Реликвии брони. Танкоград представят на выставке в Москве

11 Августа 2020 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов, Людмила Ковалева
Реликвии брони. Танкоград представят на выставке в Москве

Очередным подтверждением того, что Челябинск не зря носит героический статус «Города трудовой доблести», стало участие ЧТЗ в престижной всероссийской выставке в Москве, посвященной 100-летию отечественного танкостроения.

Очередным подтверждением того, что Челябинск не зря носит героический статус «Город трудовой доблести», стало участие ЧТЗ в престижной всероссийской выставке в Москве, посвященной 100-летию отечественного танкостроения.

Юбилейная дата, как известно, отмечается 31 августа. В рамках выставки, имеющей общее название «Армия-2020», организована тематическая экспозиция «Реликвии танковых заводов».

Вместе с ЧТЗ участниками выставки стали такие «танковые монстры», как «Уралвагонзавод» из Нижнего Тагила, «Уралтрансмаш» из Екатеринбурга, «Омсктрансмаш» из Омска и другие предприятия.
Как рассказала «ЮП» директор музея ЧТЗ Надежда Дида, из Челябинска отправилась большая партия экспонатов, представляющая легендарный Танкоград. Посетители челябинского раздела выставки смогут увидеть достоверные, порой совершенно неожиданные экспонаты, красноречиво рассказывающие о жизни танкоградцев в годы войны. Вместе с кителем и фуражкой главного конструктора Танкограда, генерал-лейтенанта Николая Духова здесь представлен тот самый знаменитый черный нож уральских танкистов, которых так боялись фашисты. Он принадлежал разведчику и знаменосцу 63-й Гвардейской добровольческой танковой бригады Александру Соколову.

Еще один необычный экспонат — пепельница, по кругу которой можно прочитать подписи всех, кому она принадлежала. Традицию передавать ее как талисман от одного главного конструктора к другому, заложил директор опытного завода № 100 Жозеф Котин. Вслед за его подписью можно прочитать автографы Духова, Балжи, Исакова, Коноплева, Вершинского…

Но самое замечательное то, что сделана эта пепельница из… верхней части поршня дизельного мотора В-2. Того самого транспортного дизеля В-2, которым оснащались практически все танки Второй мировой — КВ, ИС, Т-34. Это были лучшие танковые двигатели в мире! А его создателя, легендарного конструктора Ивана Трашутина, называли укротителем «тигров».

музей-ЧТЗ_Ковалеваc-0618-1.jpg

В наши дни невозможно и вообразить, но уже через 35 (!) дней после эвакуации на челябинской земле был собран первый дизель собственного производства! Между тем опыт первых месяцев войны под Москвой показал, что тяжелому танку КВ нужен более мощный двигатель. В те дни главный конструктор завода Жозеф Котин строго заметил: надо сделать так, чтобы с немецких «тигров» шерсть полетела…
И Трашутин обеспечил 50-тонный танк необходимой мощностью! И это была действительно война умов, война моторов! Неслучайно немецкий генерал Гудериан потом скажет: «Двигатель танка должен считаться таким же оружием, как пушка». А сами немецкие конструкторы танков в годы войны дали Трашутину прозвище «Иван-дизель». В начале 1943 года для нового тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин»), танка прорыва, дизелистами Трашутина был создан новый, более надежный двигатель В-2-ИС. Последним детищем военного времени для Танкограда стал супермотор для тяжелого танка ИС-3, того самого танка Победы, что сегодня возвышается на пьедестале на Комсомольской площади.

Увы, в 90-х годах Челябинску пришлось передать Нижнему Тагилу танковое производство. Но двигатели продолжали и продолжают производиться на ЧТЗ. Именно моторы остаются главной гордостью завода. И именно по этим экспонатам сегодня, на московской выставке, можно угадать легендарный челябинский Танкоград.

армата_Шишкеодов_DSC8619.jpg

В эти дни на выставку в столицу отправились модели трашутинских моторов — двигателя В-2-К для первого тяжелого танка КВ-1, двигателя В-84 для танка Т-72, двигателя В-92 С-2 для танка Т-90.
Между тем дело легендарного конструктора живет и поныне. На последних парадах Победы на Красной площади весь мир увидел супертанк третьего поколения Т-14 «Армата». Однако мало кто знает, что «сердце» этого танка, многотопливный двигатель 12Н360 с непосредственным впрыском, производится не где-нибудь, а на ЧТЗ. И создали этот мотор ученики легендарного конструктора-моторостроителя Ивана Трашутина.

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты