Попасть на бюджет. Почему за высокими баллами челябинские школьники идут к репетиторам
По данным опроса ВЦИОМ, 42 % родителей не удовлетворены подготовкой детей к ЕГЭ в школе. В региональном минобре считают, что основная причина недовольства кроется в том, что сегодня выпускникам тяжело пройти на бюджет по специальностям гуманитарного профиля.
— На мой взгляд, сдать единый госэкзамен сегодня южноуральским школьникам не так сложно: минимальный порог для положительной оценки колеблется от 24 до 40 баллов. В Челябинской области лишь 90 с небольшим выпускников не сдали госэкзамены с первого раза. При этом 98 % выпускников сдали ЕГЭ, в частности, по обязательным предметам, русскому и математике, с первого захода, — комментирует министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. — Истинная причина недовольства родителей, отраженная в соцопросе, связана, скорее, с тем, что дети не набирают достаточное количество баллов, позволяющее им потом поступать на бюджетные места в престижные высшие учебные заведения. Но у массовой школы нет задачи готовить ребенка к поступлению в вуз. У массовой школы есть задача обучить ребенка в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подтверждением освоения этих стандартов является итоговая аттестация. Эту итоговую аттестацию подавляющее большинство детей проходят успешно, в отличие, например, от британских школьников. В Великобритании экзамены по выбору сдают 99 % выпускников, но два обязательных экзамена — английский и математику — лишь 53 %. Остальные учащиеся аттестат получают, но лишаются права на поступление в вузы.
Министр подчеркивает, что соотношение бюджетных мест в вузах и количества выпускников школ в Челябинской области сегодня такое, что, даже сдав на небольшое количество баллов, абитуриент уже может гарантировать себе поступление в альма-матер. Другое дело, что многие родители предпочитают, чтобы их ребенок пошел на популярную специальность, связанную с экономикой и юриспруденцией.
— Но там колоссальная конкуренция, потому что бюджетные места практически свернуты. А основная их масса заточена на естественно-научные и технические специальности, в которых испытывает дефицит реальный сектор экономики. В итоге на некоторые специальности у нас конкурса нет, и даже набрать абитуриентов не могут, а на юриспруденцию и экономику бешеная конкуренция, — констатирует Александр Кузнецов. — Но это вопрос психологии родителей. Они хотят, чтобы их любимый ребенок сразу стал управленцем или директором, не поработав реальном секторе.
Также министр отметил, что система репетиторства в Челябинской области и России в целом развита не так сильно, как за рубежом, например в Китае и Южной Корее, где она фактически находится на государственном уровне. Там родители массово придерживаются мнения, что для выстраивания профессиональной карьеры недостаточно стандартного уровня образования.
Поделиться