Друг для глубинки. Как южноуральские общественники помогают сельской школе выйти из кризиса
Сельские школы России теряют своих выпускников. Сегодня город, как пылесос, засасывает молодежь, маня своей инфраструктурой, развлекательной сетью и многочисленными предложениями заработать. Однако в силах самой школы притормозить эти процессы, считают южноуральские общественники. Для этого школам из глубинки нужно научиться сотрудничать с НКО и городскими коллегами, развивать на своей базе учебные, туристические и агропроекты.
- Челябинские эксперты считают, что сельские школы должны бороться за гранты
- Что посеешь, то и пожнешь. Зачем в Челябинской области пытаются возродить школьные огороды
Заявить о себе
Житель поселка Новоандреевка, что под Миассом, Николай Махнев более 20 лет своей жизни отдал образовательной деятельности. Работал заместителем директора в разных школах, был руководителей детдома, не раз награждался грамотами министерства образования и науки Челябинской области, а 14 лет назад вдруг с головой ушел в общественную деятельность. Выиграл три президентских гранта для одного из челябинских НКО, а в 2015 году вместе с группой единомышленников создал некоммерческую общественную организацию с красивым названием «Фонд «Институт воспитания строителей страны». Ее деятельность — образовательная, что довольно редко для НКО.
— Мы больше говорим о патриотах, а нам нужны строители. Одна из главных задач — научить школьников строить свою страну. У нас в образовании очень много бумажных результатов и очень мало практических дел, которые можно пощупать, увидеть и сравнить, — уверен Николай Махнев. — Очень важно ребенку показать не только оценки в дневнике, а видимые результаты его работы в виде проектов, чтобы он почувствовал критику, увидел, что получается, а что нет. И задача некоммерческих организаций придать образовательной деятельности другие направления, другие смыслы, которые, может быть, дадут ученикам больше возможностей для развития, чем традиционная траектория движения, но которые по ряду причин школа не может реализовать: нет ресурсов, специалистов. Более того, перед ней не стоит такая задача.
Сегодня НКО «Фонд «Институт воспитания строителей страны» реализует три образовательных проекта, в том числе «Я хочу жить и работать в Челябинской области», «Парк УрФО», но главным своим детищем считает проект «Энциклопедия сельских школ России», который уже приобрел статус национального.
— Николай Аркадьевич, в чем вы видите основную задачу проекта?
— Он подразумевает создание интернет-сайта с информацией о 25-26 тысячах образовательных учреждений, работающих в деревнях и селах страны. Руководство любой сельской школы может разместить там историческую справку о своем учебном учреждении, рассказать о становлении школы, ее культуре и традициях, выпускниках, директорах. Для каждой школы создается своя страничка, на которой можно размещать и официальные сведения, и неофициальную, «живую», информацию: воспоминания, отзывы, фотографии, видеосюжеты, публикации в СМИ, свои лучшие наработанные практики. Подобная самопрезентация позволяет сельским школам заявить о себе, найти своих выпускников, которые могли бы принять участие в проектной деятельности и поддержать школу. Либо получить контакты городских школ, в том числе Москвы, которые готовы принять у себя коллег, поделиться своим опытом, методическими материалами. Безусловно, проект подразумевает выработку механизмов поддержки школ из глубинки, для которых материальные и информационные ресурсы сегодня гораздо менее доступны по сравнению с городскими школами. Решить эту задачу можно путем сотрудничества между городскими и сельскими школами. Это могут быть разные совместные проекты: учебные, воспитательные, экологические, туристические.
И патриотизм, и туризм
— Сколько всего школ на данный момент вошло в энциклопедию? И какие совместные проекты им удалось реализовать?
— В энциклопедию вошли больше тысячи школ из 70 регионов. В значительной части из них я побывал лично. В ходе встреч показываю сельской школе, что у нее может быть друг и партнер. Очень многих директоров в рамках проекта уже удалось передружить. К примеру, московскую школу № 1465 имени адмирала Кузнецова и Новокаолиновую школу Карталинского района Челябинской области. Третий год они совместно реализуют туристическое и патриотическое направления. Так, сельские школьники ездят в Москву на спортивно-патриотическую эстафету «Адмиральские игры» и другие подобные мероприятия. В свою очередь, московские школьники были приглашены к участию в эколого-туристической экспедиции в Карталинском районе, в заповеднике Джабык — Карагайский бор. В обоих случаях размещение и питание были за счет принимающей стороны. Вообще, сельские учебные заведения с окружающими их природными красотами могли бы послужить идеальной базой для развития детского событийного туризма, однако этот ресурс большинство из них используют. Просто не знают как. Коелгинская СОШ Еткульского района обменивается практиками с челябинскими городскими учебными заведениями — 76-й гимназией и 31-м лицеем. Такое сотрудничество придало ей такую уверенность, что она выиграла грант в рамках конкурса региональных инновационных площадок, разработав тему «Мотивирующая интерактивная среда для раннего личностного и профессионального самоопределения школьников», задача которого показать нашим детям, что жизнь на селе — это здорово.
Активно с другими сельскими школами сотрудничает лицей им. Волошиной в Подмосковье. Они добились успехов в выращивании агрокультуры. Эту практику мы активно пиарим. Сегодня во многих школах имеется заброшенный сад-огород, который школа могла бы возродить и приучать сельских школьников к труду на земле, показывать, как на этом можно зарабатывать, делать бизнес. А выращенную продукцию использовать в своих столовых. Более того, сельская школа могла бы выращивать для городской линейку продуктов, это реально пользуется спросом, но пока это невозможно из-за препон в законе. В Тамбове великолепная Татановская школа, которая получила 15 млн рублей по программе «Агрокуб». Она убедила президента Академии наук РФ Александра Сергеева в том, что может профессионально заниматься различного рода исследованиями, связанными с сельским хозяйством. Не только посадками, но и изучением сортов, молекулярными исследованиями. И сейчас в рамках проекта «Энциклопедия сельских школ России» мы учим другие школы, как привлечь серьезные средства. Я убежден, что у школ из глубинки должна быть общая дорога, которая позволяет школам двигаться в том или ином направлении, усилив свои ресурсы. Нужно показывать им возможности развивать агро- и ремесленный профиль, различные виды социальной и хозяйственной активности, которые не только позволили бы создавать разные модели профессионального самоопределения школьников, но и позволили бы стать дополнительным инвестиционным инструментом.
— Да, но по закону школе не так просто привлекать дополнительные финансовые средства...
— Вот для этого школе и нужны НКО. С их помощью она сможет привлекать любые ресурсы: финансовые, материальные, организационные. Люди из НКО могут помочь выстроить проектную деятельность, найти партнеров, которые помогут материально. Сегодня НКО имеет законные основания реализовывать любые проекты и собирать под них финансы. Но на данный момент некоммерческие организации очень редко заходят в школы, в основном разово. Поэтому еще одна цель нашего проекта — помочь другим НКО увидеть в школах своих потенциальных партнеров. Однако для привлечения дополнительных ресурсов от общественников школам нужно самим активнее участвовать в конкурсах, предлагать проекты, то есть заявлять о себе и своей деятельности. Основная проблема на этом пути — это нежелание директоров попробовать что-то новое, потому что это не поощряется. В идеале было бы юридически закрепить понятие «сельская школа», потому что в нынешнем варианте сельская школа работает на город, она не мотивирует ребенка оставаться в селе, жить в нем и преобразовывать его.
Потом будет поздно
— Николай Аркадьевич, а на какие средства живет ваш фонд и проект? Вы сами получаете какую-то зарплату?
— Нет, никакой зарплаты я не получаю. Сам проект живет на средства учредителей, а также нам очень помог президентский грант от фонда «Покров» в 2016 году. Мы и дальше будем подавать заявки на конкурсы, продолжим участвовать в Международном Московском салоне образования, активно встречаться с представителями бизнеса и рассказывать им о проекте и о возможности поддержать школы, так как там, по сути, растут их будущие кадры.
— Тогда что вас мотивирует заниматься такой деятельностью?
— Мне всегда нравилась деятельность нестандартная, нравилось выбирать трудную дорогу, по которой никто не ходит. Я много общался с сельскими учителями, видел потенциал в сельской школе, но в то же время заметил, как она одинока. И очень мне захотелось показать сельскую школу на уровне федеральном, а не местечковом. Показать ее в продвижении. Если мы не сможем поднять сельскую школу РФ сейчас, то потом может быть поздно. Мы должны сформировать четкую позицию, нужно ли нам село, нужна ли нам сельская школа, зачем восстанавливать ее, строить. Сейчас государство выделяет много денег на строительство сельских школ. Для чего, если родители будут говорить детям: уезжайте, здесь нет работы? Пока в глазах общественного мнения сельский образ — это неуспех, но у него есть свои преимущества. Да, зарплаты пониже, но зато наполняемость классов ниже, с учениками проводится больше индивидуальной работы, при которой не нужны платные репетиторы. Очень многие сельские школьники поступают на бюджет. Кроме того, там бесплатные кружки, бассейны, хорошая экология. Об этих плюсах надо рассказывать. В моем понимании, забота о детях — это создание сильной эффективной школы с возможностями социальной и экономической активности на селе для учеников.
Поделиться