Один дома. На Южном Урале исчезают продленки

23 Октября 2019 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Один дома. На Южном Урале исчезают продленки


Бесплатных групп продленного дня в Челябинской области не осталось вовсе. Но даже с платными проблема. Зачастую родителям попросту негде оставить ребенка после уроков. В итоге первоклассников приучают к самостоятельности. Семилетние дети в одиночку добираются из школы до дома и организовывают свой день.

Дорогое удовольствие

За то, что когда-то в школах было бесплатным, сегодня родителям приходится платить. Этому поспособствовал федеральный закон «Об образовании в РФ» 2013 года, согласно которому школьная услуга по присмотру и уходу за детьми была исключена из числа бесплатных. Тем самым школам позволили самим выставлять для родителей цену за пребывание ребенка в учебном заведении после уроков.

«Как дополнительная услуга продленка может быть организована школой на договорных условиях с родителями как на платной основе, так и на бесплатной, — поясняет пресс-секретарь регионального минобрнауки Светлана Платонова. — Однако бесплатная продленка — это скорее исключение. Чаще всего именно родители оплачивают дополнительное питание детей и присмотр за ними».

Цена вопроса в школах Челябинской области — 5-8 тысяч рублей в месяц. Все зависит от того, до какого времени ребенок остается в учебном заведении после уроков.

«У нас в лицее № 67 система оплаты продленки дифференцированная, — делится одна из челябинских родительниц. — Я оставляю дочку до 15:00 — это 2,5 тысячи без питания, оно оплачивается отдельно. До 17:00 продленка будет дороже. Вообще, система оплаты очень сложная, мне было тяжело разобраться. По моим подсчетам, вышло около 8 тысяч рублей за то, чтобы оставить ребенка до 18:00 не голодным».

В челябинской школе № 105 все проще. Там продленка работает до 14:00 и стоит 5500 рублей. Однако, как признаются родители, такие суммы платить готов далеко не каждый.

продленка_забрать-из-школы_Шишкоедов_DSC_0100.jpg

«Я считаю, это дорого, притом что время работы продленки неудобное. У меня рабочий день до 17:00, как и у большинства. В 14:00 я попросту не смогу забрать ребенка. В итоге смысл такой группы теряется, — рассказывает мама первоклассницы Наталья Соколова. — Бабушка тоже не может нам помочь, у нее больные ноги. В итоге моя 7-летняя дочка ходит из школы до дома одна. Занятия у нее заканчиваются в 11:30. Живем мы совсем рядом. Все лето тренировались, изучали дорогу от школы домой. Как только дочка заходит в квартиру, сразу звонит мне, отчитывается. Примерно к 12:00, в свой обед, я приезжаю с работы домой, чтобы ее покормить и проконтролировать. Мне на маршрутке добираться около 20 минут. И так каждый день. Конечно, не без курьезов. Как-то прихожу — включена стиральная машинка. Оказалось, дочка облила школьную форму клеем и сама решила ее постирать — черное с белым. Я думала, всё, остались без формы. Но, к счастью, удалось ее спасти. Так и справляемся. Других вариантов у нас нет».

В челябинской школе № 147 продленка, наоборот, с трудом вмещает всех желающих остаться после уроков. Она и работает до 18:00, и цены не так кусаются — около 4,5 тысячи рублей в месяц с питанием.

«У нас это называется группа временного пребывания. Стоимость в месяц около 1530 рублей без питания. Посещают ее 30 человек, это уже впритык, но желающих много, стараемся никому не отказывать. Детки тут же набираются», — отметила директор школы № 147 Людмила Гураченкова.

продленка_занятия_Шишкоедов_DSC7886.jpg

Бабушки не помогут

Платная или бесплатная — хорошо, когда продленка просто есть. Нередко в школах такие группы вовсе отсутствуют. К примеру, в челябинской школе № 15 ей на смену семь лет назад пришла программа развития. Она включает логику, иностранный язык, проект «Моя родина». Все бы хорошо, но занятия проходят пару раз в неделю, в остальное время родители ломают голову, где же им оставить детей после уроков.

«Я думала, нам будет помогать бабушка. Она как раз на пенсию должна была выйти к первому классу моего сына. Но тут раз — и пенсионная реформа. В итоге бабушка осталась на своем рабочем месте. А временно увольняться пришлось мне самой, чтоб забирать сына из школы. Подрабатываю сейчас из дому», — делится мама первоклассника Елена Киселева.

Как признают в региональном министерстве образования и науки, сегодня увеличение числа продленок — это мечта и родителей, и самих школ. Но, к сожалению, пока несбыточная из-за отсутствия свободных помещений.

Если образовательное учреждение работает в режиме двух смен, то кабинетов для групп продленного дня просто нет. Иногда даже для учебного процесса не хватает кабинетов, поэтому составляется гибкое расписание для всех. И здесь могут возразить другие родители: уж лучше ученики начальной школы будут учиться без ущерба самому образовательному процессу, чем подстраиваться под расписание продленки.Прежде всего система образования обязана обеспечить эффективность и качество самого учебного процесса. Наличие продленки не является обязательным условием для начальной школы. Правда, некоторые находят выход: заключают договор с другим образовательным учреждением, где дети получают эту услугу. Кроме того, каждая построенная новая школа как раз ориентирована на работу полного дня, то есть на занятость детей, на кружковую работу и т.п. Яркий тому пример — строительство филиала академического лицея № 95, который станет инновационной площадкой школы искусств и института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

продленка_обеды_Шишкоедов_DSC_0515.jpg

А пока родители первоклашек выкручиваются по-разному. Нередко в семьях приучают ребенка к самостоятельности. Он сам приходит из школы домой и организовывает свой день. Те же, кто боится отпускать чадо одного бродить по улицам, все чаще обращаются в частные центры с группами продленного дня.

«Мы открылись три года назад вблизи школ и сразу стали пользоваться спросом. Группы продленного дня рассчитаны на 25 человек. Наши педагоги сами забирают детей из школы и ведут в продленку и наоборот, если это вторая смена. Стоимость услуги — 11 500 в месяц, — рассказывает директор одного из частных детских досуговых центров Курчатовского района Жанна Ефремова. — В нее включены творческие занятия, питание, прогулки, игры, викторины и обязательное выполнение домашних заданий. В основном нас посещают первоклассники. Часто это дети, чей дом расположен далеко от школы.

По прогнозам экспертов, с принятой пенсионной реформой, когда бабушки уже не могут быть в няньках у своих внуков-первоклассников, число частных групп продленного дня возрастет в разы.

продленка_прогулка_Шишкоедов_DSC6310.jpg

Комментарии

Развитие или одиночество?

Ситкина-Евгения_педагог-психолог.jpgЕвгения Ситкина, кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования»:

«Среднестатистические первоклассники в возрасте 7 лет приобретают ряд психологических особенностей, которые их отличают от дошкольников и приближают к взрослому человеку. Они могут сосредоточить свое внимание на какой-либо деятельности, запомнить инструкции родителей и в нужный момент их воспроизвести, готовы физиологически ко многим вещам для самостоятельного пребывания дома после школы. В то же время в психологии нет однозначного мнения, стоит ли детей в 7-10 лет оставлять дома одних или нет. Одни дети в условиях самостоятельности чувствуют себя независимыми, и это их развивает, но есть группа детей, которые, оставаясь дома в одиночестве, чувствуют себя брошенными и отвергнутыми. И это усиливает их тревогу, чувство ненужности родителям и снижает их развивающий потенциал. Поэтому психологи советуют родителям заранее оценить ребенка 7-10 лет со следующих позиций: насколько он эмоционально устойчив или возбудим, может ли сам позаботиться о себе, предупредить опасность, следовать простым инструкциям, справиться со скукой адекватными мерами. Если решение принято в пользу самостоятельного пребывания ребенка после уроков, то стоит составить наглядное расписание дня для младшеклассника и определенный регламент звонков от родителей».

Сегодня | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

13.11.2019 | 15:30
«Белый» бунт. В Челябинской области промониторят зарплаты врачей

На прошлой неделе медики скорой помощи Магнитогорска пожаловались властям на низкие зарплаты и переработки. В ситуации разбиралась комиссия с участием первого вице-губернатора Ирины Гехт, представителей минздрава, ФОМС и профсоюза. Какие решения были приняты, читайте в материале «ЮП».

08.11.2019 | 12:04
Да будут дети. Как на Южном Урале борются с бесплодием

В Челябинской области насчитывается около 17 % бесплодных пар и, несмотря на усилия докторов, их число с каждым годом растет. Чтобы подарить шанс женщинам стать матерью, в регионе активно развиваются вспомогательные репродуктивные технологии. Самая распространенная из них — ЭКО. Однако вокруг нее в последнее время ходит немало слухов.

01.11.2019 | 15:06
За парту с коляской. На Южном Урале молодых мам будут учить новым профессиям

Со следующего года в рамках нацпроекта «Демография» в Челябинской области стартует программа по бесплатному обучению молодых мам. Они смогут восстановить свои навыки или обучиться новым востребованным профессиям. А сейчас бесплатное обучение проходят граждане предпенсионного возраста. В этом году за парты сели более 1000 студентов старше 50 лет.

Новости   
Спецпроекты