Победила «Надежда». Все награды «Полного артхауса» получил один фильм
Одно из главных культурных событий Челябинска в области современного авторского кино завершилось однозначно и в то же время многозначительно.
Такими словами завершил пресс-конференцию, организованную перед закрытием «Полного артхауса», художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров. Выбор этот оказался единогласным. Все три группы жюри — зрительское, молодежное и жюри прессы и творческих союзов — назвали лучшим фильм Карена Геворкяна «Вся наша надежда». Молодежь оценила фильм высшим баллом за сочетание документальности и художественности, и безошибочный выбор главного героя. Их старшие коллеги — за высокий профессионализм и честность художественного высказывания.
— Мы радовались, что нам есть кому отдать приз, — отметила председатель жюри прессы и творческих союзов, киновед Ольга Конфедерат. — Мой личный аргумент таков: это то, что надо, то, что необходимо — совершенно и во всех отношениях — в режиссерском, актерском, операторском. И с морально-этической точки зрения.
«Вся наша надежда» — это первый художественный фильм, снятый режиссером Кареном Геворкяном после 27 лет перерыва. Последний — «Пес, бегущий по краю моря» — был выпущен в 1990 году. После режиссер больше работал в документалистике («Войди в этот мир», «Добро пожаловать в ад», «Распутье», «Взывающий к живущим» и др.). Собственно, и картина «Вся наша надежда», повествующая о непростой судьбе донбасских шахтеров, во многом документальна. В фильме играют профессиональные актеры и не актеры вовсе. Главную роль исполняет шахтер Анатолий Бойко, которого изначально взяли дублером. Но, по словам второго режиссера Александра Васильева, «камера его сразу полюбила».
— Человек труда у нас оказался в очень тяжелом положении — о нем забыли, — сказал Карен Геворкян после вручения наград. — Перед людьми, о которых я делал эту картину, нужно не только шапку снимать — им нужно кланяться. Они работают в месте, где произошла катастрофа, — в регионе под названием «русский Донбасс» — и получают 30 000 рублей в месяц. Для них это счастье. В то время, как в московском «Макдональдсе» некоторые получают больше.
В 2016 году фильм Карена Геворкяна получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на XXIV кинофестивале российского кино «Окно в Европу», а также Гран-при международного кинофестиваля «Сталкер».
Напомним, что в этом году в конкурсную программу фестиваля «Полный артхаус» вошли семь фильмов: «Аномия» (реж. Владимир Козлов), «Дизлайк» (реж. Павел Руминов), «Вся наша надежда» (реж. Карен Геворкян), «Дачники» (реж. Александр Вартанов), «Рыба-мечта» (реж. Антон Бильжо), «Его дочь» (реж. Татьяна Эверстова), «Метаморфозис» (реж. Сергей Тарамаев и Любовь Львова).
Еще один «крылатый верблюд» — приз «За вклад в киноискусство» — был вручен режиссеру Николаю Досталю, чей фильм «Монах и бес» закрывал фестиваль. Такую же награду получил народный артист России Юрий Назаров на церемонии открытия. Специальный приз киноцентра имени Л. Л. Оболенского был за пару дней до закрытия вручен датскому режиссеру Борису Бертраму, который представил в Челябинске свой документальный фильм «Танкоград», снятый в 2009 году. Актриса Юлия Ауг получила особую награду, которую ежегодно вручает старейший киноклуб Челябинска «Кентавр» — статуэтку Дон Кихота каслинского литья.
Поделиться