Бетонные вечера. Как французы вели хронику стройки ЧТЗ

10 Июня 2020 Автор: Марат Гайнуллин
Бетонные вечера. Как французы вели хронику стройки ЧТЗ


Мы уже писали об уникальном проекте челябинских лингвистов, в основе которого лежат переводы текстов, опубликованных в годы Великой Отечественной войны в СМИ пяти европейских стран.

Руководит проектом «Уральский регион в военно-публицистическом дискурсе периода Великой Отечественной войны» доктор филологических наук Ольга Солопова. На этот раз ее коллеги попотчуют нас Францией…

«Войны памяти»

— Мы вновь говорим о проблеме сохранения памяти о Великой Отечественной войне…

— Об этом нельзя молчать, — говорит Ольга Солопова. — Посмотрите, сегодня вокруг интерпретации многих важных исторических событий разворачиваются настоящие «войны памяти»! С какой легкостью в некоторых странах в Европе и на постсоветском пространстве создаются политические и исторические мифы! Историческая данность часто становится триггером для межгосударственных спекуляций, активно принимаются законы о декоммунизации, ведется так называемая «война с памятниками», демонтируются мемориалы советских времен, в том числе памяти павшим в Великой Отечественной войне.

— В этот процесс «утилизации» попадает и Уральский регион?

— В истории страны Урал часто становился стратегическим и мобилизационным центром развития государства, так было и во время Великой Отечественной войны.

Материал, который исследует наш научный коллектив, включает тексты об Урале в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны, информацию о происхождении документов, связанные с ними исторические события или персоналии. Вместе с советским дискурсом мы целенаправленно отбираем тексты иностранных СМИ, поскольку отечественных исследователей и публицистов часто обвиняют в преувеличении заслуг Красной Армии, в излишней героизации Советского Союза в борьбе против нацизма, а советс ко-российские источники — в предвзятости и цензуре.

Урал_Салтыкова-Мария.jpg
Мария Салтыкова, фото предоставлено Ольгой Солоповой

В газете Жана Жореса

Одной из последних работ ученых ЮУрГУ стала статья «Новый гигант-социалист: Челябинский тракторный завод», перевод которой выполнила доцент кафедры «Лингвистика и перевод» ИЛиМК ЮУрГУ Мария Салтыкова.

— Каким франкоязычным медийным дискурсом пользовались на этот раз?

— Оцифрованные франкоязычные архивные тексты представлены, например, в онлайн-библиотеке Франции Gallica, — рассказывает Мария Салтыкова. — Архив этой национальной библиотеки содержит около 6 млн документов. Сама статья была напечатана в газете «Л’Юманите» (L’Humanité, в переводе с французского — «Человечество»), одной из старейших коммунистических газет Франции. Газету основал в 1904 году один из виднейших деятелей французского социалистического движения Жан Жорес (1859-1914), центральными приоритетами для которого были борьба за мир, «сопричастность рабочему движению» и независимость от «групп интересов». Издание стало одним из самых массовых и влиятельных в западном мире.

— Насколько можно судить по названию, статья довоенная?

— Да, номер вышел в свет 12 июня 1933 года, и в ней говорится о достаточно свежих событиях, произошедших 15 мая в Челябинске, где был открыт крупнейший во всем мире тракторный завод. Первые тракторы уже введены в эксплуатацию. Автор предлагает восстановить хронику строительства завода, который, по его замечанию, относится к числу таких значимых предприятий, как Магнитострой, Сталинградский тракторный завод и другие, о которых, к слову, французским рабочим хорошо известно.

В мае 1929 года Коммунистическая партия и советское правительство приняли решение о строительстве на Урале тракторного завода, который выпускал бы 40 тысяч тракторов в год.

— Это же не просто экономический обзор?

— Несмотря на сухую документальность фактуры, автор иной раз придает своему материалу некую художественность. Так, рассказывая об осени 1929 года, он пишет: «Вначале степь ожидают дожди, затем покроют снега. Выбрано место строительства будущего социалистического гиганта. В полях появляются первые бараки. За Челябинском построен рабочий поселок. В начале 1930 года начинаются подготовительные работы, построен первый каменный дом».
Или, например, такое: «Все цехи готовы испытать оборудование, и только литейный принял «щетинистый» вид от установленных строительных лесов».

Рассказывается, что Челябинск, или Челяба (с башкирского «яма», «впадина»), некогда провинциальный городок с неразвитой кожевенной промышленностью, мыловаренным производством, единственным и не столь значимым заводом, принадлежащим иностранной компании, по производству молотилок. Годовой оборот всех предприятий составлял 5 млн рублей. Сейчас же, отмечает автор, показатели Челябинска превышают «эту жалкую сумму в сотни раз».

Далее читатель узнает, что в бараках рабочего поселка проживает 10 тысяч рабочих. Открыты механические цеха, ремонтные мастерские, разработаны карьеры. На территории завода появляется все больше домов. Начинается строительство завода.

Необходимость подготовить новые кадры обусловливает открытие школы фабрично-заводского ученичества и вечерней школы. 15 февраля 1931 года становится памятным днем в истории завода. В испытательных цехах закончено производство прототипа гусеничного трактора «Сталинец». Новому челябинскому гиганту не хватает рабочей силы: содействие в строительстве завода оказывают десятки тысяч пролетариев. Организованы дни ударного труда.

Урал_газета.jpg
Фото предоставлено Ольгой Солоповой

«Красная книга»

— Читаем, что бригада Монахова выступает с предложением издать «Красную книгу» завода, — продолжает Мария Салтыкова. — В книге укажут имена лучших тружеников, передовиков производства, которые желают стать металлургами и уже являются образцом сознательного отношения к труду.

— Это тот самый Иван Монахов, которого воспел в своих стихах сам Луи Арагон?

— Точнее, его легендарные «бетонные вечера». Бригада бетонщиков Монахова производила до 800 замесов (при норме не более 100) и была известна во всем Советском Союзе. Он-то и выступил инициатором организации новой формы профессиональной подготовки рабочих для ЧТЗ без отрыва от производства. Обучение велось по 15 специальностям, к моменту пуска ЧТЗ было подготовлено свыше 400 квалифицированных тракторостроителей.

Ударные бригады товарищей Монахова, Семерова, Обухова подписывают договор о соцсоревновании с рабочими Харьковского тракторного завода.

Автор рассказывает, как товарищ Ворошилов прибывает в Челябинск ознакомиться с текущим ходом работ. Строительство новых цехов осуществляется не так быстро — рабочие решают повысить производительность труда и не покидать объект до тех пор, пока не будет запущено производство.

В 1932 году руководство завода, партийный комитет, Союз коммунистической молодежи и профсоюзы переезжают из бараков в новые дома. Машинный цех готов принять оборудование.

Станки установлены, механический цех запущен, и вскоре будет завершено строительство сборочного цеха. Построена фабрика-кухня, которая изготавливает 100 тысяч блюд в день. 25 октября работы по строительству механосборочного цеха (площадью 8 гектаров) полностью завершены.

И снова любопытная ремарка: «Опыт десятка большевиков закалялся в борьбе за завершение строительства гигантского цеха».

С момента создания «Красной книги» проходит год.

15 ноября 1932 года первые металлисты (100 человек) заканчивают курсы подготовки квалифицированных кадров. 8 апреля 1933 года запущено литейное производство. Теперь на строительной площадке, где ранее еще теснились строительные леса, — Челябинский тракторный завод. 25 апреля первая выплавка чугуна признана удовлетворительной.

Урал_Марк-Макагон_из-архивов-музея-ЧТЗ.jpg
Фото из архивов музея ЧТЗ

Читаем в хронике автора: «15 мая 1933 года с конвейера сошел первый трактор. В 15:30 за рулем трактора товарищ Макагов выезжает с территории завода (написано именно так, а не Макагон! — Прим. ред.). Это третья модель советских тракторов, выпускаемых на заводе. В Харькове (в 1931 году) и в Сталинграде (в 1933 году) запустили производство двух первых моделей. Сейчас Челябинск производит трактор «Сталинец».

Заканчивается статья по-коммунистически пафосно:

«Из старого города Челяба превратилась в значимый промышленный центр. Здесь работает электростанция мощностью 150 тысяч киловатт. Запускается электрометаллургическое производство и начинает функционировать первый в СССР завод ферросплавов.

Полным ходом идет строительство новой региональной центральной электростанции мощностью 1 млн кВт. И крупнейший в мире тракторный завод уже обеспечивает Советский Союз новыми мощными тракторами».

Поделиться

Сегодня | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты