Утро без войны. Как челябинцы отмечали в 1945 году День Победы

10 Мая 2018 Автор: Беседовал Марат Гайнуллин Фото: предоставлено ОГАЧО
Утро без войны. Как челябинцы отмечали в 1945 году День Победы

Тема празднования южноуральцами Победы 9 мая 1945 года и освещения этого события в местной печати долгие годы оставалась практически вне поля зрения историков. Одним из первых, кто обратился к ней, стал главный архивист отдела инициативного документирования ОГАЧО Игорь Казанцев.

Утро Победы

— Любопытно, но тогда в газетах было принято писать оба слова «день победы» с маленькой буквы, — рассказывает Игорь Анатольевич. — Благодаря архивным документам того времени можно с документальной точностью восстановить, как выглядел в те дни Челябинск. Например, фасад здания текстильной фабрики: он был оформлен по теме «Конец гитлеровской Германии», а возле почтамта, в сквере, можно было увидеть панно и карикатуры на еще одну близкую тему — «Русские прусских всегда бивали». Накануне дня Победы погода была прохладной, шел дождь. А вот сам день 9 мая, как по заказу, выдался теплым и солнечным (по снимкам так не скажешь). И сама погода почти документально зафиксирована в стихотворении Людмилы Татьяничевой «Утро Победы», которое 10 мая было опубликовано на страницах «Челябки».

— Народ уже догадывался, что 9 мая будет нерабочим днем?

— Этого события люди ждали со дня на день. И просто удивительно, насколько молниеносно распространилась весть о победе! Само сообщение было передано по радио в 4:15 по местному времени, а уже через пару часов оно облетело население всех городов и сел области. Незнакомые друг с другом люди поздравляли друг друга, обнимались и целовались. И все уже знали, что 9 мая — день нерабочий. Тем не менее многие буквально бежали к месту работы, с тем чтобы вместе со своим коллективом отметить этот радостный день.

Тут и там устраивались стихийные сходки, звучали пламенные речи местных ораторов. В колхозе «Всходы коммуны» (ныне Красноармейский район) старики потребовали, чтобы митинг был проведен на том же самом месте, где было объявлено о начале войны 22 июня 1941 года. В некоторых селах в честь радостного сообщения устраивали салюты из ружей.

9-мая-1945--в-Челябинске-003.jpg

Днем жители Челябинска, Магнитогорска, Карабаша и других городов стали свидетелями того, как над их головами летали самолеты, так называемые «кукурузники», с которых сбрасывались тысячи листовок. И стар и млад на лету ловили их и громко зачитывали содержание листовок, извещавших о капитуляции Германии и победе советского народа.

Празднование первого дня Победы продолжалось до глубокой ночи.

По сохранившимся в ОГАЧО документам известно даже то, сколько человек участвовало в демонстрациях (в Челябинске — 250 тысяч человек, в Магнитогорске — 100 тысяч, в Златоусте — 50 тысяч, в Копейске — более 25 тысяч, в Верхнем Уфалее — 15 тысяч, в Пласте — более 12 тысяч, Коркино — 11 тысяч, в Миассе — 10 тысяч).

Фейерверк в челябинском небе

— Первый праздничный день вышел стихийным, но ведь было же еще и воскресенье…

— Да, 9 мая была среда. Поэтому было принято решение продолжить празднование Победы в первое воскресенье после войны, которое приходилось на 13 мая. Но в этот день уже не было ни митингов, ни демонстраций. 

Начался праздник в 12 часов легкоатлетической эстафетой на приз газеты «Челябинский рабочий», которая традиционно проводилась с 1932 года. Возле драмтеатра, а также около гостиницы «Южный Урал», почтамта на улице Кирова проходили эстрадные концерты. Тут же проводились массовые игры, танцы и пляски, для челябинцев играли десять духовых оркестров. На улицах прямо с бортов автомашин-лавок продавали соки, воду, бутерброды, мороженое.

9-мая-1945--в-Челябинске.jpg

В 10 часов вечера началась демонстрация кинокартин: «В 6 часов вечера после войны», «Богатая невеста», «Воздушный извозчик».
Их показывали на площади Революции, у гостиницы «Южный Урал» и возле кинотеатра МЮД. Именно так назывался популярный среди челябинцев в те годы кинотеатр, располагавшийся на перекрестке улицы Кирова и площади Революции в двухэтажном здании, позднее снесенном. А сама аббревиатура МЮД напоминала о празднике Международный юношеский день. Первое воскресенье после войны завершилось огнями фейерверка, которыми озарилось ночное челябинское небо.

Письмо Сталину

— Неужели гуляли и рабочие оборонных предприятий?

— Дело в том, что в день общегородского народного гулянья выходной день был объявлен практически на всех предприятиях и в учреждениях города. Однако на Кировском заводе 13 мая люди продолжали трудиться, что у самих рабочих вызывало большое недовольство.

В архивах сохранилось коллективное письмо Сталину с просьбой о возвращении эвакуированных рабочих обратно в Ленинград. Его подписали 150 рабочих и мастеров цеха МХ-2, бывших ленинградцев. Причем в числе подписавшихся были и коммунисты. Партийные активисты вынуждены были проводить разъяснительную работу о преждевременной постановке подобных вопросов. При этом в своих отчетах работники райкомов и горкомов отмечали: «…Вместе с ликующим настроением народа необходимо отметить тот факт, что эвакуированная часть рабочих и служащих готовятся к отъезду на родину, в Донбасс и другие города Советского Союза».

А вот что писал информатор парткома Кировского завода:

«В некоторых цехах отмечаются случаи снижения трудовой дисциплины. Партгруппорг кузницы № 4 т. Кротов рассказал: «Ночью, когда был объявлен акт о капитуляции Германии, рабочие М. и К. бросили работу и просидели в коридоре цеха до утра. Мастер ничего не мог с ними сделать». В последние дни некоторые рабочие-ленинградцы работают еле-еле, стали не выполнять нормы. В цехе МХ-2 5 человек из молодых рабочих не вышли на работу в ночь на 14 мая. 10 мая по неуважительным причинам не вышло на работу в цех СВ-2 4 человека, а в ночь на 14 мая — 6 человек, прогулявших на общегородском празднике. В их числе один из лучших рабочих цеха слесарь-трансмиссионник коммунист О., явившийся на работу с опозданием на 4 часа. В цехе СВ-2 рабочие обычно оставались на 1-2 часа сверх установленного времени для окончания сменного задания. 11 мая бригадиру-трансмиссионнику Н. осталось работы примерно на час, чтобы сдать машину. Но он, не предупредив никого, в 8 часов ушел с работы, несмотря на то что начальник участка просил его остаться и закончить работу». 

9-мая-1945-в-Челябинске-002.jpg

Утроить энергию

— Но ведь эти единичные случаи не отражают всей картины тех дней?

— Конечно же, нет! Наоборот, выступая на митингах, люди призывали друг друга к еще более самоотверженному труду.
Так, на заводе № 3 (в составе Кировского — ЧТЗ) рабочий-стахановец, выполняющий норму на 280 %, т. Каплун сказал: «…В нашей победе сказалась вся русская сила, и прежде всего советский строй, завоеванный в Октябре 1917 года. Эту нашу победу организовала наша партия и наш любимый великий Сталин… Я буду работать еще лучше, не жалея своих сил».
Рабочие вставали на стахановские вахты в честь всенародного праздника Победы. Например, 9 мая в обжиговом цехе электродного завода лучший загрузчик, коммунист товарищ Кучер добился выполнения нормы выработки на 232 %!
Брались обязательства работать с утроенной (!) энергией. На Кировском заводе знаменитая фрезеровщица, орденоносец Анна Пашнина сказала: «Мы хорошо потрудились за годы войны и помогли Красной Армии громить врага. Сегодня, в радостный день Победы, мы клянемся не снижать темпов работы. Лозунг нашей бригады остается прежний: не меньше двух норм в смену. Призываю всех работать еще лучше, чем работали во время войны».

— Просто поразительно!


— Согласен, сегодня в это трудно поверить. В войну люди в большинстве своем и так работали на пределе человеческих возможностей, без отпусков и выходных, недоедая и недосыпая. Но ведь война-то уже закончилась! И призывы работать «еще лучше, не жалея своих сил» или обращения к колхозникам «Пахать днем и ночью!» вызывают не только недоумение, но и звучат просто издевательски. Скорее всего, это происходило по инерции, в духе пропаганды того времени: именно так было принято говорить, выступая публично.

— Ну а вопросы об улучшении жизни? Например: «Когда снова перейдем на восьмичасовой рабочий день?» Их, очевидно, боялись озвучить?

— Конечно же, они звучали. И партийным активистам на лекциях и собраниях, которые проводились постоянно, приходилось отвечать на многие «неудобные» вопросы. Например, людей интересовало, будем ли мы воевать с Японией, будем ли платить долги союзникам. Спрашивали, как и когда будут возвращаться военнопленные из Германии, не будут ли их судить за то, что они были в плену. Справедливо интересовались и тем, будут ли в 1945 году предоставлены трудящимся отпуска и выплачена компенсация за отпуска, не использованные в военные годы. Интересовала даже судьба священнослужителей, служащих царской полиции и кулаков, ограниченных в своих правах до войны.
Многие из них в период Отечественной войны помогали Красной Армии. Каким же теперь будет отношение к ним?

В числе самых популярных были вопросы об увеличении норм отпуска хлеба и продуктов и об отмене карточной системы. И, конечно же, всех интересовало одно: когда будет демобилизована Красная Армия и когда вернутся домой с фронта отцы, мужья и сыновья...

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

09.10.2018 | 09:09
Автор «Анатомии архитектуры» нашел в Челябинске отражение Иерусалима и Москвы

Одним из участников Южно-Уральской книжной ярмарки стал известный московский искусствовед, архитектор, лауреат премии «Просветитель», автор нашумевшей книги «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» Сергей Кавтарадзе. Столичный архитектор считает, что в пространстве «ЮП» тоже есть свой маленький храм.

21.05.2018 | 17:02
Кто встает в 4:20? Почему для детей более опасным становится интернет, а не улица

События, произошедшие в Челябинске год назад, когда подростки на фестивале красок Холи напали на полицейскую машину, прогремели на всю страну. Толпа тинейджеров в тот день скандировала «АУЕ!», что на тюремном жаргоне означает «арестантский уклад един».

Новости   
Спецпроекты