Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

26 Июля 2021 Автор: Елена Николаева Фото: Людмила Ковалева
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать


Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Андрей-Минченко-замминистра экономического развития Челябинской области.jpgМожет ли в проекте появиться Большой Урал, что это даст Челябинской области и какие для этого необходимо выполнить условия, «Южноуральской панораме» рассказал заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко.

Преувеличение различий

— Вы в своих выступлениях неоднократно упоминали о работе по созданию туристической макротерритории «Большой Урал». Расскажите подробнее об этом проекте. Зачем вообще создавать макротерритории?

— Прежде всего, мастер-планы туристических макротерриторий — это важнейший инструмент стратегического развития туристической отрасли. Ведь все регионы привыкли больше конкурировать между собой. Но в туристической сфере это никому не на пользу — ни туристам, ни региональным экономикам. Такая конкуренция приводит к тому, например, что хорошие дороги туристического значения обрываются на границе регионов или через границу нельзя протянуть газопровод между соседними деревнями. Нет единой политики в использовании соседствующих особо охраняемых природных территорий, и даже на фактически единых туристских локациях не удается договориться о совместных практических шагах по их развитию.

И в этом смысле Ростуризм стал новатором, задав принципиально новый федеральный вектор: от конкуренции — к сотрудничеству.

Эффект от снятия инфраструктурных ограничений можно обосновать, оценив результирующий прирост экономики туриндустрии и ее инвестиционного развития. Например, дорога расширяет ассортимент радиальных экскурсий — создает условия для более продолжительных и повторных визитов в имеющиеся и новые гостиницы, возросший ассортимент впечатлений притягивает новых туристов. Газопровод позволяет строить всесезонные отели и горячие бассейны. Обустройство нераскрытого мощного туристского «магнита» умножает его эффект до межрегионального. Все это рассчитывается в рамках мастер-плана.

Другой важный аспект — это маркетинг. Например, мало кто интересуется отдельно Иркутской областью или Бурятией, туристы едут на Байкал. То же самое можно сказать в отношении Алтая. И точно так же гости из отдаленных от нас регионов воспринимают Урал, не слишком разделяя составляющие его субъекты РФ. Разницу видим мы сами и, привыкнув конкурировать между собой, явно преувеличиваем ее значение.

С учетом всех этих причин мы с коллегами из Республики Башкортостан, Свердловской области и Пермского края решили объединить усилия и выработать совместный план развития.

214654614_водный-мотоцикл.jpg

— Помимо географического соседства что объединяет столь разные регионы Большого Урала?

— Есть несколько важнейших общих смыслов. Во-первых, это экотуризм на природных территориях Уральских гор, включая водные, велосипедные и лыжные маршруты. И здесь мы рассчитываем на некоторую синергию с прорабатываемым Минприроды РФ проектом «Великий Уральский путь», объединяющим нацпарки наших регионов в единую логистику под общим зонтичным брендом.

Во-вторых, это промышленное освоение Урала — от Древнего мира к царской России и до наших дней, очень интересная история с точки зрения малоизвестных удивительных фактов и значимых достопримечательных объектов.

В-третьих, это сеть горнолыжных курортов, позволяющих любоваться пейзажами Урала с разнообразных склонов и трасс. Есть также духовные центры, оздоровительные местности, этническое многообразие и аутентичная гастрономия. Все это позволяет сформировать широкий ассортимент межрегиональных туристических продуктов, конкурентоспособных на российском и международном рынках.

— Кому из уральских регионов первому пришла эта идея, кто выступил инициатором объединения?

— Первенство здесь принадлежит Ростуризму: федеральные коллеги видят нас именно как единый Большой Урал, входящий в число упомянутых 12 макротерриторий. Мы лишь быстро самоорганизовались и начали совместную работу, немного опередив другие регионы. Но основной объем задач еще впереди.

Сама идея на поверхности уже многие годы. Возьмем, для примера, Челябинскую область и Башкортостан: у нас есть целый ряд популярнейших и фактически единых туристских территорий. Это и построенные ММК курорты «Абзаково» и «Банное», и маршруты туристских сплавов по долинам рек Ай, Юрюзань и Уфа, где принадлежащие нашим регионам прибрежные участки постоянно чередуются между собой, село Тюлюк как основная точка входа в природный парк «Иремель», горнолыжный курорт «Аджигардак», ориентированный преимущественно на жителей Уфы. Однако перейти к межрегиональному взаимодействию в сфере туризма раньше не особенно удавалось, несмотря на предпринимавшиеся нами попытки.

Ситуация изменилась с назначением Эльмиры Тукановой на должность председателя Госкомитета по туризму Республики Башкортостан. На «Интурмаркете» в апреле этого года мы обсудили идею объединения усилий и почти сразу же приступили к совместной работе. Я подготовил практические предложения по макротерритории «Южный Урал», Эльмира Наильевна предложила расширить географию, коллеги из Екатеринбурга и Перми с энтузиазмом откликнулись. Тем более что у Свердловской области уже был разработан совместный с Пермским краем маршрут по реке Чусовой.

199556947_.jpg
Фото Юлии Боровиковой, «Вечерний Челябинск»

Соединяя географию с экономикой

— С практической точки зрения что даст мастер-план туристической макротерритории Большого Урала? Есть ли примеры масштабных проектов в Челябинской области?

— Туристическое территориальное планирование — это основа приоритетов для бюджетных и частных инвестиций. Оно позволяет точно понять, какие социально-экономические результаты в долгосрочной перспективе даст вложение средств в те или иные связанные объекты туристской, инженерной и транспортной инфраструктуры. Для госуправления это обоснование расходов федерального и региональных бюджетов на нужды туристической отрасли. Выделение государственных средств основано на четкой логике — достижении бюджетных результатов: новые рабочие места, налоговые поступления, социальные эффекты… Поэтому помимо общих смыслов и связанных видов туризма сейчас мы прорабатываем логистическое и экономическое наполнение для будущего мастер-плана. Очень важно знать, какое количество туристов посещает конкретные локации, сколько времени они там находятся, какими сервисами пользуются, какая инфраструктура гостеприимства там создана, каков средний чек. Все это позволяет оценить потенциал роста. Для инвесторов это определяет коммерческую привлекательность территории. И в части турстатистики лучшая практика сегодня у Пермского края, у них очень детальная аналитика на основе больших данных.

Есть и очень значимые для нас проекты. Например, сегодня популярные локации Республики Башкортостан отделены от туристических территорий Катав-Ивановского и Саткинского районов труднопреодолимыми горными хребтами. Объезд через Миасс или Уфу — крюк более 300 километров. Однако достаточно построить 8-12 километров дороги между селами Бедярыш и Мулдакаево, чтобы создать транспортный коридор Катав-Ивановск — Инзер — Белорецк. Да, это дорогой проект, но его окупит экономика туризма, не говоря уже о прочих эффектах.

Схожая проблематика есть в Нязепетровском районе, который отделен плохими дорогами от популярного природного парка «Оленьи ручьи» в Свердловской области. Правда, экономические эффекты здесь требуют более глубокой проработки. Свердловчане — наши основные гости, 33 % турпотока Челябинской области, по данным «МегаФона», идут оттуда, поэтому нужно создать благоприятные условия для инвесторов из этого региона в отношении наших северных территорий.

197584751_Аркаим.jpg

Важно также развивать территорию «Аркаима» в связке с направлениями на Сибай, Магнитогорск и Белорецк.

Других посмотреть, себя показать

— Как вы оцениваете меры по развитию туризма в других регионах Большого Урала? Челябинской области есть чему у них поучиться?

— Полагаю, будет некорректным делать общие оценки, отмечу лишь наиболее интересный опыт коллег. Например, Республика Башкортостан очень системно и планомерно развивает геопарки, создавая управляющие компании и вкладывая серьезные региональные средства в туристическое обустройство природных территорий. Свердловская область — пионеры масштабного кластерного развития. Коллеги из центра компетенций АНО ТРК «Гора Белая» выступали в прошлом году в качестве наставников на Всероссийском конкурсе туристских кластеров АСИ, а сегодня взяли на себя наиболее сложную часть работы по своду маршрутов и туристической экономики Большого Урала. Пермский край лидирует в части спелеотуризма и, на мой взгляд, по наполнению и упаковке туристских маршрутов.

Есть примеры очень результативных общественных инициатив. Так, сообщество «Уральские покатушки» и Вячеслав Пестриков ведут информационное продвижение горнозаводской цивилизации и индустриального наследия, довольно сложной тематики для туриндустрии, издают прекрасные путеводители. Уральская ассоциация туризма во главе с Михаилом Мальцевым организует множество деловых событий отрасли. Всемирный курултай башкир продвигает проект создания сети этнографических туристических площадок с проработанной концепцией и готовыми архитектурными решениями.

217589796_туристическая тропа_стенды.jpg

— А как видится Челябинская область с точки зрения туриндустрии соседних регионов?

— Думаю, мы выглядим регионом, который обладает богатейшими туристскими ресурсами, но на протяжении многих лет не в полной мере их использует. Ведь посмотрите: у нас отличные горнолыжные курорты, сохранившийся санаторно-курортный комплекс, передовые национальные парки, очень популярные озера и маршруты речных сплавов. Ярким страницам истории человечества на просторах нашей области более 4000 лет. У нас есть уникальные археологические памятники — ровесники египетских пирамид Аркаим и целая «Страна городов», в которых появились первые в мире колесницы, произошло одомашнивание лошади. Есть сухие пещеры с палеолитической живописью. В части горнозаводской цивилизации — центрального смысла туристических маршрутов Большого Урала — у нас сохранились великолепные достопримечательные объекты, такие как ГЭС «Пороги». Есть впечатляющие площадки промышленного туризма и памятник «Тыл — фронту», часть знаменитого монументального триптиха. И даже крупнейший за последние 70 лет метеорит упал именно к нам. Но всерьез к туризму как к отрасли экономики мы начали относиться совсем недавно.

Да, сейчас ситуация изменилась. Губернатором Челябинской области Алексеем Леонидовичем Текслером даны поручения по разработке мастер-планов комплексного развития туристских территорий Аркаима и Тургояка, по строительству дорог к нацпаркам, по обустройству Айской долины, по созданию вело-лыжного маршрута Миасс — Златоуст. Фактически сегодня это уже реализуемые проекты. У нас сформирован пул инвестиционных площадок под строительство загородных отелей. И ряд других важнейших инициатив находится в проработке. Но очень многое нам еще только предстоит наверстать, используя в том числе передовой опыт коллег. И в этом смысле межрегиональное сотрудничество в рамках Большого Урала дает отличные всем нам перспективы.

Поделиться

Вчера | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

25.04.2024 | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

14.06.2021 | 10:28
Как нарастить темпы вакцинации среди населения

В Челябинской области, как и во всей России, сейчас проходит масштабная прививочная кампания.

Новости   
Спецпроекты