Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога

22 Февраля 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Не воспитывать и не учить. Учитель из Челябинской области знает формулу счастливого педагога

Алена Идрисова, участница проекта «Энциклопедия сельских школ», проживает с детьми первые слезы и первую любовь.

Вот как-то все совпало — словно в песне какой-то! Только вслушайтесь, как звучит название села под Миассом, где Алена живет: Смородинка! Да и сама она похожа… Постойте-ка! Похожа на Гулю Королеву! Помните? Из «Четвертой высоты» Елены Ильиной? Сейчас таких лиц не сыщешь! А как она смеется! Будто звонкий ручеек! И в глазах ее — озорные искорки! Как же, должно быть, обожают ее дети…  

Дочь учителя

Алена Сергеевна Идрисова — учитель математики школы № 31 села Смородинка, что под Миассом, участник проекта «Энциклопедия сельских школ». Нагрузка у педагога внушительная: 25 часов плюс классное руководство. Плюс к этому ответственная по электронному журналу, ведущая школьного сайта, редактор школьной газеты «Все не так», каждый выпуск которой с нетерпением ждут дети и их родители.

Педагогом, по собственному признанию, стала совершенно случайно. Вначале мечтала стать визажистом, любила выдумывать прически своим подружкам.  
 
— Моя мама, Ольга Апполинарьевна Голунова, учительница, ведет уроки химии, — рассказывает Алена Сергеевна. — К тому же завуч. И папа тоже много лет был педагогом! Можно представить себе среду, в которой я росла: ночные проверки тетрадей, рассказы о школе, в сердцах брошенное «Ненавижу свою работу». Все это я впитывала в себя с детства. Поэтому неудивительно, что никогда не хотела стать педагогом. Тем более что в школе ты не просто ученица, а дочь учителя. Это очень тяжелая ноша. К тебе всегда предвзятое отношение. И я не хотела повторения такой судьбы своим детям.

Но вышло все иначе. С будущим мужем мы учились в одном классе. После школы стали вместе ездить каждый день в автобусе из Смородинки в Миасс, где я училась в филиале ЧелГУ по специальности «математик, системный программист».

Однажды, после четвертого курса, определяясь с практикой, каталась на велосипеде. И меня вдруг встретил теперь уже нынешний мой коллега и сказал запросто: «Айда к нам в школу!» Я подумала: а чем черт не шутит! Возьму да и зайду!

Побывала на практике в той самой школе, которую окончила. Но сказать, что сразу влюбилась, — нет, такого не было. Однако с 2009 года после окончания университета и по сей день я в этой школе. Муж, как и я, стал математиком-программистом. А у меня за спиной уже почти десять лет стажа. И сегодня вне школы себя уже не мыслю.

Класс — модель дома

— Меня не раз спрашивали, какое у меня педагогическое кредо. Да нет его у меня! Я просто точно знаю, что детей не нужно воспитывать, не нужно чему-то учить. С детьми нужно проживать каждый день! Каждую минуту! Нужно проживать с ними первые слезы, первую драку, первую потерю формы, первую ссору с учителем, первую любовь…

— А сколько их у вас? Извините, что перебил…

— Их у меня 27 в классе! Я вообще могу про свой класс рассказывать бес-ко-неч-но! Так что перебивайте! Нестрашно! Я абсолютно необидчивый человек. Да, могу легко сорваться, накричать. Но потом быстро забуду. Может быть, поэтому у нас с ребятами такие доверительные отношения. Это девятиклассники. Я веду их с пятого класса. Есть несколько девчонок — ну очень яркие звезды! Было время — дрались, друг друга за волосы таскали! Пережить пришлось с ними очень много! Но зато теперь мы настолько понимаем друг друга, что иногда им достаточно одного моего взгляда.   
 
— Но вас же не воспринимают как «своего парня»? И где проходит эта граница между безоговорочным подчинением и дружественным панибратством?

— Конечно, граница должна быть. Она возникает естественно. Класс — это своеобразная модель дома. Часто, если с детьми что-то случается, они идут не к родителям, а ко мне. Почему? Может быть, в силу возраста моего девчонки хотят поделиться со мной своими тайнами, проблемами. Конечно, они никогда мне не скажут «ты» и никогда не произнесут при мне грубого слова. Когда и как эта грань образовалась, мне трудно сказать.

Не терплю сплетников!

— Глядя на вас, кажется, что ваши любимые ученики не обязательно отличники, но озорные, веселые, а главное, честные и надежные ребята… Верно?

— Честно говоря, мне не нравится, когда у учителя есть любимчики. Знаете, мы нужны не тем, у кого все хорошо, а тем, кто нуждается в нашей защите, в помощи, в добром слове.

Бывает, встречается ребенок — ну такой тихий… Боится глаза поднять на тебя. Присмотрись к нему. Как к нему дома относятся? Может быть, его обижают, унижают. Что у него на душе? Твоя любовь ему сейчас, может быть, нужна больше, чем кому-либо. Потом когда-нибудь этот повзрослевший человечек скажет тебе спасибо, а больше учителю и не надо.

— А что вы не любите в детях?

— Не терплю сплетников и ябед! Вообще нам, учителям, приходится все терпеть. (Смеется.) А вот что не нравится, так это то, что большинство родителей считает, что воспитание детей лежит на учителях.
 
Воспитание детей лежит на родителях! Это закон. Они обязаны это делать. А мы лишь вносим свою посильную долю — десятую часть, не более того! Все остальное воспитание должно быть домашним.

— Мне кажется, у вас все наоборот: вы сами девяносто процентов своего вкладываете…

— Может быть… В жизни случается даже такое, когда родители звонят и просят: не могли бы свозить на своей машине нашего ребенка оформить ему паспорт… Я иногда просто взрываюсь от подобных просьб! Потом успокаиваюсь, сажусь в машину и еду оформлять документ. Потому что понимаю: если я этого не сделаю, мама не сделает…

Уважать — очень сложно

— Вы, как педагог, все правильно делаете?

— В июне будет первый выпуск моих детей. И вот тогда я смогу сказать, все ли делала правильно. Но в одном уверена: как только у нас появится единый рецепт образования, так мы сразу не только космос, но и все, что есть в нашей России, проиграем! Секрет прост: к каждому ребенку нужно найти свой подход. А для этого нужно меньше заставлять педагога заполнять ненужные бумаги, отчеты, отнимающие драгоценное время, которое мы могли бы посвятить детям.

— О чем говорите на родительских собраниях?

— Редко говорю о неудачах и неуспехах. Публично — только поощрения. Говорю о важности уважения друг к другу. Об уважении мальчиков, как будущих мужчин, к девочкам. Об уважении к взрослым, к природе, к педагогам. Для меня слово «уважение» не пустой звук. Уважать любого человека очень сложно. Пусть человек грязный, в лохмотьях, роется в мусорном баке, неважно, почему и как довела его жизнь до этого, он все равно имеет право на мое уважение, потому что он человек, ему Бог дал жизнь, не мне судить, как он ее проживает. Если человек умеет уважать другого, все остальное приложится, я в этом уверена.

Правило семьи

— Старший сын мой заканчивает шестой класс моей же школы, обожает математику, а младший пойдет в школу в этом году, — рассказывает Алена Сергеевна. — Пока старший сын болел коклюшем, стал писать книгу о приключениях двух друзей, попавших на остров, о пиратах. Пишет много стихов.

Сама я, наверное, в папу! Он педагог, тренер по туризму, водит детей в походы, на последние свои деньги покупает им все: консервы, веревки, карабины.

У родителей свой дом. Каждый Новый год мы отмечаем в родительском доме. Есть у нас семейный Дед Мороз (мой папа), дети читают стихи, за что получают пусть простенькие, но душевные подарки. Это традиция, которую мы не нарушаем.  

Мое хобби — спорт: плавание, коньки, лыжи. Каждый вечер с коллегами занимаемся фитнесом — сами себе тренеры.

Почему не жила в городе? Я человек деревенский, люблю ходить пешком. В нашем селе протекает река Миасс. А окна мои выглядывают в настоящий лес. Я просыпаюсь каждое утро не под рев машин, а под пение лесных птиц: словно в доме твоем, они голосят, заливаются! Непередаваемое ощущение! Никогда это не променяю на Челябинск, и уже тем более на Москву. Да, я патриот. Где родилась, там и буду пригождаться. Это правило нашей семьи.

— Мама, как педагог, рада за вас, как педагога?

— У мамы есть одна любимая фраза, сказанная Юрием Никулиным: «Счастье — это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Если измерять мое счастье по этой формуле, то я счастливый человек!

15.11.2019 | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

13.11.2019 | 15:30
«Белый» бунт. В Челябинской области промониторят зарплаты врачей

На прошлой неделе медики скорой помощи Магнитогорска пожаловались властям на низкие зарплаты и переработки. В ситуации разбиралась комиссия с участием первого вице-губернатора Ирины Гехт, представителей минздрава, ФОМС и профсоюза. Какие решения были приняты, читайте в материале «ЮП».

15.11.2019 | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

Новости   
Спецпроекты