Открыть Канны. В Челябинске обещают провести самый жесткий «Полный артхаус»

7 Февраля 2017 Автор: Марат Гайнуллин
Открыть Канны. В Челябинске обещают провести самый жесткий «Полный артхаус»

С 17 по 24 февраля в Челябинске в пятый раз пройдет кинофестиваль «Полный артхаус».

— Вообще-то мы с Тамарой Никитичной Мордасовой проводим в Челябинске фестивали уже 17 лет, — признается художественный руководитель «Полного артхауса» Вячеслав Шмыров. — Но этот — я обещаю! — будет самый жесткий!

Поймать звезду!


— В 2000 году в Челябинске проводился фестиваль памяти Леонида Оболенского, — вспоминает Вячеслав. — Тогда стояла задача, чтобы в Челябинск приехали люди, которые знали режиссера и могли защитить его имя: именно тогда были на него сильные нападки. Приезжал Георгий Жженов. Гостем второго фестиваля была Вия Артмане.

Мне говорят: вот, мол, вы все время стареньких привозите… А почему бы вам кого-нибудь из новеньких не привезти? Спрашиваю: «Кого именно?» — «Ну, например, Марата Башарова». — «Да был он!»

Просто мы уловили звезду в тот момент, когда она еще была доступна! Тогда мы открывали кинофестиваль фильмом «Свадьба» Павла Лунгина, и вместе с Башаровым был Андрей Панин. На одном из фестивалей был Леша Панин. Мы знали, что это непростой субъект. Поэтому он приезжал с мамой. Мама его контролировала. Так что надо знать, какой соус и к какой котлете надо подавать. (Смеется.)

Марлен Хуциев был здесь на фестивале еще в 2013 году. Актриса Галя Бокашевская тоже была на фестивале в Челябинске с фильмом «Тоталитарный роман». Роль в нем в условиях советского проката сделала бы ее просто сверхзнаменитой! Но в конце 90-х никакого проката и в помине не было. Галя очень тепло отзывается о Челябинске. Актер Алексей Гуськов признался мне: есть, мол, такой замечательный город, Челябинск называется. Именно там, дескать, почувствовал себя знаменитым, поскольку нашел спонсоров на свой проект!

Вообще к фестивалю я отношусь как к сервировке. Нельзя, чтоб были блюда, которые повторяют друг друга. И очень важна человеческая совместимость. Наш последний фестиваль «Артхаус», может быть, самый жесткий, резкий. Но ведь и время такое! Сегодня доля российского кино составляет около 20 процентов. По европейским меркам это почти нормально. И, естественно, дорогу мы даем тем фильмам, у которых нет шансов быть показанным.

От «Рая» до «Зоологии»

— В этом году в конкурсную программу мы включили семь премьерных фильмов, в основном молодых режиссеров, — рассказывает Вячеслав. — Вторая программа называется «Вторая премьера». Практически за каждой картиной этой программы кроется парадокс. Если, скажем, вынести за скобки фильм Кончаловского «Рай», то бесспорным лидером окажется фильм Ивана Твердовского «Зоология», который в 2016 году стал самым востребованным фестивальной публикой в мире из всех наших отечественных картин!

В эту программу включены фильмы классиков отечественного кино, например, фильм «Ке-ды» Сергея Соловьева, «Монах и бес» Николая Досталя, «Ученик» Кирилла Серебренникова.

Еще одна линия — документальное кино. Ее откроет фильмом «Родные» Виталий Манский. Лента абсолютно не политизирована, ее герои — обычные люди, которые рассказывают, как они понимают то, что сегодня происходит в России, в Крыму, на Украине.

Он же снял фильм, посвященный Северной Корее. Это очень закрытая страна. И просто удивительно, что она впустила к себе нашу съемочную группу. Долго согласовывали сценарий, все было очень непросто. Но в итоге вышел фильм, имевший во всем мире самые большие сборы! Надеюсь, что мировой дистрибьютор позволит нам показать в Челябинске этот уникальный фильм.

«Голая жизнь»

— В этой рубрике собраны самые резонансные фильмы документального кино, — продолжает Шмыров. — Среди них лента Дарьи Хреновой про художника Петра Павленского «Голая жизнь», одним из сопродюсеров которой стала моя дочь.

Дарья — мастер оперативной съемки. В этом я убедился лично. Уже пять лет провожу в Тбилиси фестиваль российского кино. Мы открыли его, когда только что закончилась грузино-абхазская война, и нас предупреждали: вы будете восприняты там как оккупанты! Большинство местных жителей все-таки понимали, что мы здесь с миротворческой миссией. Но однажды люди вышли к кинотеатру с плакатами «Оккупанты! Вон из Грузии!» Не скрою, я растерялся и не знал, как себя вести. Но Даша к ним вышла, и уже через пять минут все мирно разошлись!

Что тут скажешь! Настоящий документалист — это психоаналитик! Если человек приходит с заряженной идеей, значит, должен быть способ, чтобы его разрядить. В этом искусство режиссера — заставить реального, документального человека продемонстрировать живые реакции. И Даша сделала это блестяще! Более того, вечером ее пригласили на чай…

В этом году партнером фестиваля станет Польский культурный центр. И будет программа памяти выдающегося польского режиссера Анджея Вайды с его самыми знаковыми фильмами: «Пепел и алмаз», «Человек из мрамора», «Все на продажу». Особняком стоит фильм «Катынь». Отец Анджея, польский офицер, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни.

Главным событием фестиваля станет 115-летие Леонида Оболенского. Мы благодарны залу камерной и органной музыки: в эти дни он превратится в кинозал. Мы приглашаем всемирно известную органистку-импровизатора Екатерину Мельникову, которая поработает в качестве тапера в стиле ретро. Она ломает все стереотипы привычного нам восприятия органной музыки. И это будет интересно не только любителям кино, но и меломанам. Будут показаны (некоторые впервые) режиссерские работы Леонида Оболенского 20-годов. Игра Екатерины как раз и станет эмоциональным комментарием к этим кинолентам, создавая антураж и аромат того времени.

А из Санкт-Петербурга ждем вдову режиссера Ирину Оболенскую.

Уверенно сказать, что приедут Константин Хабенский и Анна Михалкова, пока не могу. Но на закрытии фестиваля точно будет Павел Лунгин.

Вслед за Поной

— Всего состоится около 40 киносеансов, — говорит директор киноцентра Оболенского Тамара Мордасова. — Главная площадка фестиваля — это кинотеатр «Знамя». В сетке показа будем учитывать возможности зрителей с разной занятостью и показывать конкурсные фильмы дважды, днем и вечером.

Показ фильма «Родные» с участием его режиссера Виталия Манского — это некая дань классическому кинотеатру «Знамя», который когда-то был, с одной стороны, кинотеатром трудного фильма, с другой — кинотеатром документального показа. Остальная часть документального кино будет размещена в киноцентре Оболенского.

Среди прочего будет одна лента, которая имеет непосредственное отношение к Челябинску. Это фильм датского режиссера Бориса Бертрама «Танкоград». Снимал он его, опираясь на творческую и бытовую историю челябинского театра современного танца Ольги Поны. Четыре года он ездил за ними, снимал их в самых разных ситуациях. Одновременно он учитывал тот провинциальный, глубинный специфический город России, в котором живет этот всемирно известный коллектив. Я очень рекомендую обратить внимание на эту, безусловно, интересную ленту.

Саша и Маша

Программа «Вторая премьера» размещается по традиции в кинотеатре имени Пушкина. Там же будут показаны под рубрикой «Земляки» фильмы, так или иначе связанные с Челябинском. В частности, лента «Дом со всеми неудобствами» режиссера Веры Сторожевой, нашей землячки, родившейся в Троицке, а также фильм «Хороший мальчик», в котором играет Александр Паль, выходец из челябинского киноклуба Оболенского. Эти фильмы мы, возможно, повторим в зале музея истории Южного Урала.

Кстати, еще одна наша землячка, уроженка Златоуста Мария Курденевич снялась в нашумевшей ленте Павла Лунгина «Дама пик». Вот такие у нас есть Саша и Маша!

Кроме того, будет показана лента полувековой давности — фильм Сергея Герасимова «Журналист», которая снималась на родине великого режиссера, на озере Чебаркуль, в Миассе.

40 челябинцев на А

— По аналогии с митяевской премией «Светлое прошлое», учредителей которой спрашивают, когда же кончатся ее герои, спрашивают и меня об этом, — признается Шмыров. — Я им отвечаю: в моем кинословаре только на букву А насчитывается 40 человек, связанных с Челябинском. Если умножить на 33 буквы алфавита, уже можно киноглобус Челябинской области составлять!

Недавно я был во французской синематеке. Вы не поверите, но там с русским алфавитом связано только три кнопки: «Эйзенштейн», «Тарковский», «Русское кино». То есть персонифицируется в мире только два режиссера! Первая половина XX века — Эйзенштейн, вторая половина — Тарковский. Увы, но, живя здесь, мы не всегда это понимаем…

13_Полный-артхаус_афиша.jpg

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты