Оценку ставит мама. В Челябинской области 353 семьи отказались от обучения детей в школе

7 Мая 2018 Автор: Юлия Махлеева Фото: Владлена Шваб
Оценку ставит мама. В Челябинской области 353 семьи отказались от обучения детей в школе

На Южном Урале набирает популярность семейное обучение, когда дети черпают знания не в школе, а домашних условиях. Родители объясняют свой выбор тем, что их не устраивают те реформы образования, которые проводятся у нас в стране, и борются за право получать денежные компенсации за обучение дома.

Не та нагрузка

У Натальи Колкатаевой, мамы троих детей, никогда и в мыслях не было объявлять бойкот школам. Она и сама крутится в образовательной системе: работает преподавателем технических дисциплин в одном из вузов Магнитогорска. Все дети Натальи с удовольствием посещали детский сад. Присмотр и уход, которые там оказывались, многодетную маму вполне устраивали. Но все вдруг изменилось, когда ее старшая дочь Карина пошла в школу.

— Она очень чувствительная, творческая натура. На линейке в первом классе у Карины глаза горели, была жажда знаний. Но уже к третьему классу стремление учиться просто испарилось. И выработалась очень плохая привычка — делать все абы как, лишь бы сделать, не разбираясь в сути. Я очень не люблю такой подход в работе. Тогда я задумалась об уходе на семейное обучение.

Причину того, что у дочки не сложился союз со школой, Наталья Колкатаева видит в огромной перегрузке учеников.

— Я понимаю, спортсмен усердно тренируется ради того, чтобы, например, на Олимпийские игры поехать. Видна цель, и нагрузка ей соответствует. А вот в школе она абсолютно необоснованная. Согласно нынешним ФГОСам, дети уже в начальных классах переходят на проектное обучение— проводят анализ темы и перед комиссией защищают свои работы. Я, как преподаватель, считаю, это нарушением законов физиологии, созревания нервной системы детей. Ученики очень устают, а результативность при этом низкая. Для меня не сами ФГОСы, а то, как они реализуются, это большой эксперимент, который, возможно, вскоре будет закончен. Но мои дети к тому времени вырастут, а я не хочу, чтобы они были подопытными кроликами.

Третий класс Карина Колкатаева окончила уже без звонков и перемен — за пределами школы. Наталья о своем решении ни разу не пожалела.

— Как результат, к четвертому классу к дочке снова вернулась природная любознательность и активность. А с таким настроем в пятом-шестом классе совсем не сложно организовать учебу дома. Какую-то часть работы ребенок уже самостоятельно берет на себя. Такие предметы, как физкультура, музыка, МХК, труды, мы организуем своими силами. А основные предметы: математику, чтение, окружающий мир и английский — ребенку преподает репетитор.

С репетитором 12-летняя Карина Колкатаева занимается девять часов в неделю в небольшом арендуемом классе. Одновременно с ней знания впитывают еще около пяти-шести детей, также находящихся на семейном образовании (разумеется, не по состоянию здоровья). По мнению Натальи, интенсивность такого обучения в разы выше за счет индивидуального подхода к детям, чья подготовка и степень увлеченности видны как на ладони. Одно занятие в «семейном» классе обходится родителям в 125 рублей в час.

Раз в год дети, находящиеся на семейном обучении, обязаны проходить аттестацию в школе (к которой заранее прикрепляются), где их знания уже оценивают чужие учителя.

— В аттестате у дочки — четверки и пятерки. Но я четко разделяю обучение и аттестацию. Например, Карина сделала две ошибки в большом диктанте по русскому языку, не в самых простых словах, такой результат меня вполне устраивает, хотя оценка не «пять».

Помимо Карины, уже два года на семейном образовании находится вторая дочь Колтакаевых. Успехами девочки семья гордится. Впрочем, Наталья не перечеркивает возможность вернуть детей в школу в старших классах, «если в системе образования к тому времени что-то изменится и учебные заведения будут более открыты к предложениям родителей». А пока настраивается на то, что подготовка детей к ЕГЭ ляжет на ее плечи. По ее мнению, это вполне подъемная ноша, для этого есть и соответствующие курсы при университетах, и демоверсии экзаменов, и множество учебной литературы.

Узаконить статус

У челябинки Марии Куличкиной четверо детей. Дошкольную программу все они осваивали дома, со школьной решили поступить так же. Без помощи учителей старшая дочь Марии сейчас успешно оканчивает третий класс, средний сын — второй, младшие дети до первого класса еще не доросли, но на школьной линейке побывать не стремятся. Семью Куличкиных не устраивает, что на первый план в учебных заведениях сегодня выходит оценка.

— Плюсов у семейного образования очень много, — считает многодетная мама. — Это возможность отдавать предпочтение тем предметам и темам, которые больше им нравятся, обучаться в своем темпе, а не по звонку, возможность свободно мыслить без давления со стороны педагогов. Дома ребенок всегда знает, что ему окажут поддержку, и не впадает в панику оттого, что забыл какую-то формулу. А что касается социализации… Это понятие подразумевает овладение социальными нормами, правилами и ценностями, позволяющими успешно функционировать в обществе. Все это возможно в семье. Точнее, в первую очередь все это происходит в семье, а уже после — в других общественных институтах.

С каждым годом форма семейного образования в Челябинской области становится все популярнее. По данным регионального минобрнауки, если в 2014 году количество детей, получающих образование вне школы, не превышало двух десятков, то в 2017 году составило 353 человека.

— По прогнозу на 2018 год данный показатель несколько снизится, составит 237 человек, в 2019 году — 247, — комментирует начальник отдела начального, основного и среднего общего образования минобрнауки региона Михаил Елагин. — На мой взгляд, вряд ли можно обозначить преимущества семейного образования. Использование данной формы, скорее всего, способствует преодолению каких-то проблем, препятствующих получению знаний ребенком в образовательной организации. Отрицательная же составляющая семейного образования, по мнению ряда психологов, заключается в том, что в ходе индивидуальных занятий, один на один с преподавателем, ребенок лишен своеобразного «зеркала» в лице сверстников, которое позволяло бы ему сравнивать себя с другими обучающимися и формировать адекватную самооценку.

Однако родители, чьи дети находятся на семейном образовании, не видят в нем минусов. И активно добиваются узаконивания своего статуса, чтобы рассчитывать на материальную поддержку. Согласно законодательству, на каждого ученика школам выделяются субсидии. Детей же, находящихся на семейном обучении, государство в расчет не берет. И деньги, выделенные на них школе, по сути, возвращаются обратно в бюджет. Но почему их нельзя направить на поддержку семейной формы? — удивляются родители. До недавнего времени семейное обучение в Челябинской области вообще было лишено какого-либо финансового обеспечения. И лишь в этом году некоторые семьи через минобрнауки региона добились права получать от школ учебники наравне со всеми. Останавливаться на достигнутом они не собираются и активно шлют свои обращения в Законодательное Собрание региона.

По словам Михаила Елагина, в 2015 году региональным минобрнауки был подготовлен проект, предусматривающий финансовое обеспечение формы семейного образования и самообразования за счет средств областного бюджета. Однако он не был одобрен минфином региона. Препоной стал федеральный закон, согласно которому местные власти могут оказывать материальную поддержку только муниципальным и частным общеобразовательным организациям. Чтобы наделить их правом финансового обеспечения расходов, связанных с семейной формой образования и самообразования, необходимо было бы переписать закон.

Тем не менее практика выплаты компенсаций за домашнее обучение уже есть в нескольких регионах. Например, в Пермском крае не увидели препятствий в федеральном законодательстве и приняли региональный акт, согласно которому семьи, чьи дети находятся на семейном образовании, получают порядка 40 тысяч рублей в год.

Комментарий

У каждого свое дело

Саратовкина-Оксана_Учитель-года-2016_IMG_8209.jpgОксана Саратовкина, учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска, «Учитель года‑2016»:

«Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребенка со школы на родителей. Каждый ли родитель способен взять на себя эту ответственность? Нет, не каждый. Для этого нужно обладать определенным набором знаний, умений и навыков, терпением, свободным временем, денежными ресурсами на репетиторов и проведение лабораторных и практических работ по естественным наукам. Поэтому нужно хорошо все взвесить при принятии подобного решения, причем посоветоваться с родственниками, так как и на них ляжет ответственность в контроле деятельности ребенка. Обязательным условием семейного образования является прохождение промежуточной и итоговой аттестации в учебном году в школе, и итоговой в конце ступени обучения. Не каждый учитель может разобраться в специфике выполнения заданий ЕГЭ, ОГЭ без консультаций экспертов, что уж говорить о родителях. Как член апелляционной комиссии по обществознанию могу сказать, что тяжелее всего объяснить выставленные баллы родителям, они комментируют работу своего ребенка исходя из собственной точки зрения и уровня образования, а не исходя из единых требований к проверке работ ЕГЭ. И, конечно, вопрос социализации ребенка остается открытым, все равно придется получать профессиональное образование в образовательном учреждении, адаптационный период будет дольше, и раны могут быть глубже, ведь речь идет о сформировавшейся личности. Я бы не перевела своих детей на семейное образование, так как считаю себя некомпетентной в естественных науках, и прятать ребенка от общества глупо. Мое убеждение в том, что каждый должен заниматься своим профессиональным делом, а родители должны любить своих детей, воспитывать в соответствии с социальными нормами и помогать в обучении. Иначе можно дойти и до семейного лечения, семейного юридического консультирования и т.д.».

Вчера | 14:21
Почему в образовательных учреждениях проваливается система безопасности

За последнее время в России произошло уже две трагедии, когда вооруженные люди проходят в образовательные учреждения и совершают там убийства. В каждом случае возникли серьезные вопросы к организации охраны.

Вчера | 12:57
По следам губернатора. Как в территориях выполняют поручения Алексея Текслера

Все помнят летние визиты главы региона Алексея Текслера в территории. Формат сначала удивил, а затем многие его полюбили. До этого ничего подобного ни жители, ни тем более муниципальные чиновники не видели: новый руководитель области не избегал общения с жителями и устраивал разносы на местах. А его «развороты» оценили даже в Кремле.

08.11.2019 | 12:04
Да будут дети. Как на Южном Урале борются с бесплодием

В Челябинской области насчитывается около 17 % бесплодных пар и, несмотря на усилия докторов, их число с каждым годом растет. Чтобы подарить шанс женщинам стать матерью, в регионе активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. Самая распространенная из них — ЭКО. Однако вокруг нее в последнее время ходит немало слухов.

01.11.2019 | 15:06
За парту с коляской. На Южном Урале молодых мам будут учить новым профессиям

Со следующего года в рамках нацпроекта «Демография» в Челябинской области стартует программа по бесплатному обучению молодых мам. Они смогут восстановить свои навыки или обучиться новым востребованным профессиям. А сейчас бесплатное обучение проходят граждане предпенсионного возраста. В этом году за парты сели более 1000 студентов старше 50 лет.

Новости   
Спецпроекты