Память на фото. Екатеринбургский фотограф обратился к чувствам челябинцев

16 Февраля 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Память на фото. Екатеринбургский фотограф обратился к чувствам челябинцев

На презентации фотопроекта Сергея Потеряева «Старая Утка» в галерее современного искусства «ОкNо» на удивление весело. На удивление, потому что тема не очень‑то веселая — тема памяти, проблема малых городов.

Назад в прошлое

Камнем на распутье между двумя залами с экспозицией перед посетителями возникает стол с пирогами и самоварами. Сквозь возбужденный гул голосов пробивается непрекращающееся шипение. Словно кто‑то включил записанный на диктофон шум производственного цеха. В зале, что налево от входа в галерею, совсем другая атмосфера.

Старая-утка_Шишкоедов_DSC8279.jpg

Фотографий здесь немного. Все они черно-белые. Одни — в черных рамках, другие — без них. Это снимки небольшого поселка — люди, дома, завод, храм. Простые мотивы провинциальной жизни: купание в реке, посиделки на лавочке в палисаде, маковка церкви, виднеющаяся из окна. Но что‑то здесь не так. Не оставляет тревожное ощущение. Словно подглядываешь за чем‑то личным, сокровенным, давно ушедшим в прошлое.

— Мистификация, — произносит негромко один из посетителей.

Старая-утка_Сергей-Потеряев_марка.jpgНапугать зрителей Сергей Потеряев не стремился. Но что‑то мистическое в этих снимках все же есть. В ходе интервью автор подсказывает: фотографии в рамках — это фотомонтаж, без рамки — аутентичные снимки из семейного архива или музея. Не всегда с первого раза удается распознать вмешательство фотохудожника в изначальный снимок. А когда удается, возникают вопросы. К какому году может относиться этот кадр? Это современное изображение наложено на фотографию из архива или фрагмент старого кадра совместили с фотографией, сделанной недавно?

Немного фактов

Прием фотомонтажа, позволяющий комбинировать на одном снимке разные изображения, используется в фотоискусстве не первый день. Он появился практически одновременно с возникновением самой фотографии. Рождение визуального монтажа принято связывать с программным произведением Оскара Густава Рейландера — работой «Два пути жизни», созданной в 1857 году. В центре композиции — старый учитель. Рядом с ним — два ученика, каждому из которых предстоит выбрать, каким путем идти. Один устремляется к наслаждениям и неправедной жизни, другой — к образованию, наукам, ремеслу, благотворительности.

Старая-утка_Шишкоедов_DSC8261.jpg

Больше столетия назад новый способ фотоискусства использовался для выражения абстрактных идей и концепций. Первые работы, сделанные с помощью фотомонтажа, зачастую создавались годами и были трудны в исполнении. С появлением цифровой фотографии и компьютерных фоторедакторов процесс создания коллажей упростился. И используется он сегодня далеко не всегда для передачи абстрактных идей, но позволяет выразить свою мысль совершенно конкретно.

Вне времени и границ

Прошлое на снимках Сергея Потеряева вызывает смешанные чувства. Другие лица, другие глаза, другое ощущение реальности. Атмосфера если не вырождения, то ухода, вымирания. Что‑то теряется, исчезает, что‑то остается.

Идем по залу. Голова мальчика с полупрозрачными глазами словно вылезла из правого нижнего угла снимка. Жирная муха уселась посреди кадра (то ли там стекло, то ли фотограф вставил ее специально, взяв из другой фотографии). Напряженные фигуры стариков сидят на лавке. Они более выцветшие по сравнению с другими людьми на снимке. Все это призраки прошлого, которые вдруг проникли в наш мир.

В ответ на мои размышления о мистичности выставки Сергей Потеряев улыбается и объясняет:

— Призрак — это когда ты точно понимаешь, что человек мертвый. А здесь нет этой границы. Не было цели показать, что это умершие люди. Хотя по факту это так. Цель другая — рассказать историю вне времени и вне границ — историю человеческих судеб, угасающей деревни, целого региона. В итоге получился материал, который может быть понятен и близок любому человеку.

Старая-утка_Шишкоедов_DSC8293.jpg

Заглянуть в чужую душу

Каждое лето в детстве Сергей Потеряев проводил в небольшом поселке Старая Утка. Когда‑то тишину здешних мест нарушал шум одного из Демидовских заводов, построенных поблизости еще в XVIII веке. В 90‑е годы производство заглохло. Вместо доменного цеха появились лесопилки.

— Я помню свое детство, помню, как разрушался завод, как родители моих деревенских друзей теряли работу. Я думал, что все идет вниз, уходит вместе со старым поколением. Но сейчас поселок живет и даже преуспевает. Хотя завода там нет. Это, наверное, самое для меня странное: заводская, промышленная ментальность, когда мастер считается вершиной мироздания, там осталась, а самого производства уже нет. Сейчас Староуткинск — это больше место для отдыха в тишине.

Старая-утка_Шишкоедов_DSC8276.jpg

Фотографии тихой деревни, пережившие процедуру фотомонтажа, многозвучны и многослойны. Личностный уровень фотографий незаметно переходит на уровень поэтический. Это уже не просто про умирающую деревню. Это про судьбу целого региона. Здесь же — переживание за свое личное пространство, воспоминания о прошлом, детстве, малой родине. От того и возникает ощущение, словно заглядываешь в чью‑то душу.

Все это, возможно, не сразу считывается на рациональном уровне. Но почувствовать это можно. Для того чтобы помочь зрителю переключиться на чувственный уровень восприятия, Сергей Потеряев и прибегает к фотомонтажу, как бы запутывая смотрящего и заставляя его гадать: что здесь прошлое, а что настоящее.

Это еще не все

Возвращаемся обратно, проходим мимо стола с угощением, который уже успел опустеть, замечаем висящую в углу фотографию. Она здесь  самая старая. «Уборка урожая», 1901 год. Немного смятая, с порванными краями. На переднем плане — группа крестьян, позирующих для снимка, за ними — размытые кони и непонятное оборудование с лопастями. Над всем этим одиноко летит птица. Наверное, орел. И снова ощущение, что что‑то не так. Все кажется каким‑то непропорциональным. Одно не стыкуется с другим. Черная рамка подтверждает подозрения — это фотомонтаж. Хотя сразу и не поймешь.

Наконец, заходим во второй зал экспозиции. Условно можно назвать его залом левитации. В центре висит колышущееся белое полотно, на которое направлен луч видеопроектора. Несколько изображений полуразрушенного завода неспешно сменяют друг друга. Рядом — три фотографии, которые словно зависли в воздухе (снимки наклеены на прозрачные стеклянные стойки). Именно здесь находится источник того самого странного, шипящего звука. Звук из прошлого. Голос еще живого, работающего завода.

— Независимо от того, к каким средствам обращается художник — к фотографии, звуку или видео, — результат его творческого труда объясняет человеку человека, — завершает беседу Сергей Потеряев. — «Старая утка» — это проект не только про мою семью. Это больше про деревню. Но зритель считывает, что здесь заложена личная история. Свои попытки узнать больше о своей семье я передаю не через факты, а через переживания, на чувственном уровне. И здорово, если кого‑то эти попытки тоже подвигнут углубиться в историю своего рода и своей родины.

Старая-утка_Шишкоедов_DSC8284.jpg

P.S. Выставка «Старая утка» будет работать всего две недели — с 14 февраля по 4 марта в галерее современного искусства «ОкNо» по адресу: ул. Сони Кривой, 79а (вход через студию-театр «Манекен»). Выставочное пространство открыто для посетителей с понедельника по пятницу с 15:00 до 19:00 и в субботу с 14:00 до 18:00. Посмотреть другие работы Сергея Потеряева в интернете можно здесь или здесь.

2 марта, накануне закрытия выставки, состоится лекция куратора проекта — художника, фотографа, исследователя и коллекционера фотокниг Анастасии Богомоловой. Встреча будет посвящена использованию старых методов в современном фотоискусстве. Начало лекции  в 18:30. Вход на мероприятие — свободный.
11.01.2018 | 15:43
Авторами фотоальбома о Сатке стали ректор, мэр и министр

В Сатке состоится презентация фотоальбома «Слова и образы саткинской земли» Владимира Садырина, в котором автор представил собранную им за долгие годы уникальную коллекцию снимков любимого края.

29.12.2017 | 10:54
Надежда Косых: «Про челябинский метеорит я пока что не шутила»

Челябинка Надежда Косых в последнем сезоне популярного шоу на канале ТНТ «Свободный микрофон» дошла до финала. Как ей «каталось» на «социальном лифте для комиков», обиделся ли папа на ее шутки о нем и почему Слава Комиссаренко комфортнее Руслана Белого? На эти и другие вопросы Надежда Косых ответила корреспонденту «ЮП».

28.12.2017 | 13:12
Убийство под Рождество. Восемь женщин челябинского Камерного театра обвиняются в смерти мужчины

Декабрьской премьерой в челябинском Камерном театре стал спектакль «Восемь любящих женщин» режиссера Владимира Михельсона (Санкт-Петербург), поставленный по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь женщин».

28.12.2017 | 09:23
Почти половина из 28 миллионов талонов, выданных южноуральскими поликлиниками в 2017 году, были оформлены дистанционно

«Открытая поликлиника» — это один из приоритетных проектов министерства здравоохранения Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты