«Сделано во Франции». Челябинцам показали, каким может быть плакат без штампов

24 Ноября 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Владлена Шваб
«Сделано во Франции». Челябинцам показали, каким может быть плакат без штампов

В Челябинске завершила свою работу выставка плакатов Fabrique en France — работ 8 современных французских мастеров графического дизайна, созданных за последние 17 лет.

Экспозицию в Челябинске можно было увидеть в течение только одной недели. Содержательно выставка была интересна не только профессиональному сообществу, но и людям, не имеющим отношения к графическому дизайну.

Чем плакаты во Франции отличаются от российских, почему они исчезают из своей привычной «среды обитания», увидим ли мы политическую тематику в работах современных дизайнеров, рассказал куратор выставки, дизайнер-график, создатель и главный редактор журнала «Проектор» Митя Харшак (Санкт-Петербург).

Другой уровень

Показать выставку в России стало возможным благодаря гранту, который выделил французский институт, поддерживающий искусство Франции во всем мире. «Гастрольный» маршрут плакатов включил в себя Санкт-Петербург, Казань, Петрозаводск, Екатеринбург, Псков. Возможно, в 2018 году эту выставку увидят в Калининграде. А вот Челябинск изначально не был в этом списке. Показать французские плакаты южноуральцам захотел автор проекта «Дизайн-события в Челябинске» Павел Писклаков. Он-то и договорился, чтобы Митя Харшак немного изменил изначальный маршрут и позволил показать плакаты в выставочном зале Союза художников России.

— Все, что я делаю в рамках «Дизайн-событий», это попытка показать челябинцам дизайн другого уровня, который не увидеть в нашем городе, — объясняет Павел Писклаков. — Я ориентируюсь не только на будущих дизайнеров и профессионалов, работающих в этой сфере, но и на самую широкую аудиторию. Возможно, если челябинцы будут чаще видеть дизайн мирового уровня, они поймут, что объявлениями у подъезда графический дизайн не ограничивается. Хочется верить, что однажды это поможет нам изменить визуальную культуру в городе.

французский-плакат_Шваб_DSC_3773.jpg

Трудности коммуникации


Свое выступление на открытии выставки Митя Харшак начал с главных на сегодня проблем и тенденций в сфере современного дизайна:

— Нередко в среде дизайнеров приходится слышать сетования о том, что плакаты в России, как, впрочем, и за границей уходят с улиц и открытых городских пространств, перестают выполнять свою изначальную функцию. Они уже не передают аудитории информацию, послание авторов и заказчиков, но перемещаются в галереи, выставочные залы, на биеннале современного искусства, где становятся достоянием узкого круга профессионалов.

И все же понемногу плакат возвращается на улицу. Но не везде. Если, скажем, в Нью-Йорке есть Школа визуальных искусств, которая каждый год арендует несколько рекламных мест в метрополитене и вывешивает там работы своих авторов, то в России с этим сложнее, и пользователям метро приходится довольствоваться коммерческой рекламой. Кое-какие подвижки есть и у нас, но, как правило, в крупных городах, где работают мастера графического дизайна.

— Например, сложилось очень успешное сотрудничество Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова в Санкт-Петербурге и дизайнера Игоря Гуровича, который разработал графический язык для БДТ, — продолжает Митя Харшак. — Сейчас над афишами театра работает творческий дуэт дизайнера Андрея Шелютто и фотографа Государственного Эрмитажа Юрия Молодковца. Благодаря их работам, которые появляются на улицах, мы видим, что российский графический дизайн — явление мирового уровня. Подобное взаимодействие продвинутых мастеров и продвинутых заказчиков задает серьезные тренды: из сферы культурного графического дизайна плакат приходит в более массовый рынок. Проблема в том, что в России не так много заказчиков, которые отдают себе отчет в важности визуальной коммуникации с аудиторией, а если и понимают это, то не знают, куда пойти и к кому обратиться.

Французские плакаты, недолго пробывшие в Челябинске, — пример того, когда дизайнер работает с тем самым, продвинутым, серьезным, заказчиком и получает возможность показать свои работы широкому кругу самой разной аудитории. В экспозиции были представлены афиши театральных спектаклей, различных фестивалей, социальных проектов и даже политический плакат, который найти сегодня все труднее. Особенно в России.

французский-плакат_Шваб_DSC_3779.jpg

От театра к политике


На открытии выставки Митя Харшак рассказал о некоторых работах подробнее.

Творческий дуэт Рика Баса Бакера и Хосе Альбергарии — уникальный пример того, как два художника с совершенно разным культурным опытом и воззрениями, живущие в разных условиях (один — на буржуазной, благополучной левой стороне Сены, другой — на андеграундном, клубном правом берегу), смогли сойтись и успешно работать сообща. Один из примеров их плодотворного взаимодействия — триптих афиш многосерийной театральной постановки — серьезный, ни на что не похожий опыт плакатного дизайна.

Каким оригинальным и захватывающим может быть театральный плакат, можно было также увидеть на примере работ дизайнера Мишеля Буве. На выставке в Челябинске были представлены три его серии по четыре плаката. Среди них — неожиданные, рок-н-ролльные плакаты-афиши шекспировских постановок («Отелло», «Гамлет», «Король Лир»), созданные с использованием современного натюрморта и модной типографики. Рядом можно было увидеть плоскостные изображения животных, придуманных дизайнером для афиш ежегодного фотофестиваля в Арле.

— Буве делает большие многосерийные графические сюиты, которые могут исчисляться десятками работ, — продолжает Митя Харшак. — Как куратору, мне, конечно, хотелось показать их все, но тогда не получилось бы групповой выставки, был бы перекос. Хорошо, что в интернете можно легко найти работы этих мастеров, что я и советую сделать.

Еще один участник выставки — Ален ле Кернек, которого называют «последним романтиком эпохи плаката».

— Он особенно интересен тем, что до сих пор откликается на политическую, социальную повестку дня, хотя политический плакат сегодня все больше отходит в прошлое, — добавляет куратор.

Подхватывает его замечание Павел Писклаков, призывая обратить внимание на орущего Дональда на плакате «USA today», который притягивает к себе внимание, с одной стороны, внешней простотой, минимализмом, с другой — звучной агрессивностью.

— Мне кажется, в России нет политического плаката потому, что нет для этого повода, — объясняет свою позицию организатор выставки. — В начале 90-х был большой всплеск в сфере дизайна, плакатов, потому что тогда все резко поменялось, многое происходило. А сейчас вроде как все одинаково, стабильно — нет повода для того, чтобы активно выдавать политический плакат. Отстаем мы и по части театральных афиш. Посмотрите, что делает Буве: это же магия, когда, казалось бы, из ничего собирается целая история, когда мы получаем информацию и о спектакле, и о личном видении автора. А в России театры, как правило, заказывают только классическую афишу: фотография из постановки и наложенный на нее текст.

Ну или не заказывают вовсе. Это еще одна проблема, которая в большей степени актуальна для российского дизайна, и, вероятно, меньше — для западного.

— Плакат у нас умирает, потому что нет заказа. Даже социального, — поделился своим мнением уже после открытия выставки челябинский дизайнер Сергей Сафьянов. — Заказ в большинстве случаев идет у нас от государства, поэтому результат часто бывает неискренний. Продвинутых, свободных от штампов заказчиков, которые готовы были бы дать дизайнеру свободу и платить за работу, у нас очень мало.

французский-плакат_Шваб_DSC_3795.jpg

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

17.10.2019 | 15:23
Второе преображение. Реставраторы сохранят исторический облик здания челябинской оперы

В Челябинском театре оперы и балета имени М.И. Глинки завершаются ремонтные работы. Главный театр региона с инспекцией посетил заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

07.10.2019 | 15:02
Коллективное искусство. Чем удивит Молодежный театр в новом сезоне

За последние три года Молодежный театр изменился. Увидеть это можно, даже если вы не театрал. 

Новости   
Спецпроекты