«Вместе с Танкоградом». Челябинцам предлагают уникальный образовательный проект

8 Февраля 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: официальный сайт Челябинского отделения РВИО
«Вместе с Танкоградом». Челябинцам предлагают уникальный образовательный проект


Школьникам и студентам доступным языком рассказывают, почему наш город в годы Великой Отечественной войны получил легендарное имя Танкоград. Реализует проект челябинское отделение Российского военно-исторического общества и военно-исторический клуб «Дивизион».

Как учили наших танкистов

 Зеленый свет был дан после того, как клуб «Дивизион» выиграл президентский грант специально для реализации этого проекта, рассчитанного на два года.

Стромов-Павел.jpg — Любопытно, что проект родился в наших головах после того, как в одном из своих выступлений губернатор Борис Дубровский призвал ученых и краеведов найти тему, которая захватывала бы особинку нашего края, — рассказывает руководитель поискового отряда «Редут-Доброхот», председатель совета челябинского отделения Российского военно-исторического общества Павел Стромов. — Вместе с экспертами в самых различных областях, которые есть в нашем военно-историческом обществе, мы внимательно проанализировали все варианты и решили, что это будет Танкоград.

 Павел Стромов считает, Танкоград — это не только Челябинский Кировский завод, где занимались конструированием и изготовлением танков. Неслучайно именно в Челябинске находился наркомат танковой промышленности. Помимо этого, Танкоград — это и развернутая система подготовки специалистов танковых подразделений с самым большим количеством учебных заведений.

 Недавно увидела свет книга челябинского историка Игоря Ковшова «Система подготовки танковых специалистов на Урале в годы Великой Отечественной войны». Она и стала первым шагом в продвижении проекта. На ее основе волонтеры рассказывают юным челябинцам, как эта уникальная система была организована в Челябинске, чем она отличалась от подобных систем в других регионах и других странах.

 А уникальность ее была в том, что будущие танкисты не только сидели за партами, но и после учебы шли на Кировский завод, где вместе с рабочими своими руками собирали танки. Подобная производственная практика давала курсантам отличные умения и навыки, позволявшие танкистам прямо в ходе боя вернуть в строй свою машину.

 Следующий этап проекта — «Вместе с Танкоградом» предусматривает увековечивание тех мест и зданий, где находились учебные заведения, в которых готовили танкистов.

 — Такие здания сохранились и в Челябинске, — рассказывает Павел. — На их стенах планируем установить мемориальные доски. Это особенно значимо в преддверии саммитов ШОС и БРИКС.

 Еще один этап — организация автопробега по маршруту, охватывающему весь Танкоград, включая Челябинскую, Свердловскую, Курганскую, Оренбургскую области, Пермский край.

 Казармы для музея

 «Сердце Танкограда» — так будет называться военно-патриотический центр, который планируется создать в сохранившихся зданиях штаба и двух казарм бывшего Челябинского танкового училища. Он будет объединять все патриотические общества региона. Здесь же откроются выставки, музеи, штабы поискового движения России, Российского военно-исторического общества. Будут организованы технические кружки для молодежи — танко- и авиамодельные.

 И это неслучайно. Здесь другая аура, здесь все дышит историей. Известно, что по военной реформе 1910 года стоявший в Пензе полк был организован в 196-й Инсарский. После этого он был передислоцирован в Челябинск и Златоуст. До постройки Красных казарм полк размещался на так называемом войсковом остановочном пункте, который в будущем как раз и станет танковым училищем. В годы Великой Отечественной войны из его стен выйдут 6 800 выпускников, 11 бывших его курсантов станут Героями Советского Союза. Однако в 2006 году Челябинское танковое училище закрыли. Несмотря на то что некогда роскошная архитектура с тех пор стала превращаться в руины, здесь еще сохранились казармы царской армии, построенные при последнем императоре Николае II.

вместе-с-Тангоградом_фото-с-официального-сайта-Челябинского-регионального-отделения-РВИО.jpg

 Уроки живой истории

 Историю волонтеры оживляют не только с помощью мини-реконструкций эпизодов войны с шумовыми эффектами, но и с помощью реального снаряжения и обмундирования бойцов танковых корпусов, которые формировались в Челябинске. Помогает в этом и ЧТЗ, который выделяет необходимую технику. Члены клуба «Дивизион» одеваются в форму и с помощью военного снаряжения показывают, как использовали его. Только представим себе горящие глаза ребят, которые могут не только увидеть, но и примерить танковые комбинезоны, шлемы, взять в руки автомат ППШ, трехлинейку, макеты пулеметов.

 Один из «вкусных» интерактивов — своя полевая кухня, с которой ведущие выезжают на свои уроки «живой» истории: ребята едят настоящую солдатскую кашу.

 В этом году участники проекта хотят замахнуться на двухдневный исторический фестиваль «Челябинские герои», который будет охватывать весь период Второй мировой войны с привлечением реконструкторов из других регионов.

 Игнатьев-Сергей.jpgПо словам члена военно-исторического клуба «Дивизион» Сергея Игнатьева, на ЧТЗ сохранился цех, где до сих пор в действующем виде находится кран-балка, который в свое время вывезли из Ленинградского Кировского завода. Этот цех сегодня не используется в серийном производстве техники, но его обязательно надо сохранить.

 Сергей считает, что было бы идеальным часть цеха использовать под интерактивный музей, в котором можно попасть… в прошлое на конвейер, где на твоих глазах идет сборка танков.

 Такой музей был бы данью памяти и ветеранам ЧТЗ, и уральским танкистам-добровольцам.

 — Циничная фраза, которую можно нет-нет да и услышать — «Пили бы пиво баварское», у нормального российского человека может вызвать только праведный гнев, — рассуждает руководитель военно-исторического клуба «Дивизион» Сергей Попов. — Наверное, родиться она могла только в голове последнего подонка. Но не все так просто, как кажется.

 Сегодня иным подросткам, приходящим в музей ЧТЗ, не понятно, зачем их сверстникам нужно было стоять по 14 часов за станком. «И сколько же им тогда должны были платить за такую работу?» — деловито спрашивают они. И им отвечают: «В 1941 году вашим сверстникам не надо было отвечать на подобные вопросы».

 — Не столь обидно, что некоторые школьники не знают модели вооружения, путают советские автоматы с немецкими, — рассуждает Сергей Игнатьев. — Страшно другое: сегодняшние дети почти ничего не знают о блокаде Ленинграда, о Сталинградской битве, о сражении на Курской дуге. Да, отчасти виноваты школьные учебники. Если в советское время периоду Великой Отечественной войны отводилась половина учебного года, то сегодня — два-три урока. Так что не в том беда, что дети не знают, а в том, что мы, взрослые, не рассказываем им об этом. Собственно, и проект-то наш поэтому и родился…

Сегодня | 14:52
Детсады взяли на заметку. Почему губернатор вынужден проверять бюджетные стройки

Глава региона Алексей Текслер отложил все дела и изменил рабочий график, чтобы неожиданно проинспектировать бюджетные стройки, которые возводятся в рамках национального проекта.

Сегодня | 13:38
Дипломы на экспорт. Как сделать Южный Урал привлекательным для иностранных студентов

Количество зарубежных студентов южноуральских вузах к 2024 году должно увеличиться вдвое. Такую цель преследует нацпроект «Образование». Однако на пути к ней стоит ряд барьеров.

10.10.2019 | 17:04
Герой из девяностых. Сюжет для рассказов известный писатель брал из челябинских газет

Однажды Иван Бунин в беседе с Ириной Одоевцевой заметил, что писать нужно только о страшном или о прекрасном. Как хорошо ни изобразить скуку, все равно скучно читать. Когда читаешь тексты Романа Сенчина, думаешь про себя: «Этот парень, должно быть, выбрал для себя вариант «о страшном». Да и как не быть страшному, если пишет он о 90-х годах. Накануне известный российский писатель стал гостем «Южно-Уральской книжной ярмарки-2019».

08.10.2019 | 15:31
Пешком из Аркаима в Индию. Южноуральский след нашли в Стране танцующих богов

Челябинский археолог Андрей Епимахов вместе со своими коллегами из других стран принял участие в глобальном открытии, позволяющем подробно воссоздать картину жизни индоевропейцев и распространение их языков по всему миру. Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.

Новости   
Спецпроекты