На перекрестке дорог. Какое наследие оставили Южному Уралу карталинские казаки

26 Августа 2019 Автор: Николай Антипин, кандидат исторических наук, заместитель директора ОГАЧО Фото: предоставлены музеем
На перекрестке дорог. Какое наследие оставили Южному Уралу карталинские казаки

Карталы — самый южный город Челябинской области. Его история начиналась с казачьего поселка, ставшего крупной станицей. Добыча угля и строительство железной дороги в начале XX века открыли новые горизонты для развития, станица стала городом.

Прошлое сохраняется в историко-краеведческом музее Карталинского района. Это молодой музей: он открылся 30 июля 1999 года. В основу экспозиции легли результаты исследований местных краеведов и педагогов. Благодаря им в музее появилось много интересных экспонатов. Например, Юрий Алентьев передал предметы из своего школьного музея в селе Анненском. Сегодня в фондах карталинского музея более восьми тысяч предметов: минералы, чучела местных животных, археологические находки из памятников от каменного века до Средневековья и многое другое.

Первый директор музея Берта Прыткова до прихода в музей много лет работала директором Карталинского дворца культуры, инициировала открытие галереи, объединившей всех художников города, организовала театральную и хореографическую студии, была удостоена звания заслуженного работника культуры РСФСР. Музей начинался с небольшой комнаты, а затем получил собственное здание.

Казачьи традиции

музей_Казачий-зал3.jpg

Заселение территории Карталинского района русскими связано с созданием новой пограничной линии. В 1834 году оренбургский военный губернатор Василий Перовский подготовил план заселения южноуральских степей между Орской и Троицкой крепостями. Он подчеркивал, что перенос границы на восток не нарушает права степных кочевников и не совершает «акта завоевания и даже приобретения, а просто делает хозяйственное распоряжение, так как все пространство киргизских степей является достоянием Русской империи».

В 1842-1843 годах на новой пограничной линии были основаны казачьи станицы, первоначально названные порядковыми номерами, а позднее — в честь государственных деятелей и побед русской армии. Так появились станицы Еленинская, Анненская, Великопетровская, Полтавская, Елизаветпольская, Варшавская, Неплюевская.

музей_Казачий-зал4.jpg

До 1917 года основным занятием населения, кроме военной службы, было сельское хозяйство. Казаки выращивали яровую пшеницу, сеяли гречиху, овес, просо, ячмень, лен, коноплю, подсолнечник, разводили лошадей, овец, коз и птицу. Развиты были ремесла: кузнечное дело, сапожное, портняжное, кожевенное. Полтавские пуховязальщицы ежегодно изготавливали 6-8 тысяч платков! Об этом говорят и экспонаты музея: гребни для чесания шерсти, ножницы для ее стрижки, прялки и ткацкий станок, ручные мельницы, маслобойки и многое другое, что теперь безвозвратно вышло из обихода сельского жителя. А вокруг — разнообразная глиняная посуда, которую как будто только сейчас изготовили, фигурный самовар, рубели (прототип утюга) и тяжелые чугунные угольные утюги.

Кресло атамана

музей_Кресло-атамана.jpgВ центре казачьего зала музея установлено кресло атамана. Некогда оно стояло в казачьей управе в станице Великопетровской. Кресло деревянное, высокое, богато украшено резьбой и орнаментом, напоминает трон.

Первопоселенцами поселка были 33 крещеных калмыка из упраздняемого Ставропольского калмыцкого войска и 350 оренбургских казаков. В станицу привезли походную церковь, подаренную Петром I калмыкам в память о принятии ими христианства. В 1861 году в станице построили каменный храм во имя Петра и Павла.

Жители села занимались смолокурением, выжиганием угля, столярным ремеслом и дегтярным производством, изготавливали на заказ срубы домов. В окрестностях села (на Сорокиной поляне) добывали камень-плитняк для кладки оград и амбаров.

До революции Великопетровка была центром станичного юрта и относилась к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. В 1918 году здесь организовали совет, в Гражданскую в окрестностях станицы шли ожесточенные бои, местное население страдало от налетов отрядов Зеленой армии.

Антрацит

музей_Антрацит.jpg

В середине XIX века горные инженеры А.И. Антипов и Н.Г. Меглицкий, производившие геологические исследования на казачьих землях, указали на возможность залегания в окрестностях станицы Полтавской угля. Это был антрацит, лучший сорт каменного угля, отличающийся черным цветом, сильным блеском, большой теплотворной способностью. В экспозиции музея среди сотни минералов можно увидеть и образцы этого полезного ископаемого.

Его добыча началась в 1912 году торговым домом «Г.Ф. и В.П. Дворниченко и Ко». Многие уральские заводы пользовались полтавским углем. Это было удобно, ведь к шахтам подходила железная дорога, по которой уголь доставлялся прямо к потребителям.

В конце 1920-х годов в связи со строительством Магнитогорского металлургического завода повысился интерес к местным угольным месторождениям, были заложены новые шахты. Шахтеры работали под лозунгом «Уголь — Магнитке!». Больше всего угля добывали в годы Великой Отечественной войны — по 220 тысяч тонн в год! Затем объемы добычи стали сокращаться, а в 1959 году эксплуатация месторождения и вовсе прекратилась.

Железная дорога

музей_Здание-музея.jpg

Железная дорога имела большое значение для развития местности. Троицко-Орская железная дорога призвана была наладить транспортное сообщение на туркестанском направлении, связать угленосный район с горой Магнитной. Строительство линии началось в 1914 году и не прекратилось даже в годы Первой мировой войны.

Дорога сыграла важную роль в ослаблении топливного кризиса, ликвидации последствий голода 1921-1922 годов на Южном Урале. В 1929 году железная дорога связала Карталы и Магнитострой, так были реализованы еще дореволюционные планы.

В экспозиции музея особое место занимает история Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги. Здесь представлены железнодорожные фонари, фотографии…

Военный зал

музей_Военный-зал3.jpg

Десять тысяч карталинцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, из них не вернулись с войны 4200 человек. Мобилизованных в Красную армию на колхозных полях заменили женщины и дети. В 1941 году в областном соревновании по результатам сева совхоз «Полтавский» был признан лучшим!

музей_Военный-зал2.jpg

В военном зале музея представлен и доблестный труд, и ратный подвиг. Например, здесь уникальные военные снимки Ф.К. Ковшикова, сделанные им самим в Берлине в 1945 году. Именно он сделал надпись на знамени Победы, водруженном над Рейхстагом.
Отдельная витрина посвящена Герою Советского Союза Вениамину Ситникову: его личные вещи, пиджак с наградами, документы и фронтовая фотография в шлемофоне. Фронтовик родился в 1926 году в селе Бородиновка Варненского района, работал в колхозе. С 1943 года воевал в 108-й танковой бригаде. В 1945 году за форсирование реки Одер и героизм, проявленный при удержании захваченного плацдарма, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны вернулся в Карталы, где работал на железной дороге. В 1971 году он стал почетным гражданином города.

Адрес музея: г. Карталы, ул. Калмыкова, 1
Режим работы: понедельник-пятница, с 08:00 до 17:00
Телефон +7 (35133) 2-21-21
E-mail: museum-kartaly@yandex.ru
Сайт: http://ikm-kartaly.chel.muzkult.ru/

Сегодня | 09:43
Музейный гид. Почему в Сатке магнезит стал главным экспонатом

Все знают название этого ценного минерала и знаменитого завода в Сатке.

Вчера | 12:38
Человек-эпоха: Михаил Братишкин отмечает 95-летие

На днях исполнилось 95 лет Михаилу Ивановичу Братишкину — старейшему банкиру России, ветерану Великой Отечественной войны, одному из основателей и бессменному руководителю Челиндбанка.

03.09.2018 | 14:54
Музейный гид. Драгоценности Урала представлены в экспозициях Ильменского заповедника

В этом выпуске «Музейного гида» мы вновь вернемся в естественнонаучный музей Ильменского государственного заповедника, чтобы познакомиться с его коллекцией минералов. В фондах музея около 30 тысяч экспонатов, а собрание камней входит в пятерку крупнейших в России.

16.05.2017 | 12:17
Музейный гид. Золотые десятилетия Челябинского музея местного края

18 мая челябинцы отметят Международный день музеев

Новости   
Спецпроекты