Одним из участников Южно-Уральской книжной ярмарки стал известный московский искусствовед, архитектор, лауреат премии «Просветитель», автор нашумевшей книги «Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле» Сергей Кавтарадзе. Столичный архитектор считает, что в пространстве «ЮП» тоже есть свой маленький храм.
Стратегия гармонии
— Вы привезли на ярмарку в Челябинск вашу книгу, цель которой — максимально простым и понятным языком объяснить читателю, что же такое архитектура как вид искусства.
— Да, я попытался рассказать, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения, почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. И каким образом архитектура может выступать зеркалом, отражающим устройство внешнего мира…
К сожалению, в книжные магазины Челябинска попало не так много экземпляров моей книги. Но я представил свою книгу на книжной ярмарке, а также и себя, как автора.
— В своей лекции «Храм-город и град небесный», прочитанной в публичке, вы отвечаете на вопрос, что такое храм на самом деле? Откуда он взялся? Что вообще означает это понятие? И как храм существует, в том числе и в городе. Таким образом, можно говорить, что храм в вашем понимании существует и в Челябинске?
— Понимаете, когда мы говорим о храме, то, прежде всего, имеем в виду священный город, то есть Иерусалим. И в какой‑то мере, любой город — это своего рода подражание священному городу.
Но наш разговор идет гораздо шире. Города активно застраиваются. И для вас, челябинцев, очень важно знать, каким станет ваш город завтра, через год, через десять лет. Важно знать, насколько органично Челябинск вписывается в стратегию развития города, в стратегию гармонии, если хотите…
Давайте взглянем на город из окна вашей редакции. (Кавтарадзе указывал на угол пятиэтажного дома 61 по проспекту Ленина, построенного в 1937 году. — Ред.) Что мы видим? Треугольный фронтон, две пилястры ионические… И это тоже, если хотите, своеобразное подражание архитектуре священного города. Так что можете считать, что в пространстве редакции вашей газеты тоже есть свой маленький храм!
Я успел немного познакомиться с архитектурой вашего города. Некоторые здания в центре в чем‑то напоминают столичные. Например, в Москве на улице Горького (ныне Тверская) есть жилой дом. Да, здание богато украшено классическим декором, при этом композиция фасада в целом решена как один большой ордер. Я, кстати, об этом пишу в своей книге, где отмечаю, что цокольные этажи — стереобат, следующие пять этажей — колонны, аттиковый этаж, укрытый за строем пилястр — антаблемент.
— Вы правы, у нас действительно есть подобные здания. Например, здание управления железной дороги возле площади Революции, которому, как замечено специалистами, также был придан на всю его высоту архитектурный ордер…
— Вообще, я всегда с громадным интересом изучаю архитектуру любого города, в который приезжаю, после чего обязательно рассказываю об увиденном своим столичным друзьям и коллегам. Поделюсь и на этот раз, после возвращения из Челябинска…
Камень и металл
— Возможно, что следующая ваша книга будет основываться на впечатлениях о Челябинске?
— Не могу сказать определенно. Да, я занимаюсь изучением истории архитектуры, но я не урбанист в чистом виде. Моя специализация — это все же нечто сакральное. Но вы, может быть, удивитесь, но это сакральное можно найти и в теме ваших заводов, в теме челябинского металла. Я, как видите, держу пальцы, как закладки, словно предвидя, что может выйти на эту тему. На одной из страниц моей книги речь идет о Моисее. Выводя свой народ из Египетского плена, получает задание построить небольшой такой походный храм…
— Вы говорите о скинии?
— Да, именно. По-гречески (скенэ) означает обитель.
Вот о чем написано в 35‑й главе в книге «Исход»: «Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани…»
Напомню, какая проблема стояла перед царем Соломоном и зодчим Хирамом, которым предписывалось построить первый Иерусалимский храм, то есть самый главный тогда храм на земле, как бы Дом Бога.
Почему я так подробно об этом говорю? Проблема заключалась в том, что в их понимании нельзя было камни обрабатывать металлом: это оскверняет камень. Поэтому тогда же возникла необходимость в корне менять логистику. Создавались, как известно, две площадки. Камни обрабатывали далеко, на берегу моря и подвозили уже готовыми для строительства храма Соломона. Так что все системы, технологии строительства начинаются как минимум с библейских времен.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос о возможной книге о Челябинске, замечу, пожалуй, так: пусть тот фимиам, который заводской, а не храмовый, был как можно благоприятнее, чище! И не так агрессивно отравлял здоровье жителей вашего замечательного города.