«Русский Форд» Яков Мамин изобрел первый советский колесный трактор

28 Февраля 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: предоставлено музеем ЧТЗ
«Русский Форд» Яков Мамин изобрел первый советский колесный трактор

В историю Яков Мамин вошел как создатель в 1906 году двигателя «русский дизель». Это был первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на тяжелом топливе (нефть). На его базе в 1910 году он создал свой «Карлик» — будущий знаменитый «Русский трактор».

Улица Мамина

Ровно 80 лет назад, 28 февраля 1938 года, вышло постановление СНК СССР «О производстве газогенераторных автомобилей, тракторов и других транспортных машин». Согласно этому документу в 1938 году в Челябинске должны были собрать 1200 газогенераторных тракторов. А история их создания связана с именем незаслуженно забытого русского инженера Якова Мамина.

Все, кто сегодня входит в здание Южно-Уральского аграрного университета (бывшего ЧИМЭСХ), видит на фронтоне мемориальную доску, на которой написано, что здесь с 1938 по 1955 год работал пионер советского тракторостроения Яков Васильевич Мамин. А еще есть в Челябинске в Тракторозаводском (в каком же еще!) районе улица, носящая сегодня имя Мамина.

От кастрюль до трактора

Родился будущий изобретатель в 1874 году в крестьянской семье, в Балакове, который тогда еще был селом. После окончания приходской школы поступил на работу к кустарю-лудильщику. Способный мальчишка быстро освоил ремесло и уже вскоре ловко чинил чайники и кастрюли.
 
И вот счастливый случай: он знакомится Федором Блиновым, известным в Поволжье изобретателем «вагона с бесконечными рельсами», как называли в то время первый гусеничный трактор с паровым двигателем. В 14 лет Яков поступает слесарем на завод Блинова «Благословение», что в то время считалось весьма престижным.
Первым изобретением талантливого паренька стал двухлемешный плуг. За него он получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове. В том же году на свет появился «пожарный насос Мамина», за который автор получил медаль и приз в 300 рублей на выставке в Пензе.

Машины увлекали Якова с головой. Но он прекрасно понимал, что чем глубже проникает в тайны их механизмов, тем больше обнаруживает нехватку знаний. А потому ночами неистово занимался самообразованием.

В старой кузнице Яков открыл собственную слесарно-механическую мастерскую и нанял кузнеца и молотобойца. В 1899 году в Балакове выросли цеха Чугунолитейного механического завода братьев Якова, Ивана Маминых, в которых трудилось почти полсотни рабочих.

Из его стен выходил знаменитый «Русский дизель», на основе которого  стали выпускать первые локомобили, предшественники колесных тракторов. Они пользовались большим спросом на молотьбе и при орошении.

Инновации Мамина

Яков Мамин одним из первых в России стал применять передовые методы труда. На своем заводе ввел 10-часовой рабочий день, что по тем временам было неслыханной роскошью для рабочих. Создал комиссию по разбору конфликтов, разработал систему поощрения сдельного труда, отменил штрафы и даже предоставлял рабочим неоплачиваемые отпуска на полевые работы. Удивлял всех российских промышленников и тем, что впервые взял на завод врача.

Двигатели балаковских промышленников экспонировались на десятках российских выставок, на которых получили шесть серебряных медалей. В его активе были золотые медали на международных промышленных выставках в Брюсселе, Милане, Париже, а в Лондоне он получил высшую награду —  золотой Гран-при «За изящество конструкции».

Когда двигатели Мамина получили всеобщее признание, к нему на завод стали приезжать на практику студенты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Однажды, увидев тяжелый и чадящий английский трактор, Яков Мамин решил, что нам нужен трактор очень простой. Такой, которым бы русский мужик мог сам управлять, без механика. И чтобы был надежным, сильным и легким, пыли не боялся, и по мосту мог проехать, и в луже не застрять. Первые опытные образцы двух «Русских тракторов» были готовы к концу 1912 года. По существу, они были первыми в мире прототипами тракторов с дизельными четырехтактными двигателями. Между прочим, в Америке такие трактора появились лишь многие годы спустя. Но вмешалась война. После 1914 года завод Маминых был передан военному ведомству, и на нем стали выпускать тракторные станки для изготовления шомпольных гранат и мин.

Мамин-001.jpg

На прием к Ленину

В 1916 году он приступил к испытаниям 30-сильного трактора. Но вскоре они прервались революционными событиями. Однако вопрос изготовления тракторов интересовал и представителей зарождающегося государства.

В 1918 году Мамин был вызван в Москву к самому Ленину. Оказалось, что специалисты комиссии по тракторостроению разыскали в архивах министерства отчеты об испытаниях осенью 1913 года «Русского трактора». После беседы с председателем совнаркома советское правительство выделило 100 тысяч рублей в золотой валюте и поручило Мамину закупить за границей станки и необходимое оборудование для строившегося в волжском городе Марксштадте (ныне Маркс) тракторного завода «Возрождение». С этой миссией он отправляется в Германию и Швецию.

Мамин выполнил задание Ленина.

Так Балаковский завод «Возрождение», техническим руководителем которого был Яков Мамин, стал первым советским предприятием, приступившим к выпуску первых советских тракторов, заново сконструированных самим Маминым и названных «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте трактора.

Каждый день из стен «Возрождения» выходили пять «Карликов». Столько же выпускалось ежедневно двигателей «Русский дизель».

От наркомзема поступил срочный заказ: выпустить к 1 апреля 1922 года первые 20 машин. Срок выпуска первых машин приближался, но, несмотря на поддержку Москвы, самарский совнархоз лишил Мамина должности и даже не допустил к заводу, а самая ценная часть оборудования бесследно исчезла.  

Через некоторое время Якову Васильевичу передали роковое сообщение: есть мнение, что Мамин в последние годы, оказывается, строил трактор для частного сектора, то есть кулацкий…

На этом судьба «Русского трактора» обрывается. Не состоялась и карьера «русского Форда», как называли Мамина. При всех своих технических и экономических выгодах «Карлик» не попал в МТС и не вышел на колхозные поля. Яков Васильевич тяжело перенес душевную травму и долго не мог смириться с поражением.

Однако продолжал заниматься двигателями.

Мамин в Челябинске

В 1937 году Яков Мамин ушел на пенсию. Сыновья давно звали его в Челябинск. Оба работали на ЧТЗ: Николай — начальник отдела планирования подготовки производства, Владимир руководил экспериментальным конструкторским бюро по газогенераторным тракторам. Это именно он создал газогенераторную модификацию «Сталинца» — СГ-65. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 этих тракторов. В самое тяжелое для страны время трактора с генераторами, работавшими на влажных чурках, позволяли сэкономить ценное жидкое топливо. Сегодня модель этого легендарного трактора с причудливыми башенками можно увидеть в музее ЧТЗ.

И для Мамина начался челябинский период жизни. Работал в КБ ЧТЗ. Его принимают научным сотрудником лаборатории на кафедре «Трактора и машины» ЧИМЭСХ. И здесь он продолжает совершенствовать свой двухтактный двигатель. А еще он изобрел уникальный механизм, который назвал «работомер». Прибор давал возможность фотографировать весь рабочий день трактора. Такое наблюдение не могло не побуждать тракториста работать лучше. Но, увы, прибор оказался потерян.

И вот что еще любопытно. Из-за бюрократических формальностей руководству ЧИМЭСХ приходилось идти на хитрости. Дело в том, что в автобиографии знаменитого изобретателя значилось… «низшее» образование, а потому, чтобы дотянуть до нужной зарплаты, его зачисляли то механиком, то старшим лаборантом…

Ветераны вуза вспоминали, что в войну Яков Васильевич отказывался от поощрений за работу, а многим аспирантам бескорыстно помогал в исследовательских экспериментах, сам подсказывал оригинальные идеи. А потом на подсказках этого бескорыстного человека без высшего образования его коллеги защищали диссертации и печатали труды...

В 1955 году Яков Мамин ушел из жизни в возрасте 81 года и похоронен на Митрофановском кладбище.

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur


Вчера | 13:09
Будут мост и ФАПы. Алексей Текслер разбирался в проблемах Варненского района

Варненский район стал следующим муниципалитетом, куда врио губернатора Алексей Текслер приехал с рабочим визитом сразу после Магнитогорска. 

24.04.2019 | 16:06
В Челябинске Илья Кабанов дал прогноз человечеству на 30 лет

Говорят, что нет пророков в своем отечестве. Но это как посмотреть… И в России сегодня появились последователи Нострадамуса, которые руководствуются научно обоснованным подходом, строгим IT-расчетом и математическим анализом развития событий.

Вчера | 15:21
В Челябинске посвящают концерты нобелевским лауреатам

Еще 22 октября 2018 года челябинцы стали свидетелями, как на филармонической сцене стартовал цикл концертов, посвященный творчеству нобелевских лауреатов России по литературе. Об этом необычном проекте читателям «ЮП» сегодня рассказывает его руководитель, поэт и драматург, лауреат литературных и театральных премий Константин Рубинский.

17.04.2019 | 10:55
Почему челябинский актер Петр Оликер мечтает сыграть Остапа Бендера

В наступившем году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинского Нового художественного театра Петр Оликер.

Новости   
Спецпроекты