Арсенал истории. Какие тайны хранит старейший музей Челябинской области
Златоустовский городской краеведческий музей — старейший в Челябинской области. Почти за два столетия своей истории в нем собрали почти 80 тысяч экспонатов. Наиболее ценные — коллекции холодного украшенного оружия, гравюры на стали, каслинского и кусинского литья.
- Археологи обнаружили, возможно, самый древний железный артефакт в Челябинской области
- Музейный гид. В Верхнеуральске хранят наследие Емельяна Пугачева и Эрнста Неизвестного
- Музейный гид. Весь Южный Урал в диорамах Ильменского заповедника
Под голос Шаляпина
П.П. Аносов в своей работе «Статистическое описание Златоустовских горных заводов по 1838 г.» писал: «…последний отдел верхнего этажа занят библиотекою и музеумом… Музеум, в котором собираются горные породы об геогностических исследованиях округа Златоустовских заводов, далее — собрание эдуктов и продуктов заводских образцов, образцы употребительных инструментов и изделий русских, частию… бухарских, косы из рафинированной стали… модели устройств и машин».
На протяжении XIX века музей развивался и богател. В 1852 году из Миасского завода в Златоуст было передано собрание образцов руд и минералов. По разнообразию экспонатов минералогическая коллекция музея занимала второе место в России (после Горного института в Санкт-Петербурге). В музее собиралось холодное оружие, кирасы, уланские пики, шпоры, приклады, столярные и измерительные инструменты, в экспозиции были представлены модели плотины и ветряной мельницы, углевыжегательной печи Пятницкого, а также многое другое.
Горка из оружия в музее Арсенала
Музейные коллекции размещались в здании Арсенала. Его построили в 1833 году в самом центре Златоуста напротив дома горного начальника. Оно выполнено в стиле позднего классицизма: арочные окна, ризалит, завершенный аттиком, над окнами второго этажа — сандрики. В Арсенале был просторный зал, где ставились спектакли, в 1890 году здесь пел Федор Иванович Шаляпин, а в 1904 году прошел первый киносеанс. Здание сохранилось и признано памятником истории и культуры федерального значения. Сейчас разработаны проекты реставрации и открытия в Арсенале музея.
В 1909 году музей посетил известный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. На его цветных фотографиях запечатлена экспозиция: множество клинков, разнообразное холодное оружие, искусно составленное в композиции, оборудование, технологический процесс изготовления клинков, ножен, сварочного булата, ножей и даже вилок.
Последовательный ход выделки клинков, ножен и изготовление сварочного булата на Златоустовском заводе
Второе рождение
В 1915 году по распоряжению горного начальника Арсенал, а вместе с ним и музей были закрыты. Экспонаты попали на склад, а в здание переехала заводская контора. Причины этого, видимо, в начавшейся Первой мировой войне. Затем — Гражданская война, в ходе которой музейная коллекция существенно пострадала. В 1919 году при отступлении белых из Златоуста в Томск были вывезены ценности, холодное оружие. К счастью, вскоре почти все вернулось обратно без особых потерь.
Новый этап в музейной истории Златоуста начинается уже при советской власти. В 1924 году в городе открылась промышленная выставка заводов Южноуральского горно-металлургического треста. На ней экспонировались уцелевшие коллекции из Арсенала. При выставке стали объединяться энтузиасты краеведения.
В организации выставки принимал участие геолог Михаил Федорович Шестопалов, он учился в механико-металлургическом техникуме, где открылась выставка. Он же в 1925 году возглавил Златоустовское окружное общество краеведов, стал инициатором воссоздания музея и его первым директором. Открытие окружного музея (в то время Златоуст был центром округа в составе Уральской области) состоялось в мае 1925 года. Михаилу Шестопалову был тогда 21 год!
Письмо Троцкой
Музей разместился в механико-металлургическом техникуме (сегодня это Златоустовский индустриальный колледж имени П.П. Аносова), где для экспозиции и фондов была выделена комната 42 квадратных метра. Михаил Шестопалов принялся за сбор экспонатов, документов, фотографий, но главной его задачей стала передача в фонды музея коллекции Арсенала, попавшие в распоряжение Южноуральского горно-металлургического треста.
Он несколько лет вел борьбу за спасение музейных ценностей, и даже обращался к заведующей музейным отделом Наркомпроса Наталье Троцкой: «В распоряжении Южно-Уральского треста… находится выставка производств, имеющая наиболее богатый своими коллекциями отдел холодного оружия выработки Златоустовской оружейной фабрики. Количество образцов литого и сварочного булата, литой стали, украшенные золотом и серебром, синью через огонь, гальванопластикой и насечкой клинки и шашки выражаются в количестве 1000 штук, такое же количество свалено в кучу, ржавеющее имущество бывшего Арсенала (клинки, ятаганы и старое оборудование оружейной фабрики) лежит в кладовых без какого‑либо присмотра, 50-80 штук оружия развешаны по стенам в кабинете председателя треста. В складе под бывшею конторою завода свалена частью в кучи на полу, частью хранятся в витринах, богатейшая минералогическая коллекция».
К сожалению, лишь небольшая часть коллекции была передана трестом в музей, а остальное — минералы (30 тысяч образцов), холодное оружие, старое оборудование, фотонегативы — все это безвозвратно исчезло.
Во второй половине 1920-х годов фонды музея пополнились экспонатами уездного художественно-промышленного музея, были переданы картины из Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Уфимской картинной галереи, из Оружейной палаты — пистолеты, ружья, шпаги и копье старинной работы.
Последовательный ход выделки ножей и вилок в музее Арсенала
Музей в храме
В 1929 году Златоустовский музей перевели в здание закрытого Свято-Троицкого собора. Храм был построен во второй половине 1830-х годов в стиле классицизма и вмещал до трех тысяч человек. Музейщики стали хранителем церкви, оберегая ее сноса. Михаил Шестопалов писал: «Совершенно необходимо… сохранить один из памятников церковного зодчества в подлинном его виде. Твердо убежден, что временные финансовые затруднения не могут служить критерием к уничтожению этого памятника…».
В просторных помещениях храма у музея появилась возможность более полно представить свои богатства: природные богатства края, историю и быт местного населения, промышленность, традиции гравюры на стали, конечно, особое внимание уделялось революционной теме. Примечательно, что в это время при музее открылась художественно-промышленная школа и мастерские, занимавшиеся восстановлением и обновлением производства изделий златоустовской гравюры на стали.
В 1933 году музей покинул стены храма и вскоре его снесли. Музей обосновался в доме горного начальника, где располагается и сегодня.
Адрес музея: г. Златоуст, площадь III Интернационала, 1
Режим работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 17:30
Телефон (3513) 62-10-32
Сайт музея: www.zlatmuseum.ru
E‑mail: zlatmuseum@mail.ru
Автор и редакция выражают благодарность А.В. Козлову и Ю. П. Окунцову за помощь в подготовке статьи.
Поделиться