Цены — в небо. Челябинскому аэропорту отпустят тарифы на международные рейсы

2 Декабря 2019 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов
Цены — в небо. Челябинскому аэропорту отпустят тарифы на международные рейсы


Стоимость обслуживания заграничных рейсов отрегулирует сам рынок.

Топливо важнее

ФАС намерена дерегулировать тарифы на международные рейсы в пяти российских аэропортах, в том числе и челябинском, сообщили в ведомстве агентству «РИА Новости». Предполагается, что в свободное плавание уйдут тарифы на доступ к аэровокзалу и обслуживание пассажиров на линиях, а также на взлет, посадку, стоянку судов и обеспечение авиабезопасности. Дерегулирование не коснется внутренних рейсов.

Регулятор хоть и самоустранился из тарифной политики авиапредприятий, но не полностью, одно условие ФАС все-таки выставила. Воздушные гавани не должны будут вкладывать в терминалы зарубежных перевозок средства, заработанные на внутренних авиалиниях. Международные терминалы, как чисто коммерческие проекты, станут окупаться только за счет пассажиропотока.

По логике вольные тарифы должны привести к более гибкому ценообразованию со стороны челябинского «Курчатова», что усилит привлекательность авиаузла для перевозчиков. Как это будет происходить в реальности, «ЮП» разбиралась с помощью экспертов.

Левина-Алена-заведующая-кафедрой-логистики-и-экономики-торговли-Высшей-школы-экономики-и-управления-ЮУрГУ.jpg— Дерегулирование тарифов — это медаль о двух сторонах, — считает заведующая кафедрой менеджмента Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета Алена Левина. — С одной стороны, есть преимущества, которые заключаются в снижении издержек, повышении качества обслуживания и увеличении количества конкурентов. С другой стороны, усиление конкурентной борьбы может привести к снижению прибыли, что является негативным моментом для компаний. Кроме того, должна быть реорганизована вся инфраструктура и логистика аэропорта для эффективного использования данного инструмента. Авиакомпании должны постоянно анализировать эластичность спроса на авиаперевозки.

Вейсер.jpgПо словам генерального директора ООО «Центральное агентство воздушного сервиса» Галины Вейсер, самая большая расходная часть для авиакомпаний — это топливо. В структуре затрат доля авиационного топлива достигает 70 %. В отсутствие конкуренции на рынке услуг по заправке воздушных судов (в Челябинске лет шесть назад пытались создать противовес монополисту «ЛУКОЙЛ аэро», но безуспешно) дороговизна топлива ощущается особенно остро.

— Наземные тарифы в структуре расходов перевозчика не так заметны по сравнению с расходами на топливо, и даже если аэропорт поднимет цены на свои услуги, для авиакомпании это будет не столь болезненно, как если бы изменился ценник на заправочные услуги, — говорит эксперт.

аэропорт_(С)_DSC5734.jpg

Конкуренция на земле

Что касается повышения тарифов, то, по словам Галины Вейсер, вряд ли «Курчатов» на это пойдет. Слишком высока конкуренция со стороны соседнего Кольцово.

— Так уж исторически сложилось, что челябинский аэропорт работает в очень жестких конкурентных условиях. Рядом екатеринбургский Кольцово. Два часа на автомобиле, и вы уже там, — продолжает наш собеседник. — Авиакомпании всегда отслеживают цены заранее, когда составляют полетную программу. Они обязательно запрашивают тарифы на наземное обслуживание, считают стоимость в целом, и если в Кольцово будет дешевле, чем в Челябинске, сюда они не придут.

Оба наших эксперта сходятся во мнении, что если челябинский аэропорт попытается понять тарифы выше «кольцовских», то отвадит уже имеющихся перевозчиков и отпугнет новых. Выходит, при свободных тарифах на международных рейсах «Курчатов» сильно не заработает, если еще не потеряет. Законы рынка отправят авиапредприятие на поиски иных источников дохода. Ими могут стать, к примеру, те же инфраструктурные «крючки».

— Пассажиропоток челябинского аэропорта за 2018 год составил 1,6 млн человек, для сравнения: аэропорт Екатеринбурга обслужил 5,9 млн человек, — говорит Алена Левина. — Ожидается, что потенциал нашего аэропорта будет раскрываться после реконструкции, а с точки зрения конкуренции, рыночные механизмы регулирования являются наиболее эффективными, способными привлечь дополнительных перевозчиков и клиентов.

Напомним, в челябинском аэропорту запустили для пассажиров новый терминал внутренних линий. Пока он работает в тестовом режиме. Официальное открытие состоится через две недели. Пропускная способность объекта составляет около 2 млн пассажиров в год.

Сегодня | 14:57
В Челябинской области детские реанимации откроют для родителей

Организовать доступ родных в палаты больницам помогут общественники.

Вчера | 15:26
Как решают проблему аварийного дома в Верхнем Уфалее

Власти региона и муниципалитета в экстренном порядке решают вопрос переселения жильцов аварийной пятиэтажки. Предполагается, что семьи, отказавшиеся от временного проживания в маневренном фонде, переедут в новые квартиры до Нового года.

Сегодня | 14:57
В Челябинской области детские реанимации откроют для родителей

Организовать доступ родных в палаты больницам помогут общественники.

Вчера | 10:28
Южноуральцы не продемонстрировали тягу к здоровому образу жизни

Челябинская область оказалась внизу рейтинга регионов без вредных привычек.

Новости   
Спецпроекты