«Включить» гения. Челябинские ученые создали конструктор для развития интеллекта

23 Марта 2020 Автор: Евгений Аникиенко Фото: Олег Каргаполов, из архива редакции
«Включить» гения. Челябинские ученые создали конструктор для развития интеллекта


Можно ли из обычного ребенка сделать гения или, по крайней мере, развить его способности до уровня вундеркинда? Эту непосильную, казалось бы, задачу поставили перед собой челябинские ученые.

И во многом преуспели: исследовав феномен взаимодействия полушарий головного мозга, они создали универсальную модель-конструктор приемов, позволяющих ускорить развитие интеллекта. Что это может дать для «оттачивания» врожденных способностей и навыков, проявления скрытых талантов и Павлова-Елена_психолог.jpgпрочих резервов мозга? Это и стало главной темой разговора с одним из авторов ноу-хау, психологом и руководителем интеллектуально-творческой мастерской «Нескучный сад» Еленой Павловой.

Мозг «в отражении»

— В чем новизна вашей модели и как она работает?

— Наша универсальная модель-конструктор — уникальный инструмент, помогающий выстроить индивидуальную траекторию развития интеллекта человека с учетом физиологических, возрастных и эмоциональных особенностей. Он позволяет «научить» работать оба полушария головного мозга, подходить творчески к решению различных задач. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление, правое — за все, что связано с интуицией, фантазией. А руки, как в зеркальном отражении, выполняют команды противоположных полушарий.

У кого-то превалирует логика, у других — творческий подход, а мы поставили перед собой цель соединить эти начала, чтобы получить синергетический эффект всесторонне развитого человека.

В 50-х годах ХХ века американский психолог Джой Пол Гилфорд впервые предложил концепцию «дивергентного мышления», заметив, что творческие люди склонны проявлять его больше, чем другие. Мы взяли эту парадигму за основу, но развили ее, создали универсальный механизм запуска «творческого» интеллекта.

— Были ли у вашей системы предшественники?

— Специализацию мозга еще в 1861 году заподозрил французский антрополог Поль Пьер Брока, открывший центр речевой моторики в левом полушарии. А позже американский нейропсихолог Майкл Газзаниг обнаружил участки, отвечающие за осязательную и зрительную информацию. Канадец Альберт Бандура разработал социально-когнитивную теорию, доказав, что познание мира, развитие человека в обществе влияют на его способности.

Многие годы мозг человека оставался непознанной вселенной. И сегодня он скрывает немало белых пятен и тайн. В конце прошлого века ученые Роджер Сперри, Дэвид Хьюбел и Торстен Визел сделали прорывные открытия в сфере специализации головного мозга, за что в 1981 году были удостоены Нобелевской премии. И сегодня мы лишь приближаемся к раскрытию его потаенных возможностей.

Вундеркинд без гипноза

— Правда ли, что вы научились «делать гениев»?

— Конечно, до этого еще наука не дошла. Но наша универсальная модель во многом помогает развитию заложенных природой способностей человека, позволяет укрепить мостик между полушариями головного мозга. Тем самым разделение на «физиков» и «лириков» становится условным, человек обретает способность творческого мышления в решении, казалось бы, чисто логических задач.

Эта модель может очень пригодиться воспитателям детсадов, логопедам, психологам, арт-терапевтам, использующим воздействие искусства на развитие психики.

— А не вторгаетесь ли вы в хрупкую психику ребенка, которая может не выдержать такой нагрузки?

— Вовсе нет! Мы не используем технологии гипноза, нейролингвистического программирования, которые могут стать инструментом зомбирования личности, пропаганды чужих идей и взглядов. Не применяем ни психотропные препараты, ни завораживающие мантры и пассы йоги, не говоря об электрическом воздействии на участки мозга, отвечающие за остроту ума и другие способности.

У нас щадящее, доверительное обучение, построенное на взаимопонимании ученика с психологом-педагогом. Причем ребенок приходит к интуитивной логике сам, сознательно, без какого-либо давления. При этом наша модель, которая проходит апробацию, вовсе не исключает, а дополняет традиционные методы обучения.

В роли Наполеона

— Но какие-то «добавки» есть?

— В речевое общение мы привносим фоновую музыку, в основном классику, можем добавить природные ароматизаторы — эфирные масла цитрусовых, мяты, эвкалипта или розмарина.

Для учеников это увлекательное занятие, не имеющее ничего общего со школьной зубрежкой и механическим запоминанием формул. И дети проявляют удивительные способности: запоминают огромные куски текста, анализируют его, быстро усваивают.

— И какие приемы дают такой синергетический эффект?

— Мы включаем в работу оба полушария мозга, синхронизируем их. Техник множество, например, рисовать или раскрашивать сразу двумя руками. Используем и таблицы Шульте с цифрами, которые нужно собрать на скорость в определенной последовательности. Применяем разные техники чтения, дидактические игры, задания на развитие мелкой моторики. Дети выполняют задания на ориентировку в пространстве и на плоскости, графические диктанты. А когда изображение скопировано, ученик двумя руками раскрашивает картинку и одновременно произносит скороговорку. Так он задействует оба полушария головного мозга. Этот прием «я — Наполеон» (император занимался многими делами одновременно) — хорошая тренировка ума.

наука_из-архива-редакции_DSC_7508.jpg

Кукла Тильда поможет

— Какие еще развивающие игры дают двойной эффект?

— Это так называемая куклотерапия — один из видов арт-терапии, воздействия на мозг и психику ребенка волшебной силой искусства. Именно так: наши дети в ходе экспериментов сами шьют тряпичные куклы. Но не обычные: на их лицах только глаза, что позволяет развивать фантазию и творческое мышление, решить эмоциональные проблемы. Приведу пример пользы от куклотерапии. Одна наша девочка очень боялась темноты, а когда придумала сказку про куклу — Тильду-ангела, которая ее ждет дома, страхи прошли. Норвежская художница Тоне Финнангер придумала такую куклу, которую назвала Тильдой. По желанию ребенка она может быть и звездой, и котенком, и ангелом…

Ручная тонкая работа также помогает развитию интеллекта. Еще Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». И это так: в институте физиологии детей и подростков выяснили, что уровень психического развития напрямую зависит от тонкой моторики рук. Мы применяем приемы кинезиологии — науки о развитии умственных способностей через двигательные упражнения.

— И что это дает?

— Так активизируются участки головного мозга, отвечающие за способности человека, происходит синхронизация работы его полушарий. И результат налицо: наша гордость, Саша Чумаченко, за научно-исследовательский проект «Доктор Тильда», который она представила в этом году на международном конкурсе «Юный исследователь — интеллект будущего», получила диплом первой степени. А годом раньше Саша со своей работой об исследовании феномена авторской куклы победила на всероссийском конкурсе «Шаг в будущее — созвездие НТТМ-юниор».

Словом, наша модель-конструктор помогает развивать самые разные способности. Примером тому мой соавтор и сын Артемий. Еще в школе он занимался научно-исследовательской работой: сначала это была модель электромобиля на солнечных батареях, затем эксперименты на собственноручно изготовленной установке для получения биогаза. А в прошлом году, уже будучи студентом колледжа ЮУрГГПУ, модифицировал нашу модель-конструктор, позволяющую ускорить развитие интеллекта. Его проект мозгового штурма обоих полушарий занимал призовые места во всероссийских конкурсах «Шаг в будущее» в Москве и «Балтийском научно-инженерном» в Санкт-Петербурге, а в 2019 году и в университетском конкурсе научных работ молодых ученых.

Наука_вспомнить-все_Каргаполов_685A3956_реабилитация_старушка.jpg

Вспомнить все?

— Ваш «конструктор ума» может помочь не только детям?

— Кроме ребят, он может вернуть ясность ума и пожилым людям. Конечно, это не панацея от болезней Альцгеймера и Паркинсона, но такие тренировки очень полезны для профилактики многих возрастных заболеваний. Одна пожилая пациентка, пройдя реабилитационный курс, во многом восстановила память, способность ориентироваться в пространстве.

Наша «интеллектуальная» модель помогает и особенным ребятам: они становятся более общительными, легче социализируются, нарабатывают учебные навыки. Для одаренных детей свой уровень заданий, например, у другого нашего воспитанника, сильного в математике, были сложности с «гуманитарией». После занятий по дивергентной модели предметы филологического цикла стали для него проще и понятней.

Не исключено, что со временем синхронный запуск механизма обоих полушарий мозга послужит и для реабилитации после инсультов, черепно-мозговых травм, избавлению от амнезии, потери чувствительности пальцев. Человеческий мозг и сегодня во многом хранилище тайн за семью печатями, и самоизлечение «по подсказке» психолога в сочетании с проверенными методами традиционной медицины вовсе не фантастика. Кто знает, может, когда-то ученые и вправду будут «делать гениев» из заурядных людей…

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

20.03.2024 | 08:32
Могут ли вспышки на Солнце изменить жизнь на Земле

По мнению южноуральского астрофизика, такой вариант маловероятен.

19.03.2024 | 08:33
Как гормоны влияют на мозг человека весной

Этот и другие вопросы обсудили на телемосте в ИЦАЭ Саратова и Челябинска.

Новости   
Спецпроекты