Взгляд сверху. С помощью дрона челябинский фотограф показывает другую сторону реальности

25 Января 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Взгляд сверху. С помощью дрона челябинский фотограф показывает другую сторону реальности

Говорят, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, нужно планировать ее на десятилетия вперед: мысленно подняться над своей жизнью и задуматься о том, где, с кем и каким ты хочешь быть через 10, 20, 30 лет. Заглянуть в свое гипотетическое будущее.

Можно по-разному относиться к подобным советам, но такой прием действительно может привести к весьма неожиданным открытиям  в себе и мире вокруг. Мысленный взгляд сверху позволяет увидеть то, что не просматривается, если наблюдать за жизнью с привычного ракурса. Все это применимо и к таким прикладным занятиям, как, например, фотография, чему и посвящен дальнейший рассказ.

История одного пути

Максим Тарасов  — один из немногих на Южном Урале занимается фотосъемкой с использованием квадрокоптера. Сегодня его снимки признаются лучшими на международном уровне, попадают в топы по мнению профессиональных аэрофотографов, побеждают на различных конкурсах и путешествуют по миру в рамках передвижных выставок. В 2016 году Максим Тарасов вошел в список фотографов, изменивших взгляд на мир, по версии веб-журнала Feature Shoot (Великобритания); его работы попали в топы сообщества Dronestagram (Франция) и подборки, сформированные редакцией журнала Time и телекомпании CNN (США).

Однако путь к этим достижениям был непростым и занял далеко не один год. Серьезно заниматься фотографией Максим Тарасов начал 8 лет назад, хотя попытки рассказать о чем‑то миру с помощью фотоаппарата были и раньше. Макс родился в Миассе. С подачи родителей занимался легкой атлетикой, играл на кларнете. После переезда в Челябинск в центре его интересов оказались информатика и программирование. Параллельно занимался психологией. После окончания университета он работал экспертом в группе информационных технологий в банке, сохранял любовь к музыке и приверженность спорту, экспериментировал с фотографией, но не особо был доволен результатом. Чего‑то не хватало…

Все изменила поездка в Китай. Два года жизни в самой густонаселенной стране мира, где Максиму иногда приходилось буквально выживать, коренным образом изменили его взгляд на жизнь. Вернувшись в Челябинск, он окончательно порвал с прежней жизнью и полностью посвятил себя фотографии. Пришлось начинать с нуля: изучать азы фотоискусства, технику зеркальных фотоаппаратов, общаться с теми, кто уже чего‑то достиг в этой сфере, методом проб и ошибок искать собственный стиль и язык. Ну а дальше, как говорится, — судьба.

В августе 2015 года хорошие знакомые сделали Максиму Тарасову неожиданное предложение: попросили заснять строительство завода в Челябинске, но сделать это сверху, для чего предоставили квадрокоптер. Дрон стал для Макса и инструментом, и напарником, и другом, и дверью в совершенно новый мир.

Поиск неизвестности

— В чем принципиальная особенность и уникальность такого способа фотосъемки? Что фотографу дает использование дрона?

— В моем случае съемка с квадрокоптера кардинально изменила мой взгляд на мир и жизненную философию. Знаковым для меня снимком является кадр, который я сделал в деревне недалеко от Кусы. На фотографии, снятой с высоты не более 100 метров, — часть реки и зеленая поляна. Однако снимок больше напоминает космос. Тогда я понял, как много я не знаю о том, что меня окружает. Мы привыкли видеть этот мир под одним углом зрения. Но, если посмотреть на него сверху, все выглядит иначе. Наша привычная жизнь не такая, как нам кажется. Мы просто этого не замечаем.

Макс Тарасов_Космос.jpg
«Космос»

— В чем сложность съемки с дрона?


— На самом деле нет ничего сложного в том, чтобы освоить управление квадрокоптером. Но есть много нюансов, незнание которых может привести к повреждению техники: высота возврата домой, реверсивное управление, сложности взлета и посадки, влияние потоков воздуха, погодных и климатических условий. К тому же это довольно опасная техника, которая в неумелых руках может принести вред окружающим. У меня был случай, когда я снимал видео на большой скорости и не рассчитал тормозной путь. Дрон зацепился за ветку и упал, но двигатели продолжали работать. Чтобы отключить его, пришлось выдергивать батарейку. Когда все закончилось, я обнаружил, что весь в крови, и сначала даже не понял, в чем дело. А потом увидел, что поранил палец крутящимся винтом.

И все же больше всего сложностей связано с аккумуляторами. Если температура на улице ниже 15 градусов, планшет, на котором транслируется картинка с камеры дрона, разряжается до нуля всего за 10 минут. Чтобы как‑то выйти из этой ситуации, я купил телефон, который использую вместо планшета, прикрепив к нему каталитическую грелку. Другая проблема — это аккумуляторы самого дрона. В среднем один аккумулятор позволяет летать около 23 минут, а заряжается минут 40. Очевидно, что времени очень мало. К тому же на природе или в путешествии далеко не всегда есть возможность подзарядиться. Поэтому я беру с собой порядка пяти аккумуляторов. Поскольку в холодное время года их нужно держать в тепле, приходится обвешиваться ими под курткой, тащить все это на себе, спать с ними в спальнике. Все это не очень удобно.

Макс Тарасов_Тени.jpg
«Тени»

— Ты всегда знаешь, какой кадр получится в итоге?


— Большинство моих снимков  случайны, потому что невозможно предугадать, что ты увидишь сверху. И здесь очень важно обладать чутьем, интуицией… Как‑то осенью я ехал в сторону деревни Яраткулова. Поле, мимо которого я проезжал, было частично засыпано снегом. Сначала я не хотел останавливаться. Вроде бы и так было понятно, что я увижу сверху. Но я все-таки достал дрон и взлетел. В итоге получился удивительный кадр: поле было разделено ровной линией на белую и черную части, а там, где был снег, явно просматривался знак вопроса. Видимо, след трактора или машины. Оставаясь на земле, я бы этого никогда не увидел. Некоторые вещи становятся явными, только если ты смотришь с неба. Но интересные детали, неожиданные знаки спрятаны везде.

Макс-Тарасов_Знаки.jpg
«Знаки»

Поиск решает все


— Как тебе удалось выйти на крупнейшие международные сообщества аэрофотографов?

— Это было не просто, но мне было крайне важно делиться с миром тем, что я делаю, показывать другую сторону жизни. Я следил за тем, что снимают другие фотографы, которые используют дрон, кто выходит в топы. Как правило, это были фотографии из красивейших мест планеты — горы в Швеции или Исландии, Гранд Каньон, огромные и величественные реки. А что у нас? Ну да, есть красивый Таганай, река Сатка. Но с таким материалом мне сложно было конкурировать. В какой‑то момент я просто на это плюнул и решил: я хочу заниматься аэрофотографией, и я буду этим заниматься несмотря ни на что. И то, что я не прекратил свой поиск, помогло мне добиться того, что меня заметили. Решающим стало то, что я снимал не так, как все. Я увидел в рыбацкой лунке человеческий глаз, в заросшей реке — космос, мертвая почва Карабаша сверху показалась мне живой, потому что она была испещрена линиями ручьев, словно кровеносными сосудами. Везде и всегда есть что‑то красивое, что достойно внимания. Главное — уметь это видеть. Также мне помогал метод изменения угла. В то время как большинство просто снимает сверху.

Макс Тарасов_Карабаш.jpg
«Карабаш»

— Что отличает настоящего фотографа от человека, который просто считает себя таковым, потому что у него есть камера?


— Я много думал над этим и выработал несколько критериев. Фотография и аэрофотография, в частности, должны быть страстью, когда ты не можешь без этого жить. У меня был период, когда я разбил дрон и не мог снимать. У меня было очень подавленное состояние из-за того, что я ничем не мог делиться с миром. Тогда я перерыл все свои старые съемки, склеил из кусочков какое‑то видео  лишь бы что‑то показывать. И, кстати, благодаря этому обнаружил очень много интересных кадров… Второй момент — фотограф всегда должен быть готов к съемке. Ты должен снимать, даже если тебе плохо. Никаких отговорок. Нужно искать кадр в любом месте и прислушиваться к интуиции.

— В России аэрофотография развивается активно или только набирает обороты?

— У нас очень много невероятно талантливых фотографов в этой области, но сама аэрофотография почему‑то не пользуется популярностью. Представители международных фотосообществ и зарубежные компании интересуются творчеством наших фотографов больше, чем наши соотечественники. Недавно мне предложили подключиться к проекту по созданию сообщества российских аэрофотографов. Но работают над этим иностранцы.

— Есть ли у тебя мечта, связанная с твоей профессиональной деятельностью?

— Хочется искать скрытые вещи не только в России, глобально раздвигать рамки, максимально расширять географию поисков. В каждой стране, в каждой точке мира что‑то спрятано. Я очень хотел бы поснимать в Исландии, Арктике. Вообще, везде хочется побывать. Тем более это много дало бы не только для развития аэрофотографии, но и для историков и разных исследователей.

Макс Тарасов_Волна.jpg
«Волна»

Эпилог


— Для меня всегда было очень важно оставить след в истории фотографии, стать не просто человеком, у которого есть камера, и он называет себя фотографом, а человеком, который действительно чего‑то достиг в своем деле. В самом начале моего пути многие надо мной смеялись, когда я отказывался от коммерческих заказов. Я же объяснял это тем, что стараюсь как можно больше снимать для себя, потому что хочу выйти за границы Челябинской области, а для этого нужно больше времени на саморазвитие. «Кого ты обманываешь? Какой мир? Кому ты нужен?» — говорили мне. В итоге я доказал, что все возможно, нужно только стремиться к этому, много работать, прилагать усилия и верить в свою мечту.

Макс Тарасов_Глаз.jpg
«Глаз»

Макс-Тарасов_Поиск.jpg
«Поиск»

Макс-Тарасов_Упряжка.jpg
«Упряжка»

Поделиться

Вчера | 19:07
Жестокость не может быть нормой. Откровенный разговор о премьере в Молодежном театре

Премьера спектакля «Русское. Островский» по пьесе «Горячее сердце» в постановке Ивана Миневцева прогремела на сцене Челябинского молодежного театра в мае.

Вчера | 18:08
Сокровища ректора. Выставку в Челябинске посвятили русской школе

Центральная библиотека им. А.С. Пушкина приглашает южноуральцев посмотреть, каким было образование сто лет назад. Настоящую историю поведают пожелтевшие от времени экспонаты, фотографии и документы, которые многие годы коллекционировал ректор Челябинского института культуры Владимир Рушанин.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты