поиски отвергались официальным искусством, сумевший выработать свой авторский почерк и выразить то сущностное, чем наполнена и ценна жизнь человека.

«Камень у воды» — именно так была названа экспозиция, представленная в Картинной галерее.
— Во время работы над выставкой в поэтическом сборнике Василия Николаевича «С высоты синевы» я нашла верлибр, — вспоминает Светлана Шляпникова. — «Камень у воды стережет вечность и хранит память о бурях и покое». Мне показалось, что именно в этом высказывании отражен его жизненный и творческий путь.

Дьяков_Каменьу-воды_Шваб_DSC_8273.jpgВасилий Дьяков чувствует природу на каком‑то совершенно непостижимом уровне. Во время своих творческих встреч художник с долей сожаления признается в том, что он всегда мечтал заниматься скульптурой в большем объеме, чем позволяли ему физические силы, отведенные все той же природой. Бетон, гранит, даже глина — материалы, работа с которыми требует больших усилий. В итоге во многих живописных и графических работах Василия Дьякова мы можем прочитать метафору камня. Хотя лично мне не сразу удалось ужиться с тем, что художник сравнивает себя именно с этим природным объектом.

— Василий Николаевич действительно ассоциирует себя с камнем, — развеивает мои сомнения Светлана Шляпникова. — Когда у меня родилась идея назвать выставку «Камень у воды», я позвонила Василию Николаевичу, и он на мои обоснования, почему выставка может называться именно так, воскликнул: «А ведь я и есть тот камень, который лежит у воды, омываемый жизнью и наблюдающий за ее течением».

Василий Дьяков — это камень, обретший свое место на берегу жизни, если воспользоваться его же словами. Он действительно обрел свое особое место в истории искусства и Южного Урала, и России в целом. И свое особое место во вселенной…

Выставка «Камень у воды» будет открыта для посещения до 30 октября 2016 года. Данная экспозиция посвящена 80-летию художника, а также 280-летию Челябинска. В связи с этим организаторы выставки подготовили для южноуральцев еще один подарок — каталог работ Василия Дьякова, который можно будет приобрести на выставке до 13 сентября, а также в рамках специальных мероприятий, которые состоятся на выставке.

10 сентября Картинная галерея приглашает на творческую встречу c Василием Дьяковым, который с 2013 года живет и работает в Санкт-Петербурге. Художник ответит на вопросы посетителей выставки в режиме online. Мероприятие начнется в 15:00. 22 сентября в 18:30 состоится чтение отрывков из книги Клавдии Дьяковой, жены и творческого собеседника художника, «За седьмой горой». 24 сентября в 15:00 куратор выставки Светлана Шляпникова прочтет лекцию «Творческие диалоги Василия Дьякова с художниками XIX‑XX вв.».

Дьяков_Камень-у-воды_Шваб__DSC_8277.jpg

Дьяков_Камень-у-воды_Шваб__DSC_8279.jpg

Дьяков_Камень-у-воды_Шваб_DSC_8382.jpg

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты