Место силы. Как завлечь на Южный Урал VIP-туриста и нужен ли он вообще региону?

4 Апреля 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Место силы. Как завлечь на Южный Урал VIP-туриста и нужен ли он вообще региону?

Каким мы представляем себе туриста, которого хотим завлечь на Урал? Человек в шортах с пальмами? С рюкзаком и палаткой? С музейным путеводителем в кармане? Перечислять отдельные характерные черты можно еще долго и все их носители в той или иной степени могут найти свой интерес на нашей земле… Однако есть категория туристов, чье путешествие по нашим просторам может повлечь за собой не просто людской, но и финансовый потоки…

Представители высшего чиновничества, крупного бизнеса, вот та категория, на которой мы попробуем заострить внимание в данной публикации. Для простоты давайте будем называть их VIP-туристами.

Эффект застеленной поляны

Есть ли смысл Южному Уралу для продвижения собственного туристического потенциала «стелить поляну» перед такими людьми, вопрос на самом деле не праздный. Прием подобных гостей, особенно вне официальных визитов, дело более чем хлопотное и затратное. Но очевидна ли отдача?

Лавров-Андрей-кандидат-философских-наук.jpg«Для меня лично отдача вполне очевидна, — рассуждает политолог Андрей Лавров, представитель АПЭК в Челябинской области. — Развитие туризма в принципе занятие элитное и большинство ныне раскрученных туристических центров начинались именно как место встречи элит. Со временем они стали точкой притяжения для других людей. Произойти это может естественным образом, а может и искусственным. В 80‑е годы прошлого века искусственный вариант мы могли наблюдать, к примеру, в Турции. Там проводилась целенаправленная государственная политика по «затаскиванию» иностранных VIPов в местные курортные зоны. Причем турецкие регионы за это серьезно конкурировали между собой. Я не вижу препятствий к тому, чтобы какие‑то элементы этого подхода не попробовать у нас».

МИнченко.jpgА вот другой наш эксперт обращает внимание на уже накопленный опыт в нашем регионе. По мнению Андрея Минченко, председателя комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, эксперта в сфере инвестиционного развития, за примерами далеко ходить не надо — VIP-туризм для российских персон на Южном Урале существует очень давно. «Он включает личный прием гостей со стороны руководителей наших предприятий и хозяев отелей, с организацией индивидуальных сервисов с участием специально приглашенных команд поддержки, — говорит Андрей Минченко. — У таких приемов есть характерные общие черты. Среди них: продолжительность в 2-3 дня (VIP-персоны — люди занятые); этот вид туризма, как правило, бесплатен для гостя; цель такой встречи — укрепление деловых отношений. Заказчиками выступают чаще всего наши местные предприятия, которые хотят порадовать высоких гостей местным колоритом. Но количество таких приемов на самом деле очень невелико. Иными словами, рынок такого туризма у нас узок и нестабилен, в нем пока нет пространства для развития. Российские VIP-туристы предпочитают зарубежный отдых, в котором все сервисы отшлифованы десятилетиями».

То, что VIPы, которые привыкли нежить свои тела в Майями и качать мускулы на склонах Альп, изначально будут воротить нос от курортов местного разлива, достаточно очевидно. Но тем интереснее будет задача переломить их настроение. Сделать это можно лишь, если они вместе с VIP-комфортом будут получать VIP-выгоду для своего бизнеса или для своей карьеры. И речь здесь не идет о каких‑то коррупционных преференциях. Мы говорим о другом.

Крупный инвестор, получивший возможность лично познакомиться с местными туристическими возможностями, может увидеть новые перспективы для своего бизнеса… К примеру, пожелает напрямую связаться с туристической отраслью, к примеру, заметив «белое пятно» в отельном секторе. Не исключено, что знакомство с теми же природными красотами наведет делового человека на мысль о создании в регионе какого‑нибудь экологически чистого производства, бренд которого очень гармонично будет смотреться на фоне Уральских гор и озер. Неисповедим ход мыслей представителей крупного бизнеса. Нам главное дать старт этому мыслительному процессу при помощи собственной иллюстрации.

Другая категория VIP-туристов — высокопоставленные чиновники — также должны получать свою выгоду. Любой государственный служащий силен реализацией проектов. Если возможности Южного Урала будут вписываться в его формулу поставленных перед ним государственных задач, если он увидит в нашем регионе прекрасную картинку для своих будущих презентаций, — это станет плюсом для его дальнейшей карьеры, а для Челябинской области — повышением уровня федеральной поддержки.

Моление на саммиты

Однако, как мы ранее выразились, «стелить поляну» перед VIPами на голом месте трудновато. Мы постарались выяснить, какие на сегодняшний день для этого возможности имеет Южный Урал.

Как сообщил нам источник, близкий к правительству области и к работе над созданием туристического кластера, в настоящий момент говорить о том, что в Челябинской области есть какие‑то готовые пакетные предложения для топ-менеджеров и высокопоставленных государственных служащих, не приходится. «Да, гостей любого уровня привлекают наши горнолыжки, вспомните, катание Путина в Абзаково, — говорит наш эксперт, пожелавший остаться анонимным. — Сейчас уровень сервиса и в «Солнечной долине» вполне приемлем для искушенного туриста. Кроме того, VIPы готовы приехать в регион ради охоты на крупного зверя. У нас такая возможность есть в охотхозяйствах, особенно расположенных в северных муниципалитетах. Но пока предложить нам больше практически нечего. Яхтинг (развит на Тургояке), катание на квадроциклах и снегоходах — все это есть и в других территориях, и у Челябинской области в этой сфере никакого эксклюзива нет».

Но с другой стороны, отмечает наш источник, некоторые южноуральские отели уже сейчас готовы размещать самых высокопоставленных персон. Так, в челябинском «Редиссоне» есть президентский люкс с комнатой для охраны. В «Видгофе» и «Смолино-парке» имеются вертолетные площадки, большим гостям не придется столкнуться с некоторой некомфортностью наших дорог. «В правительстве и экспертном сообществе серьезно рассчитывают на то, что предстоящий саммит ШОС и БРИКС создаст новые возможности для развития VIP-туризма на Южном Урале», — напоследок сообщил наш собеседник.

Фактор саммитов предлагает максимально использовать и другой наш эксперт. «Я абсолютно уверен, что процесс «заманивания» VIPов в Челябинскую область необходимо разворачивать только после проведения саммитов в 2020 году, — комментирует политолог Андрей Лавров. — Именно после этого у нас появится инфраструктура, которую мы сможем задействовать для развития туристического кластера. Но нужно уже сейчас понимать, что одними люксовыми гостиничными номерами, конференц-залами, оборудованными по последнему слову техники, и вертолетными площадками в вопросе организации VIP-туризма ограничиться не удастся. Ведь он будет по-настоящему эффективен, когда предлагаемый нами продукт будет оценен не только самими высокими гостями, но и их семьями — женами, детьми и внуками… Поэтому над содержанием этого продукта нам нужно тяжело и креативно трудиться. Нам необходим не просто туристический кластер, нам нужен культурно-досуговый кластер… И в это определение входят не только музеи-театры-выставки, но и, к примеру, та же современно организованная клубная жизнь… Последнего у нас хорошего качества просто нет. У нас клубы в своем развитии находятся ниже плинтуса. Нужен кардинально иной уровень, не завлекать же мажоров, простите, модными на наших площадках конкурсами на раздевание».

«Нужен пересмотр и в наших музейных предложениях, — развивает тему Андрей Минченко. — У нас в этой сфере сейчас нет масштабной достопримечательности, уникальной для всей страны, насыщенной яркими впечатлениями, которая могла бы стать самостоятельной точкой притяжения для туристического потока. К примеру, у наших соседей таким объектом является музей военной техники в Верхней Пышме. Он изначально создавался, чтобы стать одним из лучших в стране, и в свое время мы могли бы создать сами, к примеру, крупнейший в России музей бронетанковой техники. Но такая возможность уже упущена. Однако мы все еще можем сделать уникальный для России масштабный музей атомной отрасли, включающий как мирную, так и рассекреченную оружейную экспозицию. Эту задачу очень полезно было бы выполнить к саммитам ШОС и БРИКС, которые станут всемирной информационной витриной наших возможностей и достопримечательностей. Важно не упустить этот шанс».

Таким образом, получается, что все наши эксперты призывают не упустить шанс для развития местного туризма, которые дают грядущие саммиты. Ведь дни ШОС и БРИКС через два года принесут в Челябинск самую масштабную за последние годы волну VIP-персон… Главное ее поймать.

Поделиться

Сегодня | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Сегодня | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты