Челябинцы разработали IT-комплекс контроля систем навигации самолетов

24 Июля 2018 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Вячеслав Шишкоедов
Челябинцы разработали IT-комплекс контроля систем навигации самолетов


Безопасность авиаперелетов во многом зависит от наземного оборудования навигации, взлета и посадки. Челябинские ученые и конструкторы разработали уникальный мобильный радиоизмерительный комплекс для авионики, контролирующий состояние навигационно-посадочных систем аэродрома с помощью беспилотника.

Этот проект на днях победил во Всероссийском конкурсе «Развитие-НТИ», его авторы получат грант Федерального фонда содействия инновациям. Муниров-к-дронам_IMG_1312.jpgЧто он даст для предотвращения авиационных аварий, спасения жизней пассажиров? Это и стало главной темой нашего разговора с одним из его разработчиков, генеральным директором компании «Курсир» Виталием Мунировым.

Мозги на кристаллах

— В чем инновационность вашего проекта?

— Сейчас исправность навигационно-посадочных систем проверяется с помощью пилотируемых самолетов-лабораторий. Они громоздкие, причем стоят больших денег: более 10 млн долларов самолет и 2,5 млн — измерительное оборудование. И это не говоря о колоссальных эксплуатационных расходах! У нас же, по расчетам, затраты будут на порядок меньше: для дрона не нужен экипаж, немалый запас топлива. Это умное оборудование — компактное, умещается в корпусе беспилотника. Наша разработка полностью отечественная, хотя электронный комплекс в основном и на импортных комплектующих. На цифровую обработку сигнала уже оформляется международный патент.

— Но чтобы выявить неисправность по электронному сигналу, машине нужно обладать и своего рода «искусственным интеллектом»...

— В нашем комплексе есть и прообраз «интегральных мозгов» — система на кристаллах, что позволило сделать его миниатюрным, компактным, при том же объеме контрольной информации. Когда беспилотник практически в автономном режиме летит по будущему маршруту самолета, выполняя маневр взлета или посадки, система измеряет электронный сигнал и, если выявит неисправность, тут же сообщает о ней оператору. В числе плюсов этого комплекса не только его малые габариты, но и высокая надежность, точностные характеристики.

Аэродром для беспилотника

— А в какой стадии ваш проект? Когда он дойдет до производства?

— Мы уже изготавливаем экспериментальные образцы таких беспилотников. Они прошли обкатку на аэродроме спортивной авиации Калачево под Челябинском, и в первоначальном варианте проекта вскрылись свои недостатки. Дроны порой сбивались с маршрута, падали на землю. Нынешняя модель уже пятая по счету. Мы учли эти ошибки, доработали ее и вышли на более масштабный уровень. Недавно опытный образец нашего дронового комплекса прошел полевые испытания в Ноябрьском центре организации воздушного движения, и отзывы самые обнадеживающие.

К слову, мы в основном отказались от покупки дорогостоящих беспилотников от поставщиков и выпускаем их сами. Правда, высокотехнологичные составляющие пока приходится покупать за рубежом (углепластик — в Китае, а контроллеры — в США), но и в России скоро появятся их аналоги, во многом не уступающие заграничным.

— В преддверии саммитов ШОС и БРИКС, которые пройдут в Челябинске, в аэропорту Баландино построят новый пассажирский терминал международного уровня, серьезно обновят системы безопасности приемки самолетов. Этому может послужить и ваше ноу-хау?

— Мы очень надеемся на это и уже ведем переговоры об испытаниях нашего комплекса в условиях современного аэродрома. Но для этого нужно «окно» в полетах, и нам пока отвечают, что летом аэропорт перегружен и перерыв в полетах в разгар сезона отпусков сделать возможности нет. Поэтому мы пока договорились обкатать оборудование в Курганском аэропорту, где нагрузка существенно меньше, а уже потом его испытаем и в Челябинске.

Из Мадрида — в Сколково

— Есть ли аналоги вашего комплекса за рубежом?

— Подобные разработки ведутся в Швейцарии, Германии и Китае, но они пока «в зачаточном состоянии», причем, на наш взгляд, у них есть серьезные минусы. К примеру, швейцарцы используют уже существующее «самолетное» измерительное оборудование, которое переносят на дрон. Однако такой беспилотник должен обладать большими габаритами, что неизбежно скажется на затратах. А наш в разы меньше, поскольку для микроэлектроники не нужны такие объемы!

Добавлю, что наш проект весной этого года был представлен на международном конгрессе по управлению воздушным движением в столице Испании Мадриде World ATM Congress-2018 и очень заинтересовал авиаперевозчиков самых разных стран мира. Не меньший интерес он вызвал и на прошедшем в Жуковском Московском авиакосмическом салоне.

— Как я слышал, ваш проект «засветился» и в «Сколково»?

— Это так. Наша фирма уже стала резидентом этого федерального инновационного центра. В Челябинске мы разрабатываем компьютерные программы, создаем электронную начинку летающих комплексов, а беспилотники проектируем на площадке «Сколково». Нам помогают с финансированием, экспертизой проекта, оформлением прав на интеллектуальную собственность. А после победы в треке «Аэронет» Всероссийского конкурса «Развитие — Национальная технологическая инициатива» от его оргкомитета получено рекомендательное письмо на получение крупного федерального гранта.

Эти средства планируем направить на доработку проекта, создание новых измерительных комплексов. Сейчас он разработан только для посадочной системы ILS, а в ближайшее время планируем адаптировать его и для других — Marker, VOR, DME. Причем по задумке это будут системы не только посадки, но и навигации воздушных судов.

— А какова сфера применения вашей разработки? Может ли она выйти за рамки гражданской авиации?

— Спектр ее применения самый широкий. Это могут быть и военные, и «пограничные» беспилотники, отслеживающие ситуацию на приграничной полосе. Наш комплекс может пригодиться полиции, ФСБ и МЧС. Для противопожарной службы он, к примеру, может помочь выявлять лесные возгорания, а для силовых структур — отслеживать периметр особо охраняемых объектов. Не исключение и сельское хозяйство. Мы готовы сотрудничать с ЮУрГУ, у которого заключен договор с минсельхозом Челябинской области на определение с помощью беспилотников и спутниковых снимков урожайного ресурса полей. Если высока засоленность почвы, «электронные мозги» дрона подскажут, какие добавки нужно внести. Так называемые ГИС-технологии (геоинформационные системы) в сочетании с нашим методом цифровой обработки сигнала могут дать результаты, о которых сегодня приходится только мечтать!

Вчера | 09:22
Уроки на ночь глядя. В копейской школе дети вынуждены учиться до позднего вечера

Занятие у ребятишек 2-х и 3-х классов копейской школы № 7 начинаются в 15:00, а заканчиваются только в 19:00 — всего за два часа до сна. Фактически это третья смена, однако официально на бумаге такое расписание называется гибким, а смена — второй удлиненной.

16.09.2019 | 15:42
Хлеб из биопечки. Сможет ли искусственная еда заменить натуральную

Можно ли сделать искусственную пищу из электричества, воздуха и воды? По мнению ученых, эта задача сегодня вполне решаема. К примеру, финские биотехнологи сообщили о прорывном открытии, позволяющем при помощи микроорганизмов производить муку «из ничего».

Вчера | 16:57
Южноуральские аграрии собрали урожай наград на межрегиональной выставке

Аграрии Челябинской области завоевали на IX межрегиональной агропромышленной выставке в Екатеринбурге 57 медалей, из которых 12 золотых.

Вчера | 16:44
Единороссы определились с кандидатурой спикера гордумы Челябинска

Городским депутатам предложили поддержать партийного выдвиженца Андрея Шмидта.

Новости   
Спецпроекты