Крепость на реке Уй. Что хранится в музее священника Крылова

22 Июля 2019 Автор: Николай Антипин Фото: Евгений Евстигнеев
Крепость на реке Уй. Что хранится в музее священника Крылова


История села Уйского начиналась с крепости в середине XVIII века, затем она стала станицей. Казаки несли военную службу, защищали Отечество и пахали землю. Сегодня Уйское — центр района, а его история собрана в музее, где хранится около десяти тысяч экспонатов.

Уйский краеведческий музей образован 15 июня 1947 года и считается старейшим районным музеем в Челябинской области. Накануне его открытия местная газета сообщала: «…В районном краеведческом музее насчитывается около шести тысяч различных экспонатов. Здесь широко представлены отделы: доисторический (в разрезе программного материала по дарвинизму для средних школ), сельскохозяйственный, ботанический, геологический… Среди богатых коллекций минералов — горные хрустали, топазы, аквамарины, графит, промышленные материалы: бурые железняки, хромиты…»

Своим появлением музей обязан Алексею Крылову. Это человек с интересной судьбой: священник, педагог, краевед, музейный работник. Он родился в 1878 году, окончил духовное училище и семинарию, служил священником в поселке Кулахтинском (ныне село Ларино). С 1906 года вел краеведческую работу, собирал материалы, учился делать муляжи и чучела, оформлять экспозиции.

Уйский-музей_IMG_3071.jpg

Священник-краевед

После революции Алексей Миронович продолжил служить в церкви, а в 1922 году в школе села Ларино открыл краеведческий музей. Здесь были собраны этнографическая, нумизматическая и археологическая коллекции, останки ископаемых животных, чучела животных и птиц, предметы декоративно-прикладного искусства и живописи, фотографии и документы.

Конечно, как священник, Алексей Крылов испытал на себе и гонения: в 1920 году вместе с женой и другими верующими был арестован и находился под следствием. В 1925 году отец Алексей сложил с себя сан священника, был восстановлен в правах и продолжил заниматься музеем, преподавал. В 1945 году часть экспонатов из села Ларино перевезли в село Уйское, где Крылов стал первым директором нового музея.

Краевед состоял действительным членом Географического общества СССР, в 1947 году избирался делегатом Всесоюзного съезда культурно-просветительных работников, был награжден медалью «За трудовую доблесть». Скончался в 1952 году в селе Уйском.

Уйский-музей_IMG_3074.jpg

Череп носорога

Крылов на протяжении многих лет вместе со школьниками исследовал окрестности района, Уйский бор, собирал минералы, гербарии и останки древних животных. В экспозиции музея представлены фрагменты окаменелых деревьев, бивень, зубы и кости мамонта (найдены на берегу реки Кулахтинки на глубине нескольких метров), кости тура, а из Лапинской речушки был извлечен череп шерстистого носорога.

Шерстистый носорог заселил эти места около 800 тысяч лет назад. По размерам животное уступало лишь мамонту: длина тела более 3,5 метра, высота в холке более 1,5 метра, вес до трех тонн. Он был покрыт шерстью, на холке и шее имелось подобие гривы из длинных жестких волос, на носу и лбу росли рога.

Это были агрессивные животные, и благодаря своим размерам и силе не имели врагов. Вымерли они около 14-12 тысяч лет назад из-за сокращения кормовой базы.

Кроме того, в музее можно увидеть чучела местных животных: лося, глухаря, иволги, ястребов, луня и другие.

Уйский-музей_IMG_3144.jpg

Казачий быт

4 июля 1742 года на высоком берегу реки Уй по пути из Челябы в Оренбург подполковник Петр Бехтерев заложил крепость. Крепость была обнесена деревянным заплотом, «имела вид квадрата из лежащих бревен… В каждом углу — башни с бойницей, как с западной, так и с восточной стороны есть ворота… В длину и ширину положено восемьдесят сажен, а на внешней стороне имеют быть драгунские и казачьи строения… К ней примежевана пустая залежь под пожни, каковы от крепости во все стороны на двадцать верст». Рядом с крепостью появились жилые дома и деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи.

Крепость стала частью Оренбургской военно-пограничной линии. Укрепление должно было охранять подъездные пути, хранить запасы провианта и фуража, служить местом отдыха для путников. Из свидетельств этого времени сохранилось немногое: кистень, наконечник казачьей пики, пороховница и пушечные ядра.

В XIX веке Уйская крепость получила статус станицы. Местные казаки занимались хлебопашеством, по берегам реки строились мельницы. На землях Уйского юрта проживали башкиры и мещеряки, которые занимались скотоводством.

В музее собрана национальная одежда и отдельные «аксессуары», например, богато украшенный башкирский нагрудник и жилян (халат). Конечно, в экспозиции представлен и казачий быт: праздничная и повседневная одежда, скатерти филейной работы и вязаные, подзоры, салфетки, полотенца. Здесь же ткацкий стан, предметы домашнего обихода, глиняная посуда, самовары, плуг-сабан, соха, ручные жернова и многое другое. В домах побогаче можно было встретить трюмо с зеркалом, гнутые стулья и настенные часы.

Уйский-музей_IMG_3132.jpg

Самодельный мотоцикл

После Гражданской войны политика расказачивания и военного коммунизма, голод начала 1920-х годов привели к значительному сокращению численности населения казачьих поселков. В это время были организованы коммуны, но действовали они недолго. Эффективнее работали товарищества по совместной обработке земли и сельскохозяйственные артели. В 1929 году появились первые колхозы и крупный совхоз «Уйский».

Из этого времени в экспозиции музея сохранился самодельный мотоцикл. Его смастерил в 1933 году Николай Луговских. Мощность двигателя — 15 лошадиных сил, максимальная скорость — 70 километров в час. Мотоцикл был на ходу до 1950 года, а в 1970-х годах его сдали в музей.

Живописец

Уйский краеведческий музей примечателен и своей художественной коллекцией: здесь хранятся работы известного южноуральского художника Игнатия Вандышева.

Игнатий Вандышев происходит из этих мест, казак, родился в 1891 году на хуторе Вандушево, что недалеко от Уйского. Он рисовал с детства, с фронта Первой мировой войны присылал письма с рисунками, запечатлевшими военный быт, облик сослуживцев.

Вернувшись на родину в 1921 году, рисовал сатирические рисунки для троицкой окружной газеты «Вперед» и уральской областной «Крестьянской газеты». В конце 20-х учился в ВХУТЕИНе, но, не окончив учебы, вернулся на родину, преподавал в Уйской школе крестьянской молодежи. Там же, в школе, организовал две выставки своих работ.

С 1934 года Игнатий Вандышев жил и работал в Челябинске. После войны работал над живописными и графическими композициями на темы старой Челябы и современного социалистического Челябинска, над жанровыми и пейзажными картинами городской и сельской жизни. В Уйском музее представлены его живописные полотна «Пахота вручную», «Посев из лукошка», «Молотьба цепом», «Уборка вручную» и другие. Творчество художника соединяет в себе традиции народного искусства и московской школы живописи, передает богатство народного мироощущения.

Адрес музея: с. Уйское, ул. Балмасова, 27
Режим работы: понедельник-пятница — с 09:00 до 17:00, суббота — с 10:00 до 15:00
Телефон (35165) 3-10-50
E-mail: uysk.museum@mail.ru
Сайт: www.museum-uyskoe.chel.muzkult.ru

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

23.04.2024 | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

Новости   
Спецпроекты