И воспитаем, и профессию дадим. Зачем российские школы хотят засадить садами
В России хотят возродить систему школьных садов. Зачем это делается и кому это нужно — в нашем разговоре с Николаем Махневым, руководителем проекта «Энциклопедия сельских школ России», который не так давно был заявлен на участие в президентском конкурсе.
- Почему в российском обществе терпят пьяных, но не принимают детей с аутизмом
- Садовые миллионеры. На что тратится государственная помощь, выделяемая южноуральским садоводам
- Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога
— Вы подали заявку на участие в президентском конкурсе «Школьные сады России». Скажите, а подобное явление до сих пор существует в нашей системе образования?
— На сегодняшний день садов в образовательных организациях очень мало, и, по сути, нет никакой статистики в этом вопросе. Конечно, управления образования собирают некую информацию о наличии школьных садов и огородов, но дальше сбора информации, как правило, дело не идет. К сожалению, образовательные организации в настоящее время практически не мотивируются на развитие красивых школьных участков и школьных садов. Да, периодически проводятся различные конкурсы и смотры на уровне муниципалитетов, есть элементы такой практики в некоторых регионах, но не более того. Особого федерального внимания к такому явлению, как школьный сад, пока нет.
А ведь в 1950-70-х годах в советском образовании существовало мощное движение по созданию и развитию школьных садов. Более того, школьные сады были участниками ВДНХ, получали различные награды на всесоюзном уровне. И это правильно. Так как, на наш взгляд, красивый и ухоженный школьный сад — это значимый фактор развития в деле образования и воспитания учащихся по разным направлениям, с точки зрения трудового воспитания, экологического, места предметных связей и прочего.
— Из того малого количества, что еще сохранены, сегодня школьные сады характерны только для сельских школ или же и городские не гнушаются работать на земле?
— Школьные сады есть не только в селах, но и в городах. Но еще раз подчеркиваю: обобщенной информации об этом нет. Поэтому одной из задач проекта стало проведение инвентаризации садов школ в России: есть ли они, в каком состоянии находятся, какие перспективы на будущее и проблемы данных садов есть в настоящее время. Это касается школ города и села.
— Вы уже сказали, что школьные сады играют и воспитательную, и образовательную роль, а есть ли смысл ее усиливать в эпоху электронных гаджетов?
— Несомненно. Школьный сад обладает значительным потенциалом, направленным на образование и воспитание. Мы часто сетуем, что у нас мало практических реализуемых задач в образовании. Здесь же они представлены в полной мере. Теоретические знания подкрепляются практической реализацией по самым разным предметам. Школьный сад — это уникальная работа в процессе воспитания экологии, и именно системная работа. Школьный сад позволяет реализовывать программы бизнес-образования. Ребята на деле учатся получать доходы, просчитывать себестоимость, затраты... Ну а воспитательные возможности в процессе создания и ухода за школьным садом трудно переоценить. Здесь и совместная работа детей и взрослых, разновозрастных школьных отрядов, видимость полученных результатов, в т.ч. и отрицательных, формирование ответственности, заботы и многих других нравственных качеств.
Гражданский вызов
— Вы являетесь руководителем проекта «Энциклопедия сельских школ России», поэтому, думается, не понаслышке знаете о ситуации в деревенских школах. Каковы, на ваш взгляд, сегодня основные проблемы сельского образования?
— Основные проблемы сельского образования — в его гораздо более ограниченных ресурсах и отсутствии конкуренции. Сегодня власть и общество пока не пришли к пониманию, какой должна быть современная сельская школа. Да, это должно быть обустроенное, соответствующее всем нормативным требованиям здание. Но когда сами селяне, родители и школьная общественность, рисуют образ будущих своих выпускников только в городе, то любая власть, несомненно, задается вопросом: зачем вкладывать большие средства в людей, которые хотят уехать из села? Мы по-прежнему предпочитаем говорить о работе в селе, а не об образе жизни. Пока в глазах общественного мнения сельский образ — это неуспех. И пока мы не переломим эту тенденцию, будет сложно, потому что вопрос существования деревень и сел — это и вопрос национальной безопасности по многим вопросам. И простых решений здесь нет.
— Есть обывательское представление, что городская школа априори сильнее сельской. Вы можете подтвердить это или опровергнуть как миф?
— Городская школа, конечно же, сильнее сельской в вопросе получения и оценки знаний по школьной программе. Но жизнь состоит не только в оценке школьных знаний. Сегодня мы плохо оцениваем школьников с точки зрения применения полученных знаний в жизни. Если мы это проанализируем, то нам будет намного сложнее заявлять, что городские школьники на голову превосходят сельских.
— Чем городские могут помочь сельским и, наоборот, чем сельские школы могут быть полезными городским в современных условиях?
— Дружба и сотрудничество городской и сельской школы — это эффективнейший ресурс развития и той, и другой. Во-первых, это процесс узнавания страны и людей. Для сельской школы это доступ к возможностям городских школ. Для городской школы это тоже определенный вызов, причем по разным направлениям. Конечно, в дружбе городской и сельской школы мы также видим еще и элемент заботы о тех, кому в силу географических и иных причин гораздо меньше досталось возможностей. Городская школа может помочь сельской реализовать самые различные проекты, требующие ресурсов, которые селяне вряд ли найдут. Я вижу в этом мощнейший гражданский вызов, который покажет реальную способность нашего образования к самоорганизации.
Поделиться