Северное смирение. Челябинский путешественник проехал через всю Чукотку
Это только с виду Арктика холодная, безжизненная и даже стерильная. Но на самом деле та же Чукотка — это особенный, неповторимый мир, с неиспорченными теплыми человеческими отношениями и хрупкой уязвимой природой.
- Челябинские путешественники привезли на Южный Урал атмосферу Арктики
- Трое жителей Магнитогорска пытаются покорить Арктику на снегоходах
За плечами 53-летнего Евгения Шаталова, основателя off-road-движения на Южном Урале, десятки экспедиций и тысячи километров, пройденных по дорогам всех континентов. В прошлом участник одной из самых тяжелых в мире гонок RainforestChallenge, ралли «Шелковый путь» и всевозможных соревнований, сегодня он сам вместе с единомышленниками составляет уникальные маршруты по России, странам ближнего и дальнего зарубежья. Крайний Север, признается гуру автомобильного туризма, это другая планета с совершенно иным укладом жизни и очень хрупким балансом между природой и людьми.
Бросить вызов Чукотке
Север Евгению Шаталову уже знаком: в позапрошлом году вместе с руководителем экспедиции Богданом Булычевым челябинец также на автомобиле добрался до Диксона, самого удаленного континентального населенного пункта. Спустя какое-то время, Север, влюбив в себя путешественников, снова поманил. На этот раз появилась новая цель — пересечь континент с востока от поселка Уэлен на запад до мыса Кабо де Рока в Португалии, а затем и с севера на юг. Ранее Евразию, изъезженную вдоль и поперек, от края до края никто не проезжал.
Старт экспедиции состоялся из Уэлена, фактически отрезанного от мира. Добраться до мыса Дежнева, где он и расположен, двум экипажам удалось за 10 дней. Большая часть этого маршрута пролегала вдоль Северного Ледовитого океана.
— Самый сложный участок пролегал по Колючинской губе. Мы ехали практически при нулевой видимости, объезжая ледяные торосы, — вспоминает Евгений Шаталов. — Минимальная температура достигала минус 64 градуса. Несколько дней пробирались к Уэлену в пургу.
Экспедиция не только добралась до Уэлена, восточного края материка, но и сумела выехать оттуда, бросив Чукотке вызов. Между прочим, машины предшественников россиян, в основном иностранцев, решившихся поехать на «край Земли», так и стоят брошенные, словно напоминание о непокорности Севера.
Прокладывая маршрут, мужчины попутно отмечали «мусорные» точки арктических просторов. Загрязненных металлом участков, оказывается, как в Якутии, так и на Чукотке немало: бывшие населенные пункты, военные базы, золотодобывающие артели. Самое большое грязное место — мыс Шмидта, который сам по себе является большим металлическим складом. Все данные и карты с пометками будут переданы в организации, занимающиеся очисткой Арктики.
Как выжить в минус 60
Если поездка на Диксон в 2018 году стала проверкой на прочность для Евгения Шаталова и его друзей, то к Уэлену экспедиция отправилась максимально подготовленной технически, морально и физически. Со стоковых автомобилей мужчины пересели на подготовленные, сделав кучу доработок.
— С автомобилями были только мелкие проблемы, связанные с морозами. Например, тросик АБС из-за мороза обрывался, или резинки на подвеске перемерзали. Но все поддавалось ремонту, — рассказывает Евгений. — За все время поездки мы трос доставали всего четыре раза, а лопату один раз. Да и то для того, чтобы разбавить снегом чересчур горячий источник, в который залезли купаться.
К экипировке члены экспедиции также подошли очень грамотно. Специальная обувь из гортекса и выполненные по особым технологиям сапоги, выдерживающие температуру до минус 100 градусов, а также многослойность в одежде позволяли не замерзать даже в минус 60.
— Салом тоже никто не мазался. Это прошлый век, — смеется челябинец. — Чтобы не было обморожения, нужно использовать тейпы. Они наклеиваются на нос и лоб. Это я подсмотрел у биатлонистов.
Деликатес с душком
Топлива и запасов еды у команды хватало, чтобы ехать по бескрайним снегам автономно. Но экстремалы все-таки останавливались в чукотских поселках, к слову, очень современных, и на базах оленеводов, расположенных в сотнях километров от цивилизации, где в самоизоляции чукчи живут месяцами, а чужаков не видели уже годы, а то и десятилетия. Кстати, оленеводы живут традиционно, в ярангах. Это сооружение купольной формы, до 4,5 метра в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. А зимой — в быстросборных меховых палатках из выделанных зимних шкур оленя. Жить там непросто, потому живут на Чукотке очень мужественные люди, отмечает Евгений.
— Некогда воинственный народ, чукчи сейчас рады гостям с материка, готовы помочь каждому и поделиться своим гостеприимством и национальными деликатесами — копальхеном или китовым салом, — рассказывает южноуралец. — По традициям предков, они помогают и друг другу: если добывается зверь, то только для пропитания, он делится на всех и в первую очередь среди тех, кто не может самостоятельно участвовать в охоте.
Кстати, о копальхене. Евгений — заядлый гурман, и во всех поездках старается попробовать местную кухню. Север не стал исключением. На Чукотке он вкусил мясо моржа, сало кита, жир нерпы, строганину из оленины и из рыбы.
— Мясо моржа вкусное, очень похоже на рыбу. Сало кита — топ северной кухни. Это невероятно сочетание вкуса и консистенции, — делится гастрономическими впечатлениями мужчина. — Но самое прикольное блюдо — копальхен.
По сути, это заквашенное мясо моржа. Добытого зверя разделывают, в шкуру заворачивают мясо и ливер, зашивают жилами и оставляют заквашиваться примерно на полгода при плюсовой температуре.
— Вкус… Бог с ним! А вот запах протухшего мяса! Есть копальхен можно только задержав дыхание, — говорит путешественник. — Попробовать его можно и нужно, но употреблять много нежелательно. Я лично этого больше делать не буду. Хотя для местных это привычный деликатес, как для нас красная икра. Говорят, только копальхеном население Чукотки и спасалось от цинги.
«Корона» заставила взять паузу
Арктический и российские этапы экспедиции позади. Участники экспедиции уже установили один мировой рекорд, доехав на легковых автомобилях до самой восточной точки Евразии и России поселка Уэлен и первыми в мире выехав из него на Большую Землю. Любовь к Северу и невероятные впечатления и воспоминания от поездки, признается Евгений Шаталов, теперь с ним останутся на всю жизнь.
— Это почти другая планета. Я не могу передать словами мое восхищение людьми, которые живут тут посреди белого безмолвия, отделенные от него только стенами из шкур. Обогреваются они лампой-жировиком с моржовым жиром, питаясь этим же моржом и рыбой, — говорит Евгений. — Чтобы пройти этот маршрут, надо быть как чукчи и эскимосы. Такое северное смирение и уважение к природе, к тундре и снегу. Надо подстроиться под суровый характер Арктики и понять, что все происходит потому, что так и должно быть. И тогда все будет: и горячие источники в тот момент, когда батарейки почти на нуле, и ландшафты неземные, и северное сияние на все небо на самом краю земли, и самый красивый в мире рассвет на самой важной нашей точке — на мысе Дежнева.
Наверное, благодаря такому философскому осмыслению трудностей команда спокойно восприняла форс-мажор: европейский этап экспедиции путешественникам-рекордсменам пришлось оставить до лучших времен из-за коронавируса, закрывшего весь мир в марте. Доехав до границы с Финляндией, россияне развернулись и отправились домой. Продолжить путь к мысу Рока Евгений Шаталов в составе дружной команды планирует после паузы, связанной с пандемией.
Поделиться