В Челябинской области молодежь хотят удержать грантами и целевым обучением
Представители южноуральских вузов высказались, какие меры помогут молодым специалистам стать эффективными в своем регионе.
По мнению декана историко-филологического факультета ЧелГУ Натальи Гришиной, реализоваться в регионе молодежи поможет старый добрый целевой прием. В последние два года федеральные власти внесли в него существенные изменения, сделав более эффективным.
«Раньше целевые договоры, который муниципалитеты заключали с абитуриентами, не несли за собой никаких обязательств. Никто не проверял, трудоустроил работодатель целевика или нет. Эти пробелы в законодательстве даже порождали коррупционные схемы: можно было дать целевое направление кому угодно, и за этим ничего не следовало. Пару лет лет назад государство изменило подходы в этом вопросе, — рассказывает Наталья Гришина. — Теперь целевой прием идет в рамках квот и накладывает обязательства как на обучающегося, который обязан отработать три года в определенной организации, так и на работодателя, который обязуется трудоустроить выпускника, подготовленного под нужды его организации. В противном случае работодатель должен вернуть государству деньги за обучение. Это важный момент, потому что гарантирует трудоустройство выпускнику, который зачастую не может найти себя после окончания вуза, и в то же время закрепляет его на родине».
Как отмечает эксперт, сегодня целевой прием все больше пользуется спросом у абитуриентов. В эту приемную кампанию в ЧелГУ и других вузах развернулся настоящий конкурс за целевые места. Средний балл, с которым поступают абитуриенты, не ниже 200, при установленных федеральным минобрнауки 180. К примеру, в медуниверситете на целевые места претендовало сразу около 400 абитуриентов.

«На нашем факультете целевиков, в основном, заказывают сельские образовательные организации. И что примечательно, абитуриенты борются за эти места и готовы поехать работать на село. Сказать точно, насколько эффективен целевой прием, мы сможем только через два года. У нас на бакалавриате еще не было выпуска по новым правилам, но я думаю, что мы получим положительную тенденцию», — считает Наталья Гришина.
Эксперт отмечает, что, помимо целевого приема, сегодня в стране начало практиковаться целевое обучение. Названия схожи. Однако отличие последнего в том, что любая организация может обратиться в вуз и обучить уже за свои средства потенциальных сотрудников.
«Плюс этой формы в том, что работодатели очень тщательно выбирают кандидатов: проводят с ними собеседования, смотрят на баллы ЕГЭ. Соответственно, по целевым договорам поступают еще более качественные абитуриенты, настроенные на работу в определенной отрасли и в определенной компании, которая их выбрала. Это очень действенный механизм, который может поспособствовать развитию кадрового потенциала в регионе, — считает Наталья Гришина. — Сейчас с работодателями надо более эффективно вести просветительскую работу, рассказывая о преимуществах новой формы целевого обучения».
Еще одно новшество этого года: вузам впервые были выделены целевые места в аспирантуру. Следовательно, теперь сами высшие школы могут становиться работодателями и заключать с молодыми учеными договор, гарантируя им трудоустройство и возможность остаться в науке. Поддержать молодых ученых, по мнению Натальи Гришиной, могут и региональные гранты. Речь идет о программе софинансирования между регионом и Российским фондом фундаментальных исследований.
«В эту грантовую программу в прошлом году были включены практически все субъекты УрФО, кроме Челябинской области. Это обидно, — считает Наталья Гришина. — Плюс этой программы в том, что экспертиза проектов молодых ученых проходит в субъекте, соответственно это позволит отобрать те исследования, которые актуальны для развития нашего региона, остро стоят в областной повестке».
Поделиться