Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Нагрузка на южноуральских учителей в режиме дистанционного образования увеличилась вдвое

14 Апреля 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива редакции
Нагрузка на южноуральских учителей в режиме дистанционного образования увеличилась вдвое


Вот уже неделю учителя Южного Урала видятся с учениками только через экраны мониторов. На смену ручкам, тетрадкам и учебникам пришли всевозможные гаджеты, а также мессенджеры и онлайн-платформы.

Теперь учителям приходится оставаться на связи с утра и до позднего вечера. В разговоре с корреспондентом «ЮП» они рассказали, во сколько раз увеличилась их нагрузка, как они организуют свой режим дня и какие плюсы и минусы они увидели в дистанционном образовании.

Важно видеть лица

У учителя русского языка и литературы челябинской гимназии № 10 Гульнары Болдыревой два 8-х класса, один 11-й и один 5-й. Всего 111 учеников. Теперь сообщения от них и их родителей приходят даже ночью. По оценкам учителя, работы стало в два, а то и в три раза больше.

«Очень трудно проверять фото сделанных упражнений. К примеру, восьмиклассники высылают фотографии написанного от руки домашнего задания по русскому языку, которое занимает от 2 до 5 страниц в зависимости от почерка. Мне нужно распечатать их (умножьте в среднем 3 страницы на 30 учеников, и это только один класс) и исправить ошибки, затем выслать проверенный вариант детям. Таких работ в день приходит порядка 30-40. Плюс нужно ответить на вопросы, обратную же связь никто не отменял», — делится впечатлениями от дистанта Гульнара Болдырева.

«На ночные сообщения отвечаете?» — интересуюсь я. «Нет. Мой телефон выключен с 19 до 8 часов, и дети это знают. Уроки-консультации идут по специальному расписанию».

Большим спасением для учителя стало то, что в гимназии № 10 профессионально сработали завучи: еще до начала дистанционного обучения они продумали работу на «удаленке». Были созданы классные почты, куда педагоги могли отправлять задания для самостоятельной работы, приглашения на уроки на zoom, материалы (например, ссылки на видеоуроки и планы), конспекты для уроков. Поэтому слишком болезненного перехода в онлайн здесь не было.

«Не считая, конечно, «Сетевого города. Образование», который в первый же день не справился с количеством желающих работать в нем. Впрочем, так же, как и многие другие платформы для дистанционного обучения. Многие из них не справляются с работой и сейчас. Но это меня не смутило, так как были налажены другие каналы связи с ребятами и родителями. В этих непростых условиях мне удобно проводить уроки на zoom, принимать устные ответы по скайпу. Что касается мессенджеров, то я не использую их в работе, достаточно других средств связи. В конце концов важны не количество способов связи с учениками и родителями, а качество и результативность. Конечно, я работаю и в «Сетевом городе» (когда он справляется), и высылаю викторины и темы для творческих работ, карточки по русскому языку. Но самое важное — видеть лица ребят, быть в диалоге. Хотя живое общение заменить онлайн-общением невозможно», — вздыхает Гульнара Болдырева.

Одиннадцатиклассники признались ей, что рассказывать стихи по скайпу труднее и они испытывают больше волнения. Но в целом ее ребята справляются. Ученики старших классов довольно самостоятельны, и проблем в освоении новых технологий у них нет. В пятом классе все сложнее, так как дистант требует мобильности, способности быстро перестраиваться, но там руку на пульсе держат родители.

«Мне кажется, важны не плюсы и минусы дистанционного образования. Главное, о чем нужно говорить, это то, что нельзя качественно дистанционно обучать детей в школах. Эта форма для вузов, для взрослых, но не для тех, в ком еще не сформировалось представление о том, что для тебя важно, а что нет. Только когда высока мотивация (эта работа для меня приоритетна, потому что…), возможно качественное обучение. Но школьники в силу возраста не могут иметь такой мотивации и такого понимания. Неплохой результат будет только у тех, кто работает сам. Но это уже самообучение. Когда чиновники от образования это поймут, что-то принципиально изменится», — заключила Гульнара Болдырева.

учителя_фото-из-архива-редакции_photo_2020-04-09_22-45-14.jpg

Совершили подвиг

Учитель истории и обществознания школы № 7 Копейска Оксана Саратовкина хоть и из дома, но продолжает жить по учебному расписанию. Правда, теперь на смену ее учебному классу пришел zoom и «Вебинар.ру». Уроки ужались до 30 минут, а диалоги с ребятами, родителями, коллегами перетекли в соцсеть «ВКонтакте» и WhatsApp. Там почти в круглосуточном режиме присылают свои сообщения шесть 7-х, два 8-х, один 9-й и два 11-х класса. Всего у Оксаны Саратовкиной их 11! А еще Оксана Николаевна — классный руководитель.

«Мой день выглядит следующим образом. В 9:00 начинается моя работа как классного руководителя. Вместе с моим девятым классом мы проверяем ссылки на онлайн-уроки, выполнение домашнего задание, будим тех, кто спит. Далее я начинают вести онлайн-занятия. В день я провожу по 3-4 урока. Затем сажусь проверять все то, что мне прислали, отвечаю на вопросы родителей, коллег. В 8 вечера я снова общаюсь со своим классом. Мы выясняем причину отсутствующих и выполнение домашних заданий. Затем сажусь готовиться на следующий день. На разработку дистанционного урока уходит много времени. Ах да, еще надо как-то накормить свою семью и ребенку помочь, он ведь тоже на дистанте. Но я не жалуюсь. Просто работу свою очень люблю!» — признается учитель.

Если оценивать возросшую нагрузку по шкале от 1 до 10 баллов, то Оксана Саратовкина поставила бы галочку на отметке пять. Спасло то, что в их учебном заведении начали проводить онлайн-уроки еще на февральском карантине, поэтому свои шишки тут же набили. Сейчас на сайте их школы для каждого класса размещается дневник дистанционного обучения, в котором на каждый день указаны учителями тема, ресурсы, алгоритм работы с ресурсами, домашнее задание.

«Конечно, 6, 7, 8 апреля это был просто ужас, особенно когда все зависло. Телефон раскалился, я себя чувствовала секретаршей Ленина в Смольном. Надо было успокаивать родителей, помогать им осваивать zoom, «Вебинар.ру», проводить обучающие онлайн-семинары, классные часы, родительские собрания. Элементарно родители не понимали, как вступать в беседу класса в соцсети «ВКонтакте», как прикреплять документ, чтобы отправить учителю на проверку. В старших классах вопросов почти не было, дети все сами делают быстро. А вот в классах с 5-го по 7-й проблем много, много вопросов было об оценивании работы детей, да и просто родители жаловались на жизнь, отсутствие денег, коронавирус и т.д. Но уже к вечеру 8-го большая часть успокоилась, классные руководители в эти дни просто совершили подвиг».

По словам Оксаны Саратовкиной, переход на дистант показал как пробелы в работе дистанционных площадок, так и слабую подготовленность к информационно-коммуникационным компетенциям всех участников образовательного процесса. В то же время от прогресса не убежать. Онлайн-технологии позволяют выстроить индивидуальный, групповой маршрут обучения, побывать в разных странах, совершать виртуальные экскурсии и т.д.

«Мы очень ждем возвращения в обычный режим, очень скучаем по живому общению с детьми, но полученный опыт, он бесценен и, конечно, будет применяться в пределах разумного в процессе обучения. Знаете, в народе говорят: тому, кто пережил девяностые, ничего не страшно. Так вот теперь будут говорить: тому, кто пережил дистант, ничего не страшно», — смеется Оксана Саратовкина.

учителя_ученики-и-родители_из-архива-редакции_изображение_viber_2020-02-25_14-42-116789678.jpg

Это удобно

Учитель математики челябинской школы № 15 Ирина Васильева в дистанционном вопросе оказалась своего рода пророком. Онлайн-технологии в образовательный процесс она внедрила задолго до рождения COVID-19. Еще восемь лет назад она запустила свой персональный сайт учителя. Современная система образования, кстати, это активно приветствует, и в конкурсах профмастерства без него не поучаствовать. Сейчас там выложены видеоуроки по всем основным темам и тестовые задания, которые можно прорешать в режиме онлайн и сразу узнать результат.

«Всего у меня 150 учеников: два 6-х класса, два 10-х и один 8-й. Шестые уже два года активно используют в учебе персональный сайт. Старшеклассники — с начала этого года. Так что переход на дистанционное обучение у нас получился плавным, — рассказывает Ирина Васильева. — Впрочем, были и свои сложности. Как минимум число видеоуроков я пополняю ежедневно, так как у меня несколько параллелей. Хотя длятся онлайн-занятия всего 30 минут, на их разработку и запись уходит примерно 1,5 часа. Задача осложняется тем, что дома двое детей школьного и дошкольного возраста. Я прячусь от них в другой комнате и говорю не входить. Они уже привыкли к тому, что раз мама пошла записывать видеоурок, то в этот момент ее лучше не беспокоить».

С прямыми эфирами у Ирины Васильевой пока не ладится. Она пыталась провести видеоурок в соцсети «ВКонтакте» и YouTube, но не срослось. Где-то наложился звук сам на себя, или платформа предательски зависла. Но Ирина Васильева пока не теряет надежды наладить видеообщение.

«В целый квест теперь превратилась и проверка домашних заданий. Если в тетрадях ты красной пастой тут перечеркнул, а здесь исправил, то теперь каждому ученику приходится расписывать все эти замечания, загружать фотографии, — поясняет учитель. — Еще часть времени перетягивает на себя классное руководство. Много вопросов приходится решать по другим предметам. Со всеми учителями мы держим постоянную связь в Viber».

В целом Ирине Васильевой удалось организовать рабочий режим так же, как в школе, с 9 до 17. За это она благодарит свой персональный сайт. Учитель уверена, что диcтанционное образование теперь уж непременно станет неотъемлемой частью очного.

«Технологии сейчас нарабатываются, и все это выстраивается в систему. Все учителя записывают видеоуроки, которые сохраняются и будут очень полезны в будущем. Если ребенок болел, не понял материал или считал мух на уроке, то он всегда сможет вернуться к теме либо с помощью видеоуроков повторить материал к контрольной. Это удобно, и в будущем значительно упростит подготовку к экзаменам», — заключила Ирина Васильева.


Вчера | 17:09
Убийство инженера. Преступление в Кыштыме не раскрыто и спустя 100 лет

Об этой запутанной истории до сих пор спорят кыштымцы. Челябинскому историку Сергею Морозкову удалось разыскать в архивах документы, во многом проливающие свет на события, произошедшие более века назад.

01.06.2020 | 13:23
Доброта сильнее боли и одиночества

Челябинский областной Детский фонд организовал помощь более чем 40 тысячам южноуральцев.

30.05.2020 | 09:27
Каникулы особого режима. Как организовать детям отдых в период пандемии

В Челябинской области прозвучали, пусть и в режиме онлайн, последние звонки. Теперь южноуральских ребятишек ждут долгожданные три месяца каникул.

22.05.2020 | 07:40
Вырастут ли цены на обучение в южноуральских вузах в этом году?

Высшие школы Челябинской области подготовили для абитуриентов гибкие системы оплаты.

Новости   
Спецпроекты