Сказочное путешествие, или Как в Челябинском театре кукол уместили весь мир в одной «коробке»

19 Сентября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Сказочное путешествие, или Как в Челябинском театре кукол уместили весь мир в одной «коробке»

Открытие нового театрального сезона в Челябинском театре кукол стало настоящим праздником. Новый сезон здесь начался еще в августе, но официальным стартом стал первый показ премьерного спектакля «Новый Робин-Бобин», который состоялся 6 сентября. Есть повод полагать, что как сезон открыли, так его и проведут.

Рождение образа

Появлению спектакля послужила целая история. К главному режиссеру театра Александру Бороку обратилась Майя Дудко, сестра челябинского поэта Аси Горской. В этом году Асе Борисовне исполнилось бы 80 лет (ее не стало 14 лет назад). Бережно храня память об этом необыкновенном человеке, полном красоты и любви к детям, к людям, к миру, Майя Борисовна предложила поставить на сцене Челябинского театра кукол сказку в стихах «Приключения нового Робина-Бобина», написанную Асей Горской. Так появился яркий парад необыкновенных кукол и радостный праздник для юных зрителей.

Герой поэтической сказки Аси Горской — Робин-Бобин-младший, правнук Робина-Бобина- Барабека из английского фольклора. «Он совсем-совсем иной: фантазер из фантазеров, добрый, хоть и озорной». С ненасытным обжорой его роднит разве что любовь к сладкому. «Новый Робин — сладкоеда и, к ребячьей радости, раздает всем сладости». А еще герой Аси Горской любознательный, добрый, отважный путешественник, «мечтатель-размечтатель».

На сцене эта сказка в стихах ставится впервые. Сам по себе образ Робина-Бобина, конечно, уже появлялся на театральной сцене. К примеру, «Робин-Бобин», созданный режиссером Анной Викторовой в 2005 году в санкт-петербургском театре «Кукольный формат». Правда, в том спектакле были использованы и другие образы из английского и русского фольклора. Поэзия челябинского поэта Аси Горской на театральной сцене еще не звучала. Хотя сама она мечтала увидеть своего «Робина-Бобина» в театре и даже сама придумывала сценарий работы с залом. Мечта сбылась, но несколько позже…

Мир в коробке

Пока зрители рассаживаются и ерзают на местах в ожидании начала, рассматриваю сцену. На ней — единственная конструкция в форме цилиндра. Напоминает огромную коробку из-под торта. Позже выяснится, что скромность сценографии обманчива. В одной этой «коробке» скрыт бесконечный мир спектакля. Там и море, и горы, и космос, и аэродром, и акулы, и люди. Оттуда персонажи будут появляться и там же исчезать. Такой ход напоминает другую английскую сказку — «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Вернее, придуманную ею магическую сумку, в которой можно уместить все что угодно, начиная от книг и заканчивая целым домом… В спектакле Александра Борока «коробка» на сцене — это не просто «вместилище» сказочного мира. Это сам мир совершенно конкретного героя, который является в этой сказке главным виновником торжества.

Спектакль начинается внезапно. Вихрем из-за ширмы появляется первый персонаж. Точнее, два персонажа. Актер Александр Малышев, еле удерживая равновесие, сидит на плечах толстяка, который неожиданно проворно для своих габаритов перебегает от одной кулисы к другой, сбега́ет вниз, проносится по проходу зрительного зала, вызывая волну детского восторга, и обратно взбегает на сцену. Перед нами первая кукла-трансформер, или кукла-перевертыщ, одна из множества в этом спектакле. Их замысловатая конструкция позволяет актерам и управлять ими, и прятаться внутри, и вместе с ними совершать те или иные движения.

Куклы для спектакля были созданы необычной и светлой фантазией художника Елены Хохлович. Интересно, как некоторые маленькие куклы дублируют большие. Это расширяет пространственные рамки спектакля. Отменяет их. Зритель то чувствует себя маленьким по сравнению с огромной коробкой из-под торта, то, наоборот, словно вырастает, как Алиса в Стране чудес, и наблюдает за уменьшенными копиями людей или потешными акулами размером с кошку.

Кстати, об акулах. С их помощью Александр Борок достигает интересного эффекта. Потешные акулы-близнецы готовы есть бесконечно — глотают и фрукты, и предметы, и даже набрасываются на людей, но беззлобно, как бы понарошку. Таким образом, в них можно узнать черты Робина-Бобина-Барабека, его обжорство. Новый же герой только с улыбкой наблюдает за этим со стороны, раздавая сладости детям. В тексте Аси Горской акул нет. Появившись в спектакле, они и вносят развлекательный момент, и подчеркивают разницу между Робином-Бобином и его правнуком.

Робин-Бобин-младший появляется на сцене не сразу. Сначала кажется, что главного персонажа мы уже увидели: это выбежавший ранее Александр Малышев, своим ярким костюмом и слегка эксцентричным поведением напоминающий Безумного Шляпника из «Алисы в Стране чудес». Но нет, это рассказчик. Нового Робина-Бобина играет Василий Лаврентьев. И вот здесь почему-то возникает диссонанс. Хочется увидеть мальчишку — смешливого, юркого, неуловимого, но перед нами мужчина в самом расцвете сил, неспешный, немного задумчивый, немногословный. Почему-то от игры Василия Лаврентьева осталось ощущение, что путешествие для его персонажа — что-то само собой разумеющееся, а не волнительное приключение и прыжок в неизвестность. Не хватило какой-то легкости, игривости, взбалмошности. Но это лишь субъективное впечатление.

О любви и выборе

Режиссер Александр Борок сумел почувствовать автора сказки и перенес на сцену внутренний мир человека доброго, верящего в волшебство и, возможно, мечтающего создать здесь, на этой земле, светлый, счастливый мир. Мир добра и волшебства. Но не слащаво-приторный. В разворачивающейся на сцене истории есть место и грусти, и расставаниям, и подвигам, и поискам чего-то невыразимого. И главный искатель — Робин-Бобин-младший. В поисках нового мира он едет в Африку, потом в Лондон, затем отправляется в небо и еще выше — в космос, а после опускается под воду. Он ищет лучшее место, лучший мир. Но в итоге возвращается обратно — туда, где его ждут. Этот момент проявляется в истории отношений Робина-Бобина-младшего и Карамельки (ее роль исполняет Мария Уфимцева). История любви двух персонажей сыграна легко, как бы эскизно. Словно это сценический намек, сквозная тема, которая, однако, очень важна для понимания сути героя.

История любви в спектакле — это еще и история о выборе. Робин-Бобин-младший должен решить, остаться ли ему с Карамелькой или отправиться в космос. И он выбирает полет. Но обещает вернуться. И здесь сквозь яркость и праздничность детского мира вдруг неожиданно тонко и пронзительно звучит поэт-лирик, которым Ася Горская была даже в большей степени, чем детским поэтом. Она говорит:

Кто-то создан, чтоб летать,
А кому-то надо ждать…

И Карамелька ждет, то ли гуляя, то ли порхая под зонтом. Раскрыв его над головой, она вдруг из девчонки, напоминающей Пеппи Длинныйчулок со смешными косичками, вдруг становится удивительно похожа на Мэри Поппинс.

Есть в этой театральной истории еще два героя — Тимур Ахмедов, который играет Министра из Сити, и Антон Ничеухин, одновременно исполнивший роль сразу трех островитян. Их замечаешь не сразу. И причина этому уже упоминавшиеся куклы-трансформеры, заслонившие собой людей, несмотря на то что без актеров они бы все-таки не «ожили».

P.S.

Это удивительный спектакль. С одной стороны, он напоминает сразу о нескольких добрых сказках, которые читали мы, когда были маленькими, и которые читали еще нашим родителям, а может, и бабушкам. С другой стороны, здесь нет места архаике: звонит телефон, приходит электронная почта, работает интернет, летают в космос корабли. Музыкальная тема из мультфильма «Розовая пантера» в динамичных аранжировках тоже настраивает на современность. В спектакле много «маячков», которые будут понятны именно современным детям. При этом они не перетягивают внимание на себя. Гармония с миром, созданным поэтом Асей Горской, с миром тонким, легким, добрым — в спектакле сохранена. 

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты