Нагромождение смыслов. «Полный артхаус» в Челябинске начался со споров

20 Февраля 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Нагромождение смыслов. «Полный артхаус» в Челябинске начался со споров

На открытии кинофестиваля «Полный артхаус» участники пресс-конференции высказали разные, зачастую противоположные точки зрения на современный кинопроцесс и место в нем челябинского кинофорума.

Светлой памяти гениев

В этом году создатели фестиваля «Полный артхаус» приурочили его к двум знаковым в истории отечественного кинематографа датам — 115-летию со дня рождения Леонида Оболенского и 50-летию фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». На открытии челябинцам показали фрагменты режиссерских и актерских работ Леонида Оболенского. Эти кинокартины долгое время хранились в «Госфильмофонде» и были недоступны для просмотра. До наших дней эти режиссерские версии дошли не в полном объеме, но от этого их ценность не стала меньше. Часть из них была подарена киноцентру им. Л.Л. Оболенского.

Отрывки из старых фильмов, представленные на открытии фестиваля «Полный артхаус», были показаны под аккомпанемент органа в зале органной и камерной музыки «Родина». Импровизатор Екатерина Мельников выступила в качестве тапера, усилив впечатление от момента. При просмотре не оставляла мысль, насколько другим было кино столетие назад. И дело даже не в технических возможностях кинематографа и актуальных темах. Было в нем что-то душевное, немного наивное, трогательное, невероятно искреннее. То, что сегодня, увы, редко увидишь в современных кинотеатрах.

Кино в музее

Отдельная часть фестиваля была посвящена еще одному столпу отечественного кинематографа — Андрею Тарковскому. В Историческом музее Южного Урала в рамках фестиваля состоялось открытие выставки «Два Андрея: связь времен», на которой были представлены предметы из архивов режиссера Михаила Ромма, оператора-постановщика Вадима Юсова и редактора картины «Андрей Рублев» Лазаря Лазарева, материалы из архива Ирмы Рауш-Тарковской.

Важным событием фестиваля стал показ режиссерской версии фильма «Андрей Рублев» — «Страсти по Андрею», продолжительностью 3,5 часа. Картину представлял народный артист РФ Юрий Назаров, который сыграл в фильме две роли — великого князя и малого князя. Перед показом Юрий Владимирович, говоря о значимости этой картины, вскользь обронил, что еще неизвестно, какая версия фильма лучше.

Впервые в этом году исторический музей стал площадкой для показов фестиваля. И похоже, дружба музея и кинофорума продолжится. Помимо выставки зрители могли здесь же посмотреть фильмы из программы «Челябинский кинословарь»: «Таинство брака» (1992) Сергея Мирошниченко, «Журналист» (1967) Сергея Герасимова, «Барак» (1999) Валерия Огородникова, «Игры мотыльков» (2004) Андрея Прошкина, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) Льва Кулешова.

Художественный руководитель фестиваля, киновед Вячеслав Шмыров также отметил, что благодаря поддержке челябинской администрации в лице начальника управления культуры Дмитрия Назарова есть надежда, что в будущем в Челябинске появится музей памяти режиссера Сергея Герасимова.

Артхаус против «мувиков»

Увязать имена Леонида Оболенского, Андрея Тарковского и понятие «артхаус» не всем участниками и гостям фестиваля показалось уместным. Против использования имени своего мужа в привязке к «Полному артхаусу» неожиданно высказалась вдова Леонида Оболенского Ирина Оболенская, приглашенная в качестве специального гостя. По ее мнению, многие фильмы, представленные на кинофестивале, не соответствуют мировоззрению Леонида Оболенского.

Не согласилась с ней киновед Зоя Кошелева, еще один гость кинофорума, которая отметила, что главное для любого художника — быть свободным.

— Свободным был Оболенский, свободны те режиссеры, фильмы которых будут показаны на фестивале «Полный артхаус». Мы можем по-своему оценивать представленные здесь картины, но мы не можем их судить. Каждый волен выражать свои мысли и чувства так, как считает нужным. Этим и отличается артхаус, который включает свободных режиссеров, — заключила Зоя Кошелева.

К свободным кинематографистам организаторы фестиваля отнесли и Анджея Вайду. Отдельная часть фестиваля была посвящена ретроспективе фильмов польского режиссера, в программу которой вошли такие картины, как «Катынь» (2007), «Пилат и другие» (1971), «Человек из мрамора» (1976), «Пепел и алмаз» (1951), «Березняк» (1970), «Все на продажу» (1968).

Свой взгляд на суть и миссию «Полного артхауса» выразил художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров. Он напомнил, что все начиналось более 15 лет назад, когда в Челябинске впервые состоялся фестиваль «Новое кино России», созданный в условиях отсутствия прокатной системы в стране

— Тогда практически не было проката российских картин, — вспоминает Вячеслав Шмыров. — И кинотеатров-то не было. Их только начинали реконструировать и восстанавливать. Мы тогда привозили в Челябинск фильмы, которые позволяли увидеть весь спектр российского кинематографа. Сегодня мы занимаемся тем же. Мы делаем не фестиваль «мувиков», которые показывает телеканал «Россия» по воскресеньям. Мы показывает то авторское кино, которое в условиях современного кинопроката не имеет возможности дойти до широкого зрителя.

Зачем нам поддельный Голливуд?

В конкурсной программе этого года представлены фильмы, которые ранее не показывались нигде, даже в ограниченном прокате.

— Это условие профессионального фестиваля, — продолжает Вячеслав Шмыров. — Это фильмы, которые представляют разные точки зрения на современный политический процесс.

Оценивать фильмы будет экспертное жюри, в состав которого вошли театровед, критик Владимир Спешков, культуролог, кандидат исторических наук Галина Суслова, заведующий кафедрой режиссуры, кино и телевидения Челябинского института культуры Николай Тележников, искусствовед, кандидат философских наук, доцент ЮУрГУ Денис Граханов, автор журнала «Афиша» Евгений Ткачев, директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко.

— В этот раз будет много сюрпризов, — поделилась своими ожиданиями председатель жюри фестиваля, киновед Ольга Конфедерат. — Обо всех прелестях конкурсной программы мы сами пока не знаем. Но известно, что будут яркие, жесткие события, немного скандальные, будирующие вещи. Боюсь делать прогнозы. Но очень хочется уже посмотреть программу и перейти к обсуждению.

В конкурсную программу пятого «Полного артхауса» вошли фильмы «Дизлайк» (режиссер Павел Руминов), «Аномия» (режиссер Владимир Козлов), «Вся наша надежда» (режиссер Карен Геворкян), «Его дочь» (режиссер Татьяна Эверстова), «Дачники» (режиссер Александр Вартанов), «Рыба-мечта» (режиссер Антон Бильжо), «Метаморфозис» (режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова).

Чтобы показать как можно больше хороших авторских фильмов, вышедших за предыдущий год, организаторы составили программу «Второй показ». Представленные там картины могли бы с тем же успехом стать конкурсными. Помешало только то, что они уже выходили в прокате — в России и Челябинске. Среди них «Коллектор» (режиссер Алексей Красовский), «Ученик» (режиссер Кирилл Серебренников), «Дама пик» (режиссер Павел Лунгин), «Зоология» (режиссер Иван И. Твердовский), «Кеды» (режиссер Сергей Соловьев). Вот только сказать, что эти картины посмотрело большое количество человек, нельзя. К примеру, фильм, который закроет фестиваль, «Монах и бес» режиссера Николая Досталя, в Челябинске ранее посмотрели не более ста человек, если судить по количеству проданных билетов. Небольшие сборы были и у фильма «Зоология» в кинотеатре им. А.С. Пушкина.

— Ставка сегодня делается на российские блокбастеры, — комментирует ситуацию Вячеслав Шмыров. — Лучшие фильмы из этого ряда — это бюджетные, масштабные проекты. Сюда можно отнести фильмы Николая Лебедева «Экипаж», «Легенда № 17», недавно вышедший «Викинг» или картину «Дуэлянт». Их задача — сделать так, чтобы российское кино смотрели хотя бы 20 % посетителей российских кинотеатров. Но что происходит? Федор Бондарчук и другие современные режиссеры сражаются с Голливудом на поле Голливуда, то есть делают фильмы в их же стилистике. Объясните: зачем нам в России нужен поддельный Голливуд?

Без ответа остался еще один вопрос: как привлечь в кинотеатры молодежь? По словам Вячеслава Шмырова, реальность такова, что люди старше 25 лет уже гораздо реже ходят в кино за деньги. Соответственно, прокатная стратегия формируется с ориентацией на молодежь до 24 лет. Поэтому выходить на серьезное кино можно только в формате кинофестивалей, что, по сути, и делает каждый год «Полный артхаус», зачастую удивляя, будируя, шокируя, но главное, оживляя местную культурную среду.

Поделиться

Сегодня | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты