Разгадать художника. Челябинский дизайнер рассказал, как «считывать» современное искусство и почему ему нужно доверять

24 Августа 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Разгадать художника. Челябинский дизайнер рассказал, как «считывать» современное искусство и почему ему нужно доверять

Можно ли сделать такой бренд семечек, чтобы их было не стыдно продавать даже в консерватории? Почему в России наружная реклама напоминает восточный базар, а плакаты современных дизайнеров — «борщ» из цитат и отсылок к мастерам прошлых эпох? Как, в конце концов, быть с этим всем «простому» потребителю искусства и можно ли называть его «потребителем»?

Писклаков_марочка.jpgОб этом и не только мы поговорили с дизайнером, членом международной ассоциации типографов ATypI и профессиональной ассоциации дизайнеров AIGA (США), старшим преподавателем кафедры сервиса и технологии художественной обработки материалов (ЮУрГУ) Павлом Писклаковым.

Все для всех

— В прошлом году вы впервые приняли участие в фестивале современных искусств «Дебаркадер». Эксперимент удался?

— На мой взгляд, все прошло удачно. Наши мероприятия длились практически месяц и привлекли довольно много зрителей. На мастер-классе Андрея Логвина, который устроил настоящее представление с использованием асфальтового катка, пришло 84 человека. Учитывая, что практически у каждого были вопросы, Андрею пришлось нелегко. Также мы представили в прошлом году две выставки и организовали встречу с Ильей Рудерманом, дизайнером шрифтов, который обучался в Королевской академии искусств на курсе Type&Media в Голландии и, по сути, «открыл» туда дорогу другим российским шрифтовикам.

— Тогда вы делали акцент на типографике — шрифтах, дизайне печатного текста. Кого и что привозите в этом году?

— Программа дизайнерской площадки третьего «Дебаркадера» выстроена вокруг плакатов. Мы покажем работы международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», которая проводится уже 25 лет. Затем организуем лекцию и мастер-класс Юрия Гулитова, известного плакатиста, специалиста в таких областях, как творческая каллиграфия, экспрессивная типографика. Еще один очень важный и знаковый для нас проект — это презентация документального фильма Бриар Левит «Графические средства. История производства в графическом дизайне». Он показывает, каким был графический дизайн до появления компьютеров, какими способами приходилось набирать тексты, и к чему мы пришли сегодня. Мероприятия будут проходить с вечера пятницы до воскресенья, чтобы желающие успели прийти после работы, смогли приехать из других городов. Главная наша задача — показать жителям Челябинской области действительно хороший дизайн мирового уровня.

Вопрос доверия

— Как в целом в России обстоит дело с дизайном? В частности, с плакатами.

— В России — особый визуальный ряд, если говорить об афишах, наружной рекламе. За границей совсем другой уровень визуальной культуры. Правда, там и путь был проделан более длинный. У нас же долгое время существовала советская система дизайна, которая работала для себя. Что‑то новое и необычное появилось только в 90‑е. С другой стороны, если раньше плакаты создавались в буквальном смысле вручную, а потому были более живыми, с особой шероховатостью, то с появлением компьютеров все изменилось. Дизайн зачастую стал более низкого уровня. Души не стало.

За границей интересно смотреть, как сделано. Там подход к рекламе может казаться более жестким, она может быть менее красивой, поднимать проблемные, сложные темы. Но там плакаты вызывают эмоции, сильнее воздействуют на подсознание. В России же это часто… крикливая история. Не скажу вульгарная, но эклектичная. Как на восточном базаре, где каждый нахваливает свой товар и делает, кто во что горазд.

— Отличаются ли взаимоотношения между дизайнером и заказчиком у нас и за границей?

— Опять-таки — да. На Западе, если человеку нужно сделать афишу или плакат, он обратится к специалистам. У нас же зачастую в целях экономии начинают делать сами, и получается не очень хорошо. Еще один момент — вопрос доверия. Бывает, что дизайнер придумывает интересные идеи и варианты, но заказчик считает их слишком непонятными. В итоге дизайнеры начинают подстраиваться под среднестатистические ожидания, чтобы заработать, и тем самым снижают планку. Нужно уметь разговаривать с заказчиком, слышать его, пытаться понять запрос, причину обращения. Потому что иногда заказчик думает, что красивая вывеска или логотип повысят продажи, в то время как ему нужно повысить качество товара или изменить режим работы магазина. У нас об этом как‑то не принято задумываться.

Работать, а не потреблять

— Можно ли сократить разрыв между дизайнерами, которые делают «непонятно», и теми, кто следует за среднестатистическими ожиданиями?

— Самое главное — не делить аудиторию на тех, кто поймет, и тех, кто не поймет, на «культурную» и «некультурную». Это неправильно. Почему бы не совершить эксперимент и не разработать, например, бренд семечек, которые можно продавать в консерватории. Это звучит странно, но это история о том, как соединить несоединимые вещи, разные стороны действительности, и сделать то, что трансформирует пространство. Вспомните, как в свое время хорошо «зашли» Ванесса Мей или Николай Басков. Если мы разных людей будем изолировать друг от друга, делить на категории, то и культура в итоге тоже получится изолированной, невнятной. Если же в рамках визуальной среды сделать какой‑то микс, можно, таким образом, интегрировать разные слои общества.

— Какую функцию сегодня несет плакат?

— Плакат должен быть таким, чтобы при взгляде на него у человека возникла своя история в голове, вопросы — к себе, к создателю плаката. Но при этом сообщение на плакате должно считываться. Есть мнение, что функция передать смысл ушла на второй план. Мировой плакат сегодня — он чаще про эмоцию, а не про передачу смысла. Это история постмодернистская. То есть интересен не столько текст, сообщение, сколько контекст — то пространство, которое создает автор, те образцы искусства, на которые он ориентируется.

— Что тогда делать тем, кто не очень подкован в мировом искусстве и, соответственно, может просто не понять, на кого ссылается дизайнер, кого цитирует, что в итоге хочет этим сказать?

— В идеале на выставке современного искусства должны быть кураторы, сами художники или хотя бы каталоги, которые объясняли бы идеи, заложенные в те или иные работы. Но в любом случае, отправляясь в музей или галерею современного искусства, нужно помнить, что вы идете туда не просто смотреть, потреблять, а работать, искать связи, самостоятельно конструировать смыслы. Важно хотя бы пытаться формировать свое личное отношение к увиденному, искать то, что вызывает отклик, эмоции, переживания. Все это относится и к дизайну. Дизайнер должен много знать, чтобы собирать все самое знаковое, интересное. Поэтому многие современные работы зачастую представляют собой некий «борщ» из символов и цитат. Это один из признаков эпохи постмодерна. И зритель в этом процессе уже не просто наблюдатель, но соавтор.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты