«Русский Форд» Яков Мамин изобрел первый советский колесный трактор

28 Февраля 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: предоставлено музеем ЧТЗ
«Русский Форд» Яков Мамин изобрел первый советский колесный трактор

В историю Яков Мамин вошел как создатель в 1906 году двигателя «русский дизель». Это был первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работавший на тяжелом топливе (нефть). На его базе в 1910 году он создал свой «Карлик» — будущий знаменитый «Русский трактор».

Улица Мамина

Ровно 80 лет назад, 28 февраля 1938 года, вышло постановление СНК СССР «О производстве газогенераторных автомобилей, тракторов и других транспортных машин». Согласно этому документу в 1938 году в Челябинске должны были собрать 1200 газогенераторных тракторов. А история их создания связана с именем незаслуженно забытого русского инженера Якова Мамина.

Все, кто сегодня входит в здание Южно-Уральского аграрного университета (бывшего ЧИМЭСХ), видит на фронтоне мемориальную доску, на которой написано, что здесь с 1938 по 1955 год работал пионер советского тракторостроения Яков Васильевич Мамин. А еще есть в Челябинске в Тракторозаводском (в каком же еще!) районе улица, носящая сегодня имя Мамина.

От кастрюль до трактора

Родился будущий изобретатель в 1874 году в крестьянской семье, в Балакове, который тогда еще был селом. После окончания приходской школы поступил на работу к кустарю-лудильщику. Способный мальчишка быстро освоил ремесло и уже вскоре ловко чинил чайники и кастрюли.
 
И вот счастливый случай: он знакомится Федором Блиновым, известным в Поволжье изобретателем «вагона с бесконечными рельсами», как называли в то время первый гусеничный трактор с паровым двигателем. В 14 лет Яков поступает слесарем на завод Блинова «Благословение», что в то время считалось весьма престижным.
Первым изобретением талантливого паренька стал двухлемешный плуг. За него он получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове. В том же году на свет появился «пожарный насос Мамина», за который автор получил медаль и приз в 300 рублей на выставке в Пензе.

Машины увлекали Якова с головой. Но он прекрасно понимал, что чем глубже проникает в тайны их механизмов, тем больше обнаруживает нехватку знаний. А потому ночами неистово занимался самообразованием.

В старой кузнице Яков открыл собственную слесарно-механическую мастерскую и нанял кузнеца и молотобойца. В 1899 году в Балакове выросли цеха Чугунолитейного механического завода братьев Якова, Ивана Маминых, в которых трудилось почти полсотни рабочих.

Из его стен выходил знаменитый «Русский дизель», на основе которого  стали выпускать первые локомобили, предшественники колесных тракторов. Они пользовались большим спросом на молотьбе и при орошении.

Инновации Мамина

Яков Мамин одним из первых в России стал применять передовые методы труда. На своем заводе ввел 10-часовой рабочий день, что по тем временам было неслыханной роскошью для рабочих. Создал комиссию по разбору конфликтов, разработал систему поощрения сдельного труда, отменил штрафы и даже предоставлял рабочим неоплачиваемые отпуска на полевые работы. Удивлял всех российских промышленников и тем, что впервые взял на завод врача.

Двигатели балаковских промышленников экспонировались на десятках российских выставок, на которых получили шесть серебряных медалей. В его активе были золотые медали на международных промышленных выставках в Брюсселе, Милане, Париже, а в Лондоне он получил высшую награду —  золотой Гран-при «За изящество конструкции».

Когда двигатели Мамина получили всеобщее признание, к нему на завод стали приезжать на практику студенты из Москвы и Санкт-Петербурга.

Однажды, увидев тяжелый и чадящий английский трактор, Яков Мамин решил, что нам нужен трактор очень простой. Такой, которым бы русский мужик мог сам управлять, без механика. И чтобы был надежным, сильным и легким, пыли не боялся, и по мосту мог проехать, и в луже не застрять. Первые опытные образцы двух «Русских тракторов» были готовы к концу 1912 года. По существу, они были первыми в мире прототипами тракторов с дизельными четырехтактными двигателями. Между прочим, в Америке такие трактора появились лишь многие годы спустя. Но вмешалась война. После 1914 года завод Маминых был передан военному ведомству, и на нем стали выпускать тракторные станки для изготовления шомпольных гранат и мин.

Мамин-001.jpg

На прием к Ленину

В 1916 году он приступил к испытаниям 30-сильного трактора. Но вскоре они прервались революционными событиями. Однако вопрос изготовления тракторов интересовал и представителей зарождающегося государства.

В 1918 году Мамин был вызван в Москву к самому Ленину. Оказалось, что специалисты комиссии по тракторостроению разыскали в архивах министерства отчеты об испытаниях осенью 1913 года «Русского трактора». После беседы с председателем совнаркома советское правительство выделило 100 тысяч рублей в золотой валюте и поручило Мамину закупить за границей станки и необходимое оборудование для строившегося в волжском городе Марксштадте (ныне Маркс) тракторного завода «Возрождение». С этой миссией он отправляется в Германию и Швецию.

Мамин выполнил задание Ленина.

Так Балаковский завод «Возрождение», техническим руководителем которого был Яков Мамин, стал первым советским предприятием, приступившим к выпуску первых советских тракторов, заново сконструированных самим Маминым и названных «Карликом» и «Гномом». Это были не только самые легкие в мире, но и самые простые в сборке, управлении и ремонте трактора.

Каждый день из стен «Возрождения» выходили пять «Карликов». Столько же выпускалось ежедневно двигателей «Русский дизель».

От наркомзема поступил срочный заказ: выпустить к 1 апреля 1922 года первые 20 машин. Срок выпуска первых машин приближался, но, несмотря на поддержку Москвы, самарский совнархоз лишил Мамина должности и даже не допустил к заводу, а самая ценная часть оборудования бесследно исчезла.  

Через некоторое время Якову Васильевичу передали роковое сообщение: есть мнение, что Мамин в последние годы, оказывается, строил трактор для частного сектора, то есть кулацкий…

На этом судьба «Русского трактора» обрывается. Не состоялась и карьера «русского Форда», как называли Мамина. При всех своих технических и экономических выгодах «Карлик» не попал в МТС и не вышел на колхозные поля. Яков Васильевич тяжело перенес душевную травму и долго не мог смириться с поражением.

Однако продолжал заниматься двигателями.

Мамин в Челябинске

В 1937 году Яков Мамин ушел на пенсию. Сыновья давно звали его в Челябинск. Оба работали на ЧТЗ: Николай — начальник отдела планирования подготовки производства, Владимир руководил экспериментальным конструкторским бюро по газогенераторным тракторам. Это именно он создал газогенераторную модификацию «Сталинца» — СГ-65. Всего из ворот ЧТЗ вышло 7355 этих тракторов. В самое тяжелое для страны время трактора с генераторами, работавшими на влажных чурках, позволяли сэкономить ценное жидкое топливо. Сегодня модель этого легендарного трактора с причудливыми башенками можно увидеть в музее ЧТЗ.

И для Мамина начался челябинский период жизни. Работал в КБ ЧТЗ. Его принимают научным сотрудником лаборатории на кафедре «Трактора и машины» ЧИМЭСХ. И здесь он продолжает совершенствовать свой двухтактный двигатель. А еще он изобрел уникальный механизм, который назвал «работомер». Прибор давал возможность фотографировать весь рабочий день трактора. Такое наблюдение не могло не побуждать тракториста работать лучше. Но, увы, прибор оказался потерян.

И вот что еще любопытно. Из-за бюрократических формальностей руководству ЧИМЭСХ приходилось идти на хитрости. Дело в том, что в автобиографии знаменитого изобретателя значилось… «низшее» образование, а потому, чтобы дотянуть до нужной зарплаты, его зачисляли то механиком, то старшим лаборантом…

Ветераны вуза вспоминали, что в войну Яков Васильевич отказывался от поощрений за работу, а многим аспирантам бескорыстно помогал в исследовательских экспериментах, сам подсказывал оригинальные идеи. А потом на подсказках этого бескорыстного человека без высшего образования его коллеги защищали диссертации и печатали труды...

В 1955 году Яков Мамин ушел из жизни в возрасте 81 года и похоронен на Митрофановском кладбище.

Интересует история?
Читайте Telegram-канал «История. Уральская линия»: уникальное собрание старинных фотографий и интересных фактов об истории региона — t.me/hisur


Вчера | 14:59
Квоты в законе. В Челябинской области начнут экологический эксперимент

Госдума РФ в третьем чтении единогласно приняла закон о квотировании выбросов. За проголосовали 398 депутатов.

17.07.2019 | 14:51
В Челябинской области экстренно решают вопрос финансирования нацпроектов

Челябинская область, как и многие другие регионы страны, застряла на старте реализации нацпроектов: аудиторы отмечают низкий уровень исполнения расходов, предусмотренных для достижения целей. Иногда подписание соглашений с регионами откладывается из-за корректировки показателей нацпроектов на федеральном уровне.

09.07.2019 | 08:51
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.

01.07.2019 | 17:29
В Челябинске издали книгу, посвященную императору Александру II

200-летие со дня рождения царя-реформатора — повод, безусловно, значительный. Но насколько авторы нового издания были решительны в своих намерениях отметить этот юбилей книгой? Ведь до сих пор даже среди историков нет единого мнения по поводу роли этой личности в истории. С этого вопроса мы и начали беседу с автором-составителем книги, заместителем директора ОГАЧО Николаем Антипиным.

Новости   
Спецпроекты