Театральный «Дебаркадер» в Челябинске расскажет, кого любила Соня Кривая и о чем думал Бертольт Брехт на вокзале

16 Августа 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: с официальной страницы cпектакля Olga Maria ВКонтакте
Театральный «Дебаркадер» в Челябинске расскажет, кого любила Соня Кривая и о чем думал Бертольт Брехт на вокзале

В преддверие фестиваля современных искусств «Дебаркадер» рассказываем подробности театральной программы. Она в этом году на порядок выше всего, что мы видели прежде, и, возможно, станет главным открытием «Дебаркадера» номер три.

Огонь творчества и любви

«Энергия революции» — так называется театрализованное представление, которое готовят артисты «Студии М» под руководством актера, режиссера Радика Рябкова. Всю идею раскрывать не будем. Скажем только, что снова будет задействован огонь (на прошлом фестивале актеры уже сжигали куб на берегу реки Миасс). Представление образно представит разные направления «Дебаркадера» — поэтическое, театральное, художественное, дизайнерское. Каким-то образом будет раскрыта и тема революции, но не в политическом, а в творческом аспекте.

Одним из возможных экспериментов программы открытия «Дебаркадера» станет выступление хора, в состав которого войдут сотрудники исторического музея Южного Урала. Будущие участники музыкального номера, по словам одного из организаторов фестиваля, театрального критика Владимира Спешкова, «в ужасе». Но на то он и «Дебаркадер» — чтобы удивлять. Открытие фестиваля и показ спектакля «Энергия революции» состоится 14 сентября в 20:00.

В рамках «Дебаркадера» Радик Рябков представит еще одну свою режиссерскую работу — спектакль Olga Maria, раскрывающий непростые, но прекрасные романтические взаимоотношения Пабло Пикассо, его первой жены Ольги Хохловой (в исполнении актрисы Ольги Осиповой) и одной из его многочисленных любовниц Марии Терезы Вальтер (Ольга Александрова).

— На создание спектакля меня вдохновила одна из фотографий, связанных с Пикассо, — рассказывает Радик Рябков. — Стоящая женщина на снимке очень напомнила мне одну из актрис нашей студии. Не столько внешне, сколько эмоционально. Тогда-то и появилось желание пофантазировать на сцене на тему творчества и личности Пикассо, его взаимоотношений с женщинами, которые на самом деле являются главными музами любого творческого человека. Пока спектакль в работе. На «Дебаркадере» мы представим не окончательный вариант. Но в том-то и прелесть фестиваля, что он позволяет вынести на суд зрителей и коллег свои эксперименты и, возможно, получить какие-то советы, обратную связь.

Историю любви мастера и двух его прекрасных муз в сценическом исполнении актеров «Студии М» зрители увидят 19 сентября.

Революционный эксперимент

В первый день фестиваля состоится еще одна театральная премьера — спектакль режиссера Олега Хапова «Ты меня любишь, Соня Кривая?». Сценарий был написан драматургами Константином Рубинским и Полиной Бабушкиной. Художником выступил Антон Сластников, композиторами — Владимир Батраков и Юрий Богатенков. Роли исполнят актеры челябинских театров Екатерина Девятова (драмтеатр), Александр Черепанов, Иван Яковлев (Молодежный театр) и Алена Сергеева («Манекен»).

«Ты меня любишь, Соня Кривая?» своего рода рефлексия авторов, посвященная столетию революции, которая коренным образом изменила ход истории страны, попытка ответить на некоторые вопросы. Есть ли сегодня герои (и героини), подобные Соне Кривой по силе духа и самоотверженности? Неужели сегодня уже никто не способен пожертвовать своим комфортом и благополучием ради высоких идеалов и о Соне Кривой напоминают лишь песня, улица и челябинская пивоварня, названная именем революционерки?

Необычной обещает быть сценография спектакля. Недавно авторы этого театрального проекта позаимствовали у челябинской филармонии… колесо, которое ранее использовалось в музыкальном спектакле государственного ансамбля танца «Урал» — хореографической притче «Аркаим». Собственно, оно-то, колесо, и станет одним из ключевых элементов сценического пространства.

Музыку к спектаклю Владимир Батраков пишет в соответствии с пожеланиями режиссера. Олег Хапов предложил сделать жесткие, экспрессивные аранжировки с «зубовным скрежетом, нервической дрожью и вопиющим минимализмом». Уже написан гротескный «Вальс с бесами» в духе Альфреда Шнитке, медитативная тема с флейтами и тибетскими колокольчиками, отдельные симфонические эпизоды и инструментальные пьесы. Лейтмотив, задающий общую мелодическую линию, прямо или косвенно отсылает к песне «Улица Сони Кривой» из репертуара челябинской группы «Резиновый дедушка».

Определить жанр спектакля непросто. Известно, что при его создании использовались в том числе письма, которые перед казнью Соня Кривая писала из тюрьмы матери и брату. Поэтому отчасти это исторический вербатим. С другой стороны, много в постановке вымысла, фантазии, которые, тем не менее, позволяют авторам проекта связать события столетней давности с днем сегодняшним. Что из этого получится, узнаем 14 сентября в 21:30. Те, кто не попадет на премьеру спектакля, смогут посмотреть его на закрытии фестиваля 19 сентября в 19:30.

Гости из прошлого

В этом году «Дебаркадер» пройдет не только на площадке исторического музея Южного Урала, но и временно переместится на железнодорожный вокзал для показа спектакля «Разговоры беженцев», созданного по пьесе Бертольта Брехта в модном ныне жанре «бродилка» (или спектакль-променад). Впервые проект был представлен в Санкт-Петербурге, на Финляндском вокзале, в 2016 году на фестивале авангардных театральных форм «Точка доступа».

Вокзал в этом спектакле — ключевой элемент, почти что персонаж. Именно на вокзале происходит действие пьесы, написанной Брехтом в 1940-41 годах. В центре сюжета — история двух немецких беженцев, которые обсуждают и глобальные общечеловеческие проблемы, и бытовые невзгоды военного времени. В одном угадывается сам Бертольт Брехт, в другом —представитель классической немецкой интеллигенции.

Показ спектакля проходит следующим образом: 50 зрителей получают наушники и в течение почти двух часов следуют за актерами. Таким образом, они становятся участниками приватного разговора и как бы подсматривают за происходящим. При этом любой из зрителей может отделиться от группы и построить собственный маршрут по переходам вокзала, продолжая слушать диалог персонажей. Главное, вернуть наушники после спектакля.

В «Разговоре беженцев» принимают участие Сергей Волков, актер Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета, и Максим Фомин, выпускник мастерской Григория Козлова, актер Центра им. Вс. Мейерхольда. Добавлю, что этот спектакль считается одним из главных событий прошедшего театрального сезона, был номинантом конкурса «Эксперимент» в рамках Национальной премии «Золотая маска». Что касается актеров, то Сергей Волков известен также как исполнитель главной роли в спектакле «Кабаре Брехта», поставленном в Санкт-Петербургском академическом театре им. Ленсовета режиссером Юрием Бутусовым. За нее он получил «Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль». Максим Фомин, признанный в 2015 году лучшим молодым актером Санкт-Петербурга, по мнению экспертов премии «Прорыв», еще раз приедет в Челябинск уже через месяц. 8 октября он отыграет моноспектакль «Топливо» в рамках фестиваля «Камерата».

Еще одним театральным гостем «Дебаркадера» станет коллектив, появившийся в прошлом году в Екатеринбурге, — театральная платформа «В Центре» екатеринбургского музея «Ельцин-центр». В Челябинске они покажут спектакль «Война, которой не было», поставленный режиссером Семеном Серзиным по книге Полины Жеребцовой «Муравей в стеклянной банке» — дневниковым записям девушки, которая своими глазами наблюдала трагедию Чеченской войны. Роли в спектакле исполняют актеры Екатеринбургского драматического театра. В Челябинск постановка «приедет» после участия во Всероссийском молодежном форуме-фестивале «Артмиграция» (Москва) и фестивале «Реальный театр» (Екатеринбург). Увидеть выступление екатеринбургских артистов челябинцы смогут 18 сентября.

Поделиться

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

22.03.2024 | 10:53
Культура с отличием. Чем живут творческие люди Южного Урала

Профессиональные праздники придумали умные люди. Очень важно, когда один день в году прославляют строителей, металлургов, врачей, учителей или железнодорожников. Профессий много, и праздников в России не меньше ста.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты