Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Сельский феномен. Что южноуральцы хотят изменить в программе «Земский учитель»

26 Марта 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Сельский феномен. Что южноуральцы хотят изменить в программе «Земский учитель»


По их мнению, в программе должна появиться профессия «тьютер» и быть учтены интересы малокомплектных школ.

Расширить и дополнить

Напомним, в рамках программы «Земский учитель» педагоги, приехавшие работать на село, могут рассчитывать на выплаты в один миллион рублей. Такая мера призвана утолить сильный кадровый голод, который сегодня испытывают все сельские школы России. Однако такое выгодное, казалось бы, для педагогов предложение не слишком пользуется спросом. На практике оказалось, что на пути к миллиону стоит ряд трудностей, что не дает программе заработать на полную мощь. В начале марта в Москве в Общественной палате РФ прошли слушания по проблемам программы «Земский учитель» под руководством председателя комитета по развитию образования и науки ОП РФ Людмилы Дудовой и председателя комиссии по развитию агропромышленного комплекса ОП РФ Юлии Оглоблиной. На них в том числе были приглашены директора сельских школ Челябинской области,а также сельские-школы_Николай-Махнев_Шишкоедов_DSC8379.jpgруководитель национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» южноуралец Николай Махнев. По итогам обсуждения наши земляки внесли на рассмотрение свои корректировки в программу.

«Обеспокоенность в программе вызывают требования к возрасту, месту проживания участников. Так, для педагогов, которые хотят вернуться на работу в родную сельскую школу, выплаты не предусмотрены. Они их получат только в случае, если поедут на работу в сельскую школу в другой территории. Нам кажется, это главный барьер, который стоит на пути реализации программы. Ведь именно родные выпускники школы в первую очередь будут работать на сбережение и развитие села, им нужно предоставить такую возможность и выгодные условия, — считает Николай Махнев. — Малокомплектные школы также практически не могут принять участие в этой программе, так как для этого нужна полная ставка для учителя, а она у них, как правило, не набирается. Кроме того, на данный момент в программе могут участвовать только учителя-предметники, в то время как сельская школа особо нуждается в учителях-тьютерах, специалистах по работе с электронными образовательными ресурсами, которые могут научить учеников и учителей их применять, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию».

Также, по мнению южноуральских участников слушаний, для развития сельской школы в разных направлениях нужно в целом расширить линейку специалистов, работающих со школьниками. К примеру, это могут быть специалисты из агропромышленной сферы. Не менее важно, на взгляд южноуральцев, чтобы на сайте «Земский учитель» были представлены различные дополнительные меры, которые сегодня вводят регионы для развития сельских территорий: льготная ипотека, подъемные для других специальностей и т.д. Таким образом, участники программы смогут увидеть весь спектр преимуществ жизни на селе.

«Думается, при определенной корректировке, дополнениях и расширениях программа «Земский учитель» может реально помочь сельской школе», — заключил Николай Махнев.

сельская-школа_Шишкоедов_DSC8285.jpg

Подключили к проекту

В ходе слушаний был также представлен национальный проект «Энциклопедия сельских школ России», инициированный в Челябинской области, который реализуется в России более пяти лет. Напомним, его целью является создание единой платформы, рассказывающей обо всех сельских школах РФ в формате исторической справки и призванной помочь им разными формами поддержки.

«Одной из особенностей проекта является то, что справку заполняют детско-взрослые сообщества школы, что является уникальной формой гражданско-патриотического воспитания. Сегодня в проекте уже более 1000 сельских школ из 72 регионов нашей страны, идет заполнение рубрик «выдающиеся руководители сельского образования», «выдающиеся учителя сельской школы», «выдающиеся выпускники сельских школ», «благотворители сельских школ». Складывается уникальный ресурс гражданской памяти и гражданского действия по сохранению, развитию и увековечиванию такого феномена, как сельская школа РФ», — отметил Николай Махнев.

Одним из новых участников проекта, вполне возможно, может стать гимназия Примакова, которая расположена в Подмосковье, в село Раздоры. Во время своего визита в Москву южноуральская делегация посетила это престижное учебное заведение. Педагоги обменялись своими методиками и разработками.

«Руководство гимназии готово к сотрудничеству с нашим проектом. Возможно, будут обмениваться опытом с южноуральскими сельскими школами», — отметил Николай Махнев.

сельская-школа_Шишкоедов_DSC7859.jpg

Продуктивной стала встреча и с директором Фонда русского абстрактного искусства Анной Каргановой, которая при поддержке южноуральской «Энциклопедии» сейчас инициирует всероссийскую программу поддержки сельских школ. Ее целью является развитие творческих и креативных возможностей детей из сельских и удаленных регионов страны, а также их вовлечение в творческий процесс создания произведений абстрактного искусства. Основу программы составят лекции и мастер-классы по методике известного российского художника, педагога и теоретика искусства Элия Белютина.

«Это позволит ребятам освоить современные технологии и методики личностного роста, приобщиться к ключевым трендам нашего времени в сфере высоких технологий, образования и искусства», — считает Николай Махнев.

Поддержка сельских школ России также стала темой встречи южноуральской делегации с Игорем Рыбаковым, основателем «Рыбаков-фонда», ориентированного на развитие социально-образовательной среды. Кстати, сам он родом из Магнитогорска.

«Игорь Рыбаков пообещал отдать 100 млн долларов в систему российского образования в течение 10 лет. Своей магнитогорской школе № 56 он уже подарил миллион долларов. Сейчас он проводит различные конкурсы для образовательных учреждений России, но в ходе нашей беседы отметил, что школы Челябинской области, к сожалению, неактивно участвуют в мероприятиях фонда. Правда, не так давно фонд проводил конкурс среди детсадов. Трое воспитателей из Челябинской области стали победителями и поедут на стажировку за рубежом. На встрече мы договорились о взаимодействии по развитию сельских школ», — заключил Николай Махнев.

10.07.2020 | 15:31
Удар теплом. Как пережить жаркое лето на Южном Урале

В Челябинской области установилась аномально высокая температура воздуха. Медики заявляют, что в группу риска при такой погоде попадает абсолютно каждый человек, и рекомендуют не находиться на улице в период с 11 до 15 часов.

09.07.2020 | 14:57
Как южноуральским школьникам стать волонтерами

Добровольческое движение в Челябинской области насчитывает порядка 9 тысяч детей.

10.07.2020 | 15:31
Удар теплом. Как пережить жаркое лето на Южном Урале

В Челябинской области установилась аномально высокая температура воздуха. Медики заявляют, что в группу риска при такой погоде попадает абсолютно каждый человек, и рекомендуют не находиться на улице в период с 11 до 15 часов.

09.07.2020 | 14:57
Как южноуральским школьникам стать волонтерами

Добровольческое движение в Челябинской области насчитывает порядка 9 тысяч детей.

Новости   
Спецпроекты