Митрополит Григорий рассказал, каким будет кафедральный собор в Челябинске
На окраине Челябинска медленно, но верно растет новый кафедральный собор. Подняты на звонницу колокола, вот-вот закроется купол… В преддверии праздника Крещения Господня мы поговорили с митрополитом Челябинским и Миасским Григорием о том, что строится, поднимается из руин, а чему только предстоит возродиться.
- Когда в Челябинске достроят кафедральный собор
- Почему православные храмы под Челябинском до сих пор лежат в руинах
- Век веры. В епархии возвращают имена челябинских святых
— Владыка, прошло чуть более года, как вы возглавили челябинскую епархию. Вы уже полностью погружены в жизнь епархии. Чем она живет сегодня?
— Я возглавил челябинскую епархию с конца 2018 года, а прибыл на Южный Урал значительно раньше, в 2014 году, когда был назначен епископом Троицким и Южноуральским. То, что я был назначен на Южный Урал для служения, в этом я вижу волю Божию, осознаю, какая ответственность возложена на меня за вверенную мне паству. Прилагаю все усилия, чтобы жизнь церкви на Южном Урале была как можно активнее.
Главная цель церкви на протяжении всей истории, с момента ее возникновения до сегодняшнего дня — это спасение человека. А спасение человека связано с преображением его жизни в лучшую сторону, с его приближением к Богу. И все, что осуществляет сегодня церковь на Южном Урале, делается именно в этом ключе. Много у нас людей, которые нуждаются в просвещении и утешении. Цель священнослужителей и активных мирян Русской Православной Церкви состоит в том, чтобы показать людям, которые, к сожалению, пока находятся за церковной оградой, путь ко Христу. Мы прилагаем все усилия, чтобы голос церкви здесь, на Южном Урале, звучал громко и уверенно, чтобы велась миссионерская работа.
— В Челябинске сейчас строится новый кафедральный собор. Он имеет все шансы стать одним из главных символов нашего города…
— Новый кафедральный собор в Челябинске строится в честь праздника Рождества Христова. Название выбрано в память о храме, разрушенном здесь в тридцатых годах прошлого века. Недавно мы отмечали праздник Рождества, отмечали его в Свято-Симеоновском соборе, действующем кафедральном соборе нашего города, и я надеюсь, что уже недалеко то время, когда мы вместе с православными челябинцами будем собираться и молиться в новом. В феврале этого года планируется закрыть внешний контур здания строящегося храма.
Я уверен, что когда Христорождественский собор появится, он станет символом Челябинска и всего Южного Урала. По внешнему облику этого храма, по его изображениям будут узнавать наш город. Собор, я надеюсь, у нас получится красивым и снаружи, и изнутри. Он должен свидетельствовать всем нам о красоте Божьего мира.
В ожидании святынь
— Строителям известно, что основная масса работ начинается, когда дело доходит до внутренней отделки. Для православного храма она имеет очень большое значение, это не просто плиточкой выложить. Здесь очень важен уровень художественного оформления. Вы уже определились, с кем будете сотрудничать на этом этапе работы?
— Нужно привлекать специалистов, потому что никакими иными благоприятными качествами профессионализм заменить нельзя. Профессионалы будут работать и на отделке фасада храма, и при разработке и отделке интерьеров собора.
Это естественно, потому что храм наш должен стать символом Челябинска, как символом Москвы является храм Христа Спасителя, как символом Рима — собор Святого Петра, как символом Лондона — собор Святого Павла. Поэтому мы очень стараемся, подбираем профессионалов, взвешиваем каждое решение. Я думаю, что это будут специалисты и с Южного Урала, и из других регионов, которые имеют опыт работы в православных храмах.
Проект внутреннего убранства уже есть, но пока идет его доработка. К счастью, у нас в России есть православные храмы прошлых веков, в которых было сохранено внутреннее убранство. Сегодня они нам служат примером, образцом для подражания.
— Как правило, у каждого храма есть некая своя архитектурная, интерьерная изюминка. Например, в Екатеринбурге лестница в храм в Ново-Тихвинском монастыре была отделана южноуральским магнезитом, что сразу привлекает внимание людей… Будут ли свои изюминки у нашего кафедрального собора?
— Изюминка, конечно, будет, и не одна. Но раньше времени об этом не хочу говорить. Потому что эти изюминки пока лишь в задумке, в проекте. Когда они будут претворены в жизнь, вы посмотрите на них и поймете, что эта и есть та оригинальная черта храма, которая отличает его от других.
— Появятся ли в новом кафедральном соборе старые, уже намоленные иконы?
— Конечно, такие иконы у нас обязательно появятся. Когда новые храмы открываются, как правило, в них всегда приносят старинные иконы. У нас уже есть несколько таких икон, которые сейчас находятся на реставрации, мы их обязательно поместим в новый кафедральный собор.
Это иконы, которые очень почитаются верующими людьми: икона Божьей Матери Табынская, икона Божьей Матери Казанская, икона Спасителя... Надеюсь также, что в этом году для нового собора нам будут доставлены святыни, написанные иконописцами Святой горы Афон. Это Иверский образ Богородицы и икона Божьей Матери «Отрада и Утешение».
Моя мечта состоит в том, чтобы в этом соборе были свои святыни, верю, что Господь нам их даст. И что к этим святыням люди будут приходить, совершать к ним паломнические поездки.
— Есть ли какой-то точный срок, когда собор откроет свои двери?
— Мы идем вперед маленькими шагами. Сказать, когда точно мы начнем в новом храме совершать богослужения, пока нельзя, потому что можно ошибиться.
Возрождая храм, возродим село
— Хорошо, когда строятся новые православные храмы, но на территории Челябинской области после семи десятков лет советской власти остается достаточно большое количество заброшенных храмов. Какие-то уже восстановили, а какие-то до сих пор лежат в руинах…
— Действительно, большинство православных храмов, расположенных на территории Челябинской области, в советские годы было закрыто. На всю область оставалось лишь 15 действующих храмов, остальные были разрушены или использовались не по прямому назначению. Многие из них пришли в руинированное, ветхое состояние. А для православного христианина, для русского человека это боль. И мы предпринимаем все для того, чтобы исправить эту ситуацию.
Сейчас мы обратили свое внимание на разрушенные, руинированные сельские храмы Южного Урала. В частности, начали активную работу по спасению храмов, которые располагаются на территории Красноармейского района Челябинской области. Принята специальная программа по их восстановлению.
Это будет очень долгий и непростой путь. Он усугубляется, например, тем, что большинство этих храмов, несмотря на свое нынешнее состояние, являются памятниками архитектуры, которые охраняются государством. При этом в последние годы, к сожалению, им не уделялось никакого внимания. Мы предприняли следующий шаг — приписали эти сельские храмы к челябинским городским приходам. В настоящее время в Красноармейском районе расположено восемь православных храмов, которые брошены. Каждый из них теперь прикреплен к городским приходам. Храмы расположены подчас далеко от Челябинска, на расстоянии 100-150 километров, но священники вместе с прихожанами городских храмов начинают о них заботиться.
Фото Вячеслава Шишкоедова
Я надеюсь, что основная часть работы по восстановлению храмов начнется уже в летний период года. Наша задача в настоящее время — остановить их разрушение, то есть провести противоаварийные работы. Но самая главная наша цель в том, чтобы сделать все возможное, чтобы в этих храмах возобновилось богослужение.
Здесь есть еще один очень важный момент. Я всегда говорю о том, что необходимо, чтобы с возрождением храма возрождалось село. Мы просим власти, чтобы все было электрифицировано, чтобы к домам жителей был подведен газ, чтобы в село вернулись фельдшерско-акушерские пункты…
— Вы замахиваетесь на очень большую задачу — возродить село…
— Да. Мы говорим об этом людям, которые живут на селе. Об этом мы говорим представителям государственной власти. Очень важно, чтобы с возрождением храма, с изменением его внешнего облика жизнь селян также менялась, возрождалось само село. Там должно появиться все, что необходимо для нормальной жизни, чтобы люди не строили планов покидать родное место. Я надеюсь, что с помощью Божьей мне удастся эту мечту осуществить. Я осознаю свою немощь, но верю в то, что если с нашей стороны будут предприняты усилия, то Бог, видя наши труды, слыша наши молитвы, поможет нам в этом благом деле.
— Из тех храмов, которые ныне лежат в руинах, какой наиболее запал вам в сердце?
— Если честно, меня все храмы трогают. А в сердце наиболее запал храм Святого Митрофана Воронежского в селе Попово Красноармейского района. Там уже начались работы по восстановлению. Самое важное, что мы приглашаем людей в храм на молитву. Пусть пока и в полуразрушенном помещении, но мы проповедуем. Главное — не останавливаться, не опускать руки, чем бы ты ни занимался.
Поделиться