Без сводок Совинформбюро. На Южном Урале происходила «величайшая битва Второй мировой»

1 Октября 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: из фондов ОГАЧО
Без сводок Совинформбюро. На Южном Урале происходила «величайшая битва Второй мировой» Монтаж эвакуированного оборудования. 1941 г.

Во вторник, 6 октября, в историческом парке «Россия — моя история», состоится презентация новой книги «Путь к Победе: эвакуация промышленный предприятий в Челябинскую область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Издание ОГАЧО посвящено 75-летию победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году, когда эвакуация была в разгаре, и в 1942 году, когда предприятия начали давать продукцию, в Челябинской области шло не вошедшее в сводки Совинформбюро великое сражение экономик. Невероятную по масштабу оборонную операцию по эвакуации предприятий маршал Георгий Жуков приравнял к «величайшим битвам Второй мировой войны».

Наш сегодняшний собеседник — один из авторов-составителей книги, заместитель директора ОГАЧО Николай Антипин.

Статистика с поправкой

Антипин-Николай_ОГАЧО.jpg— Прежде всего выражу восхищение своим коллегам, проделавшим гигантскую работу, — начал беседу Николай Александрович. — В книгу вошли рассекреченные документы ОГАЧО, которые были недоступны исследователям до начала 2000-х годов. Дело в том, что в отечественной историографии до сих пор наиболее сложным остается вопрос о количестве предприятий, эвакуированных в тыловые регионы из прифронтовой зоны.

Цифра 200, упоминаемая в литературе с формулировкой «предприятия, эвакуированные в Челябинскую область», была опубликована еще в 1967 году. С того времени она воспроизводится во всех публикациях советского периода.

Сотрудники ОГАЧО решили пойти другим путем и осуществить подсчет, составив список предприятий, информация об эвакуации которых в Челябинскую область содержится в недрах фондов архива. С этой целью был просмотрен весь комплекс документов периода войны, в том числе и «особая папка» Челябинского обкома ВКП (б), отвечавшего за эвакуацию наркоматов и промышленных предприятий. Были тщательно исследованы документы заседаний суженного состава Челябинского облисполкома, рассекреченных фондов номерных заводов, в том числе ЧТЗ. Изучались выступления руководителей, просматривались сотни документов личного происхождения. В воспоминаниях ветеранов трудового фронта сохранились интересные сведения об эвакуации и восстановлении эвакуированного оборудования, а также о нелегком бытовом устройстве рабочих. В результате масштабной архивной работы было установлено, что всего на территорию Челябинской области прибыло оборудование 329 предприятий.

10.jpg
Эшелон с автомобилями Уральского автозавода отправляется на фронт. 1944 г.

 — Эвакуация промышленных предприятий началась уже в первые дни войны?

— Да, и масштаб ее был невиданным! На Южный Урал переезжали предприятия, среди которых были самые главные заводы страны, работавшие на танковую промышленность, черную металлургию, наркомат боеприпасов и минометного вооружения. Их нужно было не просто эвакуировать, главная задача — немедленно наладить столь нужную фронту продукцию: танки, броневую сталь, патроны и снаряды, новые системы вооружений — ракетные системы залпового огня «катюши» и многое другое.

Спокойно и четко по плану прошел переезд предприятий из Москвы. Но гораздо с большими проблемами эвакуировали заводы с Украины, поскольку никто не представлял, сколь стремительным будет наступление немцев. Часто демонтировали оборудование, под которое уже была проложена взрывчатка, счет шел буквально на часы: или цех успеет погрузиться в эшелоны и отправиться на Урал, или его придется взрывать, чтобы завод не достался врагу.

В прибывавших в Челябинск вагонах нередко был некомплект оборудования, возник колоссальный кадровый голод, и даже если заводу находилась подходящая промышленная площадка и на нее монтировались все нужные для работы станки, то некуда было селить эвакуированных вместе с предприятием сотрудников. И в этих труднейших нечеловеческих условиях регион все же справился с поставленной задачей.

1.jpg
Эвакуированное оборудование, установленное под открытым небом. 1941 г.

— Почему именно Урал стал главным принимающим регионом промышленной эвакуации?

— Большое значение имели геополитическое положение и экономические позиции Челябинской области. Специфика нашего региона состояла в том, что он находился в относительной отдаленности от линии фронта, на перекрестке ведущих магистралей. Более того, через регион проходила стратегическая железнодорожная ветка страны — Транссибирская магистраль. Плюс в регионе имелись необходимые промплощадки для размещения заводов и запуска их на новом месте в кратчайшие сроки. Сам регион обладал огромными запасами природных ресурсов, имел развитую промышленность и инфраструктуру.

Мозг тыла

— Напомним читателям, сколько наркоматов находилось в Челябинске?

— В Челябинске в годы войны находилось пять наркоматов и Промышленный банк СССР. Наркоматы были эвакуированы из Москвы в октябре 1941 года. И это был настоящий мозг тыла. Наркомат танковой промышленности, образованный 11 сентября 1941 года, стал одним из крупнейших промышленных органов управления Советского Союза. Он располагался в Челябинске в здании универмага на улице Спартака (сейчас это магазин «Детский мир»). За время войны на предприятиях танковой промышленности было занято более 200 тысяч человек.

3.jpg
Сборка танка на Кировском заводе в Челябинске. 1942 г.

Наркомат боеприпасов находился в центре города, в здании новой, построенной перед войной, гостиницы «Центральная», занимал первый, четвертый и пятый этажи. Наркомат ведал производством порохов и боеприпасов, за исключением боеприпасов к стрелковому оружию, которые оставались в ведении наркомата вооружения.

Наркомат по строительству был размещен в здании гостиницы «Центральная» (улица Воровского, 2), в годы войны известном как Управление ЮУЖД, занимал пятый этаж. В апреле 1942 года управление дороги переехало в новое помещение, и наркоматы по строительству и боеприпасам заняли здание целиком.

Наркомат электростанций, эвакуированный в Челябинск, был размещен в Челябинском энергетическом техникуме в районе ЧГРЭС, он занимал три этажа учебного корпуса.

Наркомат среднего машиностроения расположился в школе № 23 на улице Кирова в Челябинске. В подчинении наркомата находились автомобильные, абразивные, метизные, напилочные заводы. Промышленный банк СССР в Челябинске находился на четвертом этаже здания Челябинского отделения Госбанка СССР, позже был выделен еще один этаж в здании на улице Свободы, 20. Промбанк в годы войны обеспечивал финансирование предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения, электропромышленности, строительства, транспорта и связи.


8.jpg
Сборка мотора автомашины «ЗИС» в подарок г. Сталинграду на автозаводе. 1943 г.

Мало кто знает, но один из пяти наркомов погиб у нас здесь. Так, 16 февраля произошла авария на одной из уральских электростанций. Скорее всего это было в селе Большой Куяш Кунашакского района. По крайней мере именно там, по одной из версий, и погиб в тот день нарком электростанций ССССР Андрей Летков.

Путаница с эвакуацией

— Как перемещались заводы?

— Вообще, это очень интересный вопрос. В фонде Совета по эвакуации отложились документы, демонстрирующие настоящую борьбу руководства Свердловской, Челябинской и Чкаловской (Пермской) областей за право принять крупнейшее предприятие страны по производству танков — Кировский завод из Ленинграда. В итоге было принято решение о разъединении промышленного оборудования завода и эвакуации в Челябинск (танковое производство), Свердловск (дизельный и цех цветного литья) и Нижний Тагил.

В ходе транспортировки происходили бомбардировки авиацией противника, крушения поездов из-за технических неисправностей и перегруза, не всегда удавалось упаковать станки, иногда оборудование перевозилось на открытых платформах. Все это приводило к порче или поломке оборудования.

14.jpg
Самоходные орудия на территории Кировского завода перед отправкой на фронт. 1944 г.

При затянувшейся эвакуации Кировского завода из Ленинграда удалось отправить минимум оборудования, а свыше 15 тысяч человек были переброшены через кольцо блокады по воздуху, а затем эшелонами направлены в Челябинск. В то же время моторный завод № 75 из Харькова перед самым наступлением вражеских войск был эвакуирован полностью. На площадки ЧТЗ и Свердловского турбинного завода № 76 прибыло 3119 единиц оборудования и 4480 человек рабочих и служащих, из них большая часть оборудования и 3004 человека прибыли на ЧТЗ.

При этом наркоматы требовали вагоны, жалуясь на их нехватку в Совет по эвакуации. Наркомат же путей сообщения, в свою очередь, требовал ускорения темпов загрузки и разгрузки вагонов от оборудования, чтобы максимально эффективно их использовать. По данным на 26 августа 1941 года, остались неразгруженными на предприятиях 1175 вагонов! Причины такой ситуации — большой вес оборудования при недостатке технических подъемных механизмов.

В напряженнейшем ритме работы случалась и путаница, и в ходе перемещения происходила переадресовка места дислокации. Так, московский завод «Калибр» должен был согласно приказу от 15 октября 1941 года эвакуироваться в поселок Чирчик под Ташкентом. И вот 6 ноября 186 вагонов с оборудованием и 40 теплушек с работниками предприятия прибыли по месту назначения. Но тут срочно принимается решение о переброске завода в Челябинск, куда в итоге, как известно, и было эвакуировано предприятие.

4.jpg
Монтаж башни танка в сборочном цехе Кировского завода в Челябинске. 1942 г.

  Свесский насосно-компрессорный завод в годы войны был эвакуирован в Черниковку (станция в Башкирии). И вот представьте: все оборудование там уже было разгружено, но тут поступает распоряжение об эвакуации в Златоуст на территорию граверной фабрики.

Были и обратные явления, когда уже прибывшее в Челябинскую область и разгруженное оборудование перенаправлялось дальше на восток. Изменение обстановки на фронтах приводило к приостановке эвакуации и возврату части промышленного оборудования.

Так, в связи с контрнаступлением Красной Армии под Москвой уже 8 декабря 1941 года вышло постановление Совета по эвакуации о возврате в Москву части оборудования столичных заводов, находящегося в пути в эвакуацию. Лесохимический опытный завод облагораживания древесины, по данным на 31 декабря 1941 года, находился в пути с 8 октября из г. Орехово-Зуево Московской области в наш город Ашу. Прибыл на место, а в январе-феврале 1942 года возвращен обратно. Московские заводы № 67 и № 561 наркомата боеприпасов, размещенные на Миасском напилочном заводе № 316, были отправлены обратно в столицу в связи с размещением оборудования Московского автомобильного завода имени Сталина.

7.jpg
Члены стахановской бригады Челябинской табачной фабрики за работой. 1942 г.

Рапорт товарищу Сталину

— Как уральцы принимали эвакуированных?

— Отношения понимания между местными и прибывшими устанавливались не сразу. За эвакуированными сохранялся непрерывный стаж работы, а время переезда в эвакуацию не засчитывалось и не прерывало рабочего стажа. Дополнительные льготы предусматривались для столичных жителей: работникам Москвы и Подмосковья выдавалось пособие в размере месячного оклада. На ряде предприятий работники, имевшие одну и ту же квалификацию, выполнявшие одну и ту же работу, получали разную зарплату. Это, естественно, вызывало недовольство местных рабочих и приводило к конфликтам и расколу трудовых коллективов на «коренных» и «эвакуированных». Антагонизм между местными рабочими и эвакуированными ленинградцами на Кировском заводе в Челябинске достиг такой степени накала, что потребовалось даже вмешательство центральной власти в лице самого Молотова.

16.jpg
Танк ИС-2 перед военной приемкой на Кировском заводе. 1945 г.

Одним из интереснейших документов той поры можно назвать «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области 1944 года». Над его созданием трудилось не меньше сотни авторов. Обложка изготовлена из овечьей кожи особой выделки (шевро), она украшена металлической пластиной, на которой сверху укреплен щит — символ оборонной мощи края, а ниже — златоустовская гравюра с уральским промышленным пейзажем. Возможно, это самый тяжелый и объемный книжный экземпляр, созданный в Челябинске. Вес рапорта с футляром около 25 килограммов! Но главная ценность раритета не в его масштабе, а в том, что рапорт — яркое свидетельство трудового подвига южноуральцев в годы войны. Это необыкновенный исторический документ, воплотивший черты времени: любовь к родной стране и веру в Победу.


Выход книги стал возможным благодаря поддержке губернатора и правительства Челябинской области, Государственного комитета по делам архивов Челябинской области.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты