Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Талон на очередь. Челябинцы не могут попасть к узким специалистам в поликлиниках

26 Июля 2018 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов
Талон на очередь. Челябинцы не могут попасть к узким специалистам в поликлиниках


Истории о том, как кому-то не удалось взять в поликлинике талон к офтальмологу, хирургу или на УЗИ, с огромной скоростью заполняют информационное пространство и откровенно топят все рапорты о победе над очередями в поликлиниках и о доступности качественного лечения по полису ОМС.

Здравоохранение все чаще взлетает на вершины различных социальных антирейтингов. Самой проблемной сферой в жизни страны, по данным ВЦИОМ, его считают 28 % россиян (годом ранее так думали 13 %). Более 80 % признались фонду, что их лишили возможности лечиться бесплатно (условно бесплатно, поскольку медуслуги финансируются из наших же налогов) и в нужном объеме. На этом фоне около 50 % россиян идут за помощью в частные клиники (данные ОНФ).

В поликлинику ни ногой!

— Нас всячески выдавливают из бюджетной медицины, — рассуждает в беседе с «ЮП» жительница Челябинска Елена. — В теории мы лечимся по полисам, а на практике, помыкавшись по поликлиникам, записываемся на прием к частнику. К примеру, у моей трехлетней дочери хронический аденоидит. При каждом ОРВИ ей нужен осмотр отоларинголога, к которому можно попасть только через педиатра. После того как в поликлинике № 8 на Дружбы, 2 в очередной раз нам отказали в консультации лора, мы записались в платную клинику, и, как оказалось, очень вовремя. Если бы лечили тем, что назначил педиатр (на минуточку! — не имея специальных знаний и инструментов для осмотра), пришлось бы аденоиды удалять, что крайне нежелательно для здоровья и малоэффективно.

На недоступность узких специалистов челябинцы сетуют и в интернете. Речь чаще о детских приемах. Взрослые, как правило, терпят до последнего, но в поликлинику, по понятным причинам, не идут.

«К педиатру попасть нереально, не говоря уже об узких специалистах. Приходится ходить платно в частные клиники даже за справкой в школу», — пишет пользователь в дискуссии на doctor.74.ru.

Здесь же и другие похожие реплики.

«Наблюдаемся на диспансерном у ортопеда, — возмущается одна из мам. — Раньше записывались по интернету. Теперь нужно прийти к педиатру, взять бумажное направление и пойти в стол справок в определенный день и взять талон! Вы соображаете, что делаете? Даже с бумажным талоном прием у ортопеда возможен не раньше, чем через две недели. Вы делаете все возможное, чтобы в поликлинику ни ногой!»

«Зато очередей у дверей узких специалистов нет! Все показушные показатели в норме. А на пациентов плевать!» — вполне логично предполагает другая мама.

Вам врач не нужен

Складывается впечатление, что борьба с очередями в поликлиниках идет по вполне логичному, но не вполне цивилизованному сценарию. Врач общей практики (или терапевт, или педиатр) все чаще «замещает» узких специалистов. Талонов к ним не достать. Одни в этой ситуации будут лечиться, как «доктор прописал», но другие, не выдержав битвы за талоны и побаиваясь терапевта с «опцией» гастроэнтеролога или пульмонолога, пойдут в коммерческую клинику.

«Говорили мне друзья, не ходи в поликлинику. Там процветает формализм и отписки, — так начинает свой пост о бесплатной медицине пользователь «Фейсбука» Александр Сергеевич.

Челябинец рассказывает историю, когда знакомый, пережив гипертонический криз, пришел к терапевту за курсом лечения (рекомендовал врач скорой помощи). После двухчасовой очереди он, наконец, попал в кабинет, но ушел оттуда с вердиктом «здоров» и рецептом на «Изотропин» (препарат для гипертоников). И все это без осмотра и изучения медицинской карты. Как потом выяснили в частной клинике, давление у пациента скакнуло от защемления шейных позвонков, и никакой он не гипертоник.

«Сделали из врачей чиновников. Это везде в госмедицине так? Или только в Челябинске?» — теперь интересуется автор поста.

О случаях, когда врачи, как говорят юристы, «некачественно оказали медпомощь», рассказывают и челябинские страховщики, работающие в ОМС. Ситуации разные, но их много и связаны они, как правило, с отказом в госпитализации, в осмотре врача и с откровенным хамством. Так, по просьбе «ЮП» «АльфаСтрахование-ОМС» приводит пример. Из челябинской новостройки рядом с детской поликлиникой температурящему малышу вызвали врача. Врач не пришел, сославшись на формальную причину: дом только что сдан и еще не закреплен за медорганизацией.

Хочется денег и стажа

Очевидно, что заложниками ситуации стали обе стороны: и больной ребенок, и поликлиника, которая «спихнула» с себя вызов, вероятно, из-за перегруженности специалистов.

— Врачей не хватает. Несмотря на неплохие по нынешним меркам зарплаты, их подняли еще после майских указов президента, люди куда-то уходят или мигрируют из одной поликлиники в другую, — рассказывает «ЮП» педиатр, пожелавший остаться неназванным. — Думаю, это связано с оптимизацией: многие не срабатываются с новым руководством. Я вообще считаю, что, когда сократили ставки руководителей, развалили всю систему.

Источник подтверждает, что все чаще врачи в поисках лучших заработков подаются в коммерцию. Но и из бюджета совсем они не уходят. Не хотят терять стаж в госучреждении и возможность бесплатно учиться для подтверждения квалификации каждые пять лет.

— Есть те, кто уходит из-за штрафов, — продолжает наш собеседник. — Штрафовать стали реально больше и медучреждения, и самих врачей. Штрафуют часто необоснованно. Например, за то, что не ведем электронные карты. Да мы просто физически не успеваем это делать! Иногда на приеме по 80-100 человек в день, и если все данные забивать в систему, еще и с постоянно подвисающим компьютером, то и недели не хватит. Или та же вакцинация. По требованиям, на участке 95 детей должны быть привиты. Но это нереально! Особенно после гриппозного сезона, когда половина детей сидят с медотводами после болезни. А штраф за это мне все равно назначают — 2 тысячи рублей. Остается или платить штрафы, или отправлять недолеченного ребенка на прививку, что очень рискованно. Выбираю первое.

Сильного дефицита талонов к узким специалистам и на исследования наш собеседник не отмечает:

— Направлений на анализы мы можем выдать столько, сколько посчитаем нужным, но получают их в регистратуре, через очередь, — говорит врач. — Но вообще мы стараемся за один прием выдать максимально все направления и справки, чтобы ребенок по нескольку раз в поликлинику не ходил. Но это в детской поликлинике. Насколько я знаю, во взрослых всё гораздо жестче.

Никаких разнарядок

В региональном ФОМС практику штрафов подтверждают, но с оговоркой: фонд далеко не единственный сборщик взысканий с медучреждений, и санкции накладываются на медиков только по закону. Кроме того, деньги от штрафов идут обратно в ОМС, из которого, в общем-то, и «питаются» поликлиники и больницы. Так, по данным ТФОМС, в 2017 году в регионе провели 645 тысяч экспертиз качества медпомощи. С нарушителей взыскали 113,6 млн рублей. Из них 66,8 млн ушли обратно в медучреждения, оставшиеся деньги положили в страховой запас фонда.

В минздраве Челябинской области, в свою очередь, нехватку врачей признают, но подчеркивают, что она не связана с оптимизацией учреждений (при укрупнении больниц сокращали только административный персонал). В ведомстве отмечают, что уже реализуют ряд мер по перекрытию кадрового дефицита.

А вот искусственный дефицит талонов в ведомстве, напротив, не подтверждают, равно как и то, что главврачам поликлиник якобы спущена разнарядка срезать количество пациентов и анализов в день, чтобы избавиться от очередей. Такое предположение сейчас гуляет в соцсетях у челябинцев. По гневным постам в тех же сообществах заметно, что конфликт «врач — пациент» продолжает нарастать. Фабула предельно проста. Медики пытаются работать за двоих, захлебываются в отчетности и платят несправедливые штрафы. Пациенты же, ругая на чем свет бюджетников, идут в платную клинику, чтобы не затягивать с диагнозом и лечением и не тратить рабочее время на просиживание в очередях.

Комментарии

Лариса Коснырева, заместитель главного врача по медицинской части городской клинической поликлиники № 7 Челябинска:

— Есть порядки оказания медицинской помощи. В них написано, что ряд исследований должен назначаться именно терапевтом, а не узким специалистом. Бывает, у пациента кольнуло в боку, и он бежит за талоном к кардиологу, а по факту ему нужен другой специалист, например, гастроэнтеролог. Талон к узкому специалисту, минуя терапевта, могут получить пациенты с выпиской из стационара и состоящие на диспансерном учете.

Ольга Князева, исполнительный директор СРО СМО «Медсоюз» в Челябинской области:

— Что касается дефицита узких специалистов, то, к сожалению, в свете изменений порядка получения постдипломного медицинского образования тенденции неутешительные. Резко сократилось число мест в ординатуру, а только после нее врач может стать узким специалистом. Выпускаясь из медицинского вуза, врач может работать участковым терапевтом или педиатром, не имея практического опыта работы. Такое не каждому под силу. Конечно, это лишь часть причин, которые привели к дефициту специалистов.

Сегодня | 14:59
Остаться на плаву. Южноуральские спасатели показали, как спастись из полыньи

Специалисты провели профилактическое мероприятие на льду водоема.

Сегодня | 12:08
Звериная забота. Поможет ли бизнес строить приюты для животных на Южном Урале

В Госдуме разработали законопроект о государственно-частном партнерстве при возведении приютов для бездомных животных.

Сегодня | 14:10
В Челябинской области умерли еще 11 больных коронавирусом

В регионе вновь выросла ковидная статистика.

Сегодня | 13:21
В Челябинской области наградили самых ярких общественниц

Алексей Текслер поблагодарил их за бескорыстный труд и неравнодушие.

Новости   
Спецпроекты