Заруливай к нам! Сможет ли Южный Урал «цеплять» своими красотами автотуристов
Давайте начистоту, многие считают, что пока есть тот же Краснодарский край и Крым, Челябинской области вряд ли грозит стать более заметным туристическим центром. И хотя с этим взглядом не соглашаются люди, находящиеся в теме, даже они отмечают, что стать центром притяжения для туристов Южному Уралу очень непросто. Однако у нашей области есть неоспоримые логистические преимущества, которые способны, к примеру, сделать регион более привлекательным для автотуристов.
- Не из Раша с любовью. Челябинскую область просят сформировать стратегию привлечения иностранных туристов
— Однажды на Байкале я разговорился с автотуристом из Красноярска, — отвечает пессимистам наш эксперт. — И он меня спросил: «А зачем вы сюда едете, ведь у вас на Урале красивее? Мы по дороге на Черное море всякий раз у вас в горах останавливаемся». Привлекательность пейзажей всегда относительна тех мест, к которым человек привык, которые он считает обыденностью. Все непривычное будет интересным. И для значительной части России природа Челябинской области потенциально привлекательна. У нас холодная страна, в которой недостает тепла и солнца, поэтому о прямой конкуренции с черноморским отдыхом речь не идет. Но есть люди, которые вместо моря предпочитают новые впечатления и приключения, на них и нужно ориентироваться. Значительная часть из них оказывается именно в рядах автотуристов. Ведь российские дороги — это уже экстремальное приключение само по себе.
— Мы действительно транзитный регион для автотуристов. Но насколько регион готов сегодня зацепить этот поток?
— Чтобы зацепить этот поток, нужно создавать яркие впечатления, либо кемпинговые сервисы вокруг мест, где эти впечатления уже созданы природой. Но здесь есть две проблемы. Во-первых, сезон автотуризма очень невелик — лишь 3-4 месяца. А во-вторых, автотуризм в России — это самый экономичный сегмент туризма, на нем трудно заработать. Иностранные караванеры до нас не доедут — слишком далеко мы от европейской границы. Скорее, автотуристы у нас могут стать одним из драйверов для развития всесезонной туристической инфраструктуры, рассчитанной на гораздо более широкий сегмент.
— Автотуристам нужно поспать, поесть, помыться и по возможности успеть что‑то посмотреть не только из окна. Понятно, что как минимум первые три потребности должен закрыть бизнес. Что ему не хватает, чтобы полноценно развернуться в этом направлении в Челябинской области?
—Тему придорожных сервисов рассматривать нет смысла — на М5 их очень много. Там остались ниши, но перспективной отраслью их уже не назовешь. Цеплять нужно впечатлениями. Самый очевидный вариант — организовать кемпинги рядом с очень живописной природой, на некоем удалении от трассы, но с туалетом, хорошей охраной, уборкой территории и экскурсионной программой.
Однако задача не так проста, как кажется на первый взгляд, поскольку придется решать проблемы с использованием земель лесов и особо охраняемых природных территорий. Инициировать создание таких дестинаций должна региональная или муниципальная власть. Желательно, чтобы место было не только красивым, но и интересным, познавательным. К примеру, в Аршинском заказнике есть почти готовый огромный геопарк, нужно заниматься его развитием.
— Насколько нам известно, вы сам автопутешественник. Исходя из собственного опыта скажите, какими характеристиками должна обладать придорожная достопримечательность, чтобы она стала конкурентоспособной?
— Лучше всего, чтобы такой объект был уникальным, единственным на всю Россию. К примеру, был бы у нас музей ядерного оружия и ракетной техники, он собрал бы очень много туристов со всей страны. Другой вариант — вело-лыжная трасса Сыростан — Тургояк — Златоуст, создание которой продвигают Олег Сиротин и Вячеслав Жилин. Путешествие по Уральским горам продолжительностью 2-4 дня на взятых напрокат велосипедах, с минимальным багажом, с нормальным сервисом, питанием, безопасными стоянками и обратным трансфером — это был бы очень популярный маршрут.
— Автотурист более чем кто‑то другой влюбляется в регион глазами. На сегодня на основных трассах, пронизывающих Челябинскую область, практически не встретить информацию о достопримечательностях, которые можно увидеть в нашей точке страны. Должна ли, на ваш взгляд, быть принята программа дорожной визуализации, если да, откуда на нее брать финансы?
— Несомненно, продвижение и навигация крайне необходимы. Только вряд ли рекламные щиты и дорожные знаки решат эту задачу. Автотурист часто едет «на автопилоте», может и не заметить. К тому же стоянки на 2-3 дня всегда планируются заранее. Необходимо активное и комплексное продвижение туристических возможностей региона в интернете. Как вариант, создать очень удобное бесплатное мобильное приложение для автотуристов. И интенсивно рекламировать его, в том числе и на рекламных щитах на въезде в регион.
Думаю, что это задача для региональной власти. Обычный коммерческий подход ее не решит: кто‑то заплатит за эту рекламу, кто‑то нет, и итоговый образ возможностей региона получится ущербным и однобоким.
Кроме того, сегодня главное продвижение туризма — это фотографии туристов в соцсетях. Нужно создавать такие смотровые площадки, арт-объекты, музейные экспонаты и интерактивные развлечения, чтобы фотографии с ними смотрелись очень выигрышно и впечатляюще. Это тоже задача, требующая централизованного решения, в том числе в порядке профессиональных рекомендаций бизнесу. Как вариант, навигация «лучшие селфи Челябинской области» в том же мобильном приложении.
Поделиться