Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Как с дистанционным образованием справились сельские школы Южного Урала?

21 Мая 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива редакции
Как с дистанционным образованием справились сельские школы Южного Урала?


Учебный год в режиме дистанта подходит к концу. Особенно не просто в этот период пришлось учебным заведениям, расположенным в сельской местности.

Здесь гораздо острее стояли проблемы с интернетом, нехваткой гаджетов в многодетных семьях, а еще с равнодушием некоторых родителей к образовательному процессу. Удалось ли школам из глубинки справиться с этими проблемами и какие итоговые оценки они поставили себе за дистант, выяснял корреспондент «ЮП».

Задания на остановке

В небольшом поселке Мирном Уйского района есть старейшая школа с 90-летней историей, в которой сегодня обучается 276 человек. Дистант сюда свалился как снег на голову. О каких интернет-технологиях могла идти речь, если ровно 50 % местных школьников — это дети «на подвозе» из восьми маленьких сел. Во многих из них о всемирной паутине только слышали, но ни разу не видели. Так, абсолютно отрезаны от сети оказались школьники из села Булатова и деревеньки Лебедевка.

«Первые дни было страшно. Очень долго думали, как найти выход из положения, — вспоминает директор Мирненской школы Уйского района Ольга Якунина. — В итоге нашли решение. Два раза в неделю, по вторникам и пятницам, школьная машина с педагогом, снабженным всеми мерами безопасности (маски, перчатки), подъезжала к поселковым автобусным остановкам. В назначенный час родители туда приносили тетради с выполненным заданием и получали новые. В выданных методических рекомендациях к уроку было подробно расписано, какие страницы учебников прочитать, и дана дополнительная информация по теме».

Остальные родители и ученики Мирненской школы хоть и имели доступ в интернет, но гуру сети их было очень трудно назвать. Про сайты «Яндекс.Учебник» и «Учи.ру» многие услышали впервые. Чтобы не запутать их во всемирной паутине, на школьном сайте воедино собрали все популярные образовательные платформы.

«Пришлось немного доработать школьный портал. Там появился раздел «Дистанционное обучение». Кликаешь на него, и открывается список всех предметов для каждого класса. По каждому из них выложен весь методический материал, видеоуроки, мастер-классы, все домашние задания и темы уроков. Пароль или личный кабинет для этого не нужен. Это общедоступная информация. Все образовательные материалы мы взяли с платформ «Российская электронная школа», «Инфоурок.ру», где прекрасные презентации, «Учи.ру», «Домашний урок» (это уже региональный проект РЦОКиО — регионального центра оценки качества и информатизации образования)», — пояснила Ольга Якунина.

сельские-школы_Шишкоедов_DSC7859.jpg

Пожалуй, такой внятной схеме позавидовали бы и городские школьники. Но вопросов меньше не становилось. Все, что было непонятно, учителя объясняли в WhatsApp и в скайпе. А у каждого педагога Мирненской школы появилась своя группа по предмету в соцсетях. Такая слаженная работа привела школу к невероятным результатам. Успеваемость сельских учеников не просто не снизилась — она стала выше.
«Итоги в четвертой четверти лучше, чем по трем предыдущим четвертям. Если раньше некоторые ученики могли прийти на урок неподготовленными и, притаившись, надеяться, что их не спросят, то на дистанте им нужно было отчитаться за каждое задание. Но детей мы при этом мучить не стали. Не настаивали, чтобы они делали домашние задания строго к определенному сроку. Объем работы большой, не у всех есть возможность вовремя подключиться к интернету. Некоторые выполненные задания приходили с опозданием за неделю. Пусть не вовремя, но ребенок отчитался по каждой теме. Самое главное, что он ее прошел и свои вопросы задал», — считает Ольга Якунина.

Впрочем, директор признает, что были ученики, которые показывали недопустимо низкие результаты. Впрочем, неудовлетворительные оценки они получали и в очном формате. Но если при личном контакте учителя фактически тащили двоечников за уши и всячески мотивировали учиться, то на дистанте те вовсе забросили учебу.

«Им звонил и выезжал к ним социальный педагог, разговаривал с родителями, но семьи на просьбу подключить к образовательному процессу своих детей, к сожалению, не откликнулись, — вздыхает Ольга Якунина. — Но все же основная часть родителей отнеслась к переходу на дистант серьезно. Даже те, кто раньше не приходил на собрания. Мы объяснили, что за образовательный процесс на них такая же ответственность лежит, что и на нас. Мы материал даем, а они должны осуществлять контроль за выполнением заданий. Ведь не все дети дисциплинированные и могут организовать себя сами. В целом мы достойно прошли этот трудный период. Можно сказать, на оценку «пять». Но осенью вернемся к темам, которые были на дистанте, и еще раз проверим, как ученики освоили их».

сельские-школы_Шишкоедов_DSC0518.jpg

Гаджетом делились бабушки

В школе № 18 имени П.И. Сумина, расположенной в селе Верхняя Санарка Пластовского район, поначалу дистант также встретили как неведомого зверя, в полной растерянности. Хотя проблем с интернетом в этой местности нет, но компьютер имеют единицы. Работать с телефона приходилось и учителям, и школьникам. Впрочем, хорошо, когда хоть какой-то гаджет есть. В Верхней Санарке чуть ли не каждая третья семья — многодетная, где четверо и более детей. Средств связи на всех не хватает, поэтому детям приходилось учиться по очереди.

«С такими семьями мы стали работать по договоренности. Родители называли точное время, когда ребенок сможет выйти на связь с учителем и когда ему можно высылать задание. Кстати, одной многодетной семье с пятью детьми гаджет подарили региональные власти, — рассказывает замдиректора по учебной работе Наталия Ходырева. — Вообще, своих детей мы очень хорошо знаем. Для многих прописывали индивидуальные комментарии к заданиям, учитывая их успеваемость и особенности восприятия. В остальном работали как все: проводили уроки по скайпу и WhatsApp, использовали материалы с популярных образовательных онлайн-платформ. Основная сложность — низкая сознательность некоторых родителей, которые не контролировали выполнение заданий ребенком. Но в целом, я считаю, наша школа с дистантом справилась. Оценить этот период можно положительно».

Не хуже городских, с режимом онлайн-обучения справилась и Межозерная школа Верхнеуральского района. Что удивительно, с наибольшим энтузиазмом к дистанционным урокам здесь подошли учителя, кому за 60. Педагоги уверенно вели занятия через скайп и использовали «Яндекс»-площадку. Прошедшие немало образовательных реформ, они, видимо, уже имеют такую закалку, что форс-мажорные обстоятельства воспринимают не как трудность, а как поле для роста.

сельские-школы_шишкоедов_DSC7876.jpg

«Конечно, речь в нашей и других школах не идет о традиционных дистанционных уроках, когда учитель в онлайн-формате вещает у доски и задать ему может вопрос любой ученик и в любой момент. Большинство школ все же проводили уроки с применением интернет-технологий. Поначалу было страшно, но очень спасли памятки Министерства просвещения РФ и РЦОКиО. Их нам дополнительно по полочкам разложили школьные методисты, методисты управления образования и регионального минобрнауки, — рассказывает учитель русского языка и литературы Межозерной школы Верхнеуральского района Наталья Кожевникова. — Определенные трудности вызывало то, что у нас обучается много детей учителей. Им приходилось постоянно уступать друг другу время на учебу или работу. Многодетных семей тоже немало. С ними гаджетами делились даже бабушки. Для учеников мы использовали щадящий режим: видеоуроки выбирали с образовательных платформ емкие, но по времени не более 15-18 минут. Чередовали их с заданиями из учебников и выкладывали конспекты уроков на школьный сайт. Также учителя дополнительно записывали голосовые сообщения с разъяснениями».

По словам Натальи Кожевниковой, тяжелее всего ребятишкам давались математика и физика, а также русский язык, где на четвертую четверть выпали сложные темы. Для начальной школы было трудно осваивать на дистанте абсолютно все. А в самом затруднительном положении оказались выпускные классы. С ними педагоги из Межозерного вели индивидуальные диалоги, в ходе которых проводили коррекцию ошибок и указывали нужное направление. Так как на селе выпускников не так много, то педагоги вполне могли уделить им дополнительное время. Как правило, в городских школах на индивидуальную работу с выпускниками у учителей элементарно не хватает никаких ресурсов. Так что девятиклассники и одиннадцатиклассники из глубинки в этот период имеют явное преимущество перед городскими сверстниками.

«Очень хочется, чтобы в каникулы дети были освобождены от каких-либо дистанционных занятий и консультаций. В это время хотелось бы уделить время творчеству: рисованию, рукоделию, резьбе по дереву, а также физическому развитию, спортивным играм. Я чувствую, как дети устали и как устали сами педагоги. С непривычки дистант осваивать и физически, и психологически очень тяжело», — заключила Наталья Кожевникова.

Сегодня | 14:12
В Челябинске оценили последствия эпидемии COVID-19 для кинопроката

Челябинские кинотеатры в условиях угрозы распространения коронавируса смогут возобновить работу по решению властей региона. Они должны будут выполнять рекомендации, подготовленные Роспотребнадзором совместно с Минкультуры РФ.

27.05.2020 | 12:45
Скорая помощь на даче. Что должно быть в аптечке каждого садовода

Работы на приусадебных участках в самом разгаре. После полугодичного отдыха от серьезных физических нагрузок садоводы рьяно взялись за будущий урожай на своих шести сотках. Но, начиная активный дачный сезон, важно помнить о здоровье. «ЮП» составила список препаратов must have для оказания первой помощи, а также подготовила рекомендации специалистов по оказанию первой помощи в той или иной ситуации.

22.05.2020 | 07:40
Вырастут ли цены на обучение в южноуральских вузах в этом году?

Высшие школы Челябинской области подготовили для абитуриентов гибкие системы оплаты.

14.05.2020 | 13:28
Шоурум для профи. Южноуральским предприятиям помогут с кадрами

В октябре в Челябинске должен открыться Центр компетенций — принципиально новый формат для решения проблемы кадрового дефицита. Проект реализуется в рамках сотрудничества между региональным Центром технического творчества и центром развития промышленных инноваций «ПроПуск». Его задача — создать резерв кадров.

Новости   
Спецпроекты