И воспитаем, и профессию дадим. Зачем российские школы хотят засадить садами

9 Апреля 2018 Автор: Елена Николаева Фото: из архива редакции
И воспитаем, и профессию дадим. Зачем российские школы хотят засадить садами

В России хотят возродить систему школьных садов. Зачем это делается и кому это нужно — в нашем разговоре с Николаем Махневым, руководителем проекта «Энциклопедия сельских школ России», который не так давно был заявлен на участие в президентском конкурсе.

Во саду ли?

— Вы подали заявку на участие в президентском конкурсе «Школьные сады России». Скажите, а подобное явление до сих пор существует в нашей системе образования?

сельские-школы_Николай-Махнев_Шишкоедов_DSC8379.jpg— На сегодняшний день садов в образовательных организациях очень мало, и, по сути, нет никакой статистики в этом вопросе. Конечно, управления образования собирают некую информацию о наличии школьных садов и огородов, но дальше сбора информации, как правило, дело не идет. К сожалению, образовательные организации в настоящее время практически не мотивируются на развитие красивых школьных участков и школьных садов. Да, периодически проводятся различные конкурсы и смотры на уровне муниципалитетов, есть элементы такой практики в некоторых регионах, но не более того. Особого федерального внимания к такому явлению, как школьный сад, пока нет.

А ведь в 1950-70-х годах в советском образовании существовало мощное движение по созданию и развитию школьных садов. Более того, школьные сады были участниками ВДНХ, получали различные награды на всесоюзном уровне. И это правильно. Так как, на наш взгляд, красивый и ухоженный школьный сад — это значимый фактор развития в деле образования и воспитания учащихся по разным направлениям, с точки зрения трудового воспитания, экологического, места предметных связей и прочего.

— Из того малого количества, что еще сохранены, сегодня школьные сады характерны только для сельских школ или же и городские не гнушаются работать на земле?

— Школьные сады есть не только в селах, но и в городах. Но еще раз подчеркиваю: обобщенной информации об этом нет. Поэтому одной из задач проекта стало проведение инвентаризации садов школ в России: есть ли они, в каком состоянии находятся, какие перспективы на будущее и проблемы данных садов есть в настоящее время. Это касается школ города и села.

— Вы уже сказали, что школьные сады играют и воспитательную, и образовательную роль, а есть ли смысл ее усиливать в эпоху электронных гаджетов?

— Несомненно. Школьный сад обладает значительным потенциалом, направленным на образование и воспитание. Мы часто сетуем, что у нас мало практических реализуемых задач в образовании. Здесь же они представлены в полной мере. Теоретические знания подкрепляются практической реализацией по самым разным предметам. Школьный сад — это уникальная работа в процессе воспитания экологии, и именно системная работа. Школьный сад позволяет реализовывать программы бизнес-образования. Ребята на деле учатся получать доходы, просчитывать себестоимость, затраты... Ну а воспитательные возможности в процессе создания и ухода за школьным садом трудно переоценить. Здесь и совместная работа детей и взрослых, разновозрастных школьных отрядов, видимость полученных результатов, в т.ч. и отрицательных, формирование ответственности, заботы и многих других нравственных качеств.

Гражданский вызов

— Вы являетесь руководителем проекта «Энциклопедия сельских школ России», поэтому, думается, не понаслышке знаете о ситуации в деревенских школах. Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные проблемы сельского образования?

— Основные проблемы сельского образования — в его гораздо более ограниченных ресурсах и отсутствии конкуренции. Сегодня власть и общество пока не пришли к пониманию, какой должна быть современная сельская школа. Да, это должно быть обустроенное, соответствующее всем нормативным требованиям здание. Но когда сами селяне, родители и школьная общественность, рисуют образ будущих своих выпускников только в городе, то любая власть, несомненно, задается вопросом: зачем вкладывать большие средства в людей, которые хотят уехать из села? Мы по-прежнему предпочитаем говорить о работе в селе, а не об образе жизни. Пока в глазах общественного мнения сельский образ — это неуспех. И пока мы не переломим эту тенденцию, будет сложно, потому что вопрос существования деревень и сел — это и вопрос национальной безопасности по многим вопросам. И простых решений здесь нет.

— Есть обывательское представление, что городская школа априори сильнее сельской. Вы можете подтвердить это или опровергнуть как миф?

— Городская школа, конечно же, сильнее сельской в вопросе получения и оценки знаний по школьной программе. Но жизнь состоит не только в оценке школьных знаний. Сегодня мы плохо оцениваем школьников с точки зрения применения полученных знаний в жизни. Если мы это проанализируем, то нам будет намного сложнее заявлять, что городские школьники на голову превосходят сельских.

— Чем городские могут помочь сельским и, наоборот, чем сельские школы могут быть полезными городским в современных условиях?

— Дружба и сотрудничество городской и сельской школы — это эффективнейший ресурс развития и той, и другой. Во-первых, это процесс узнавания страны и людей. Для сельской школы это доступ к возможностям городских школ. Для городской школы это тоже определенный вызов, причем по разным направлениям. Конечно, в дружбе городской и сельской школы мы также видим еще и элемент заботы о тех, кому в силу географических и иных причин гораздо меньше досталось возможностей. Городская школа может помочь сельской реализовать самые различные проекты, требующие ресурсов, которые селяне вряд ли найдут. Я вижу в этом мощнейший гражданский вызов, который покажет реальную способность нашего образования к самоорганизации.

Вчера | 13:37
Челябинские эпидемиологи рассказали, что может изменить анализы на коронавирус

В областной лаборатории выполнили уже более 200 исследований на китайскую инфекцию.

20.02.2020 | 19:43
Еда под подозрением. Где в Челябинской области исследуют продукты на ГМО?

В России принята новая доктрина продовольственной безопасности, которая в том числе ставит заслон продуктам с ГМО. Теперь на Южном Урале будут уделять особое внимание качеству растительной и животной пищи.

Вчера | 14:20
Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса

«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.

10.02.2020 | 11:04
Жива ли в Челябинской области система профобразования?

Во время визитов губернатора Алексея Текслера в различные территории области периодически поднимается вопрос нехватки квалифицированных кадров на тех или иных предприятиях. О том, насколько эффективно на это реагирует система профессионального образования, мы поговорили с доктором культурологии, профессором Галиной Казаковой.

Новости   
Спецпроекты