Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Миллиона мало. Как в муниципалитеты Южного Урала привлечь на работу учителей

8 Октября 2020 Автор: Юлия Махлеева
Миллиона мало. Как в муниципалитеты Южного Урала привлечь на работу учителей


Чтобы решить проблему с педагогическими кадрами в малых городах и селах, на Южном Урале запущена программа «Земский учитель». Переехавшим на село математикам, физикам и другим предметникам обещают миллион.

Однако желающие поучаствовать в программе не выстроились в очередь даже за такие деньги. Что же еще поможет привлечь педагогические кадры на село и, самое главное, удержать их там? И какие плюсы в своей работе видят земские учителя? Эти вопросы обсудили эксперты в рамках пресс-конференции медиахолдинга «Гранда Пресс».

Битва за час

В малых городах и селах Челябинской области не хватает учителей. Сегодня там свободны порядка 300 вакансий. Свободные должности перекрывают другие педагоги, вынужденные брать на себя двойную нагрузку.

«В основном нехватка учителей связана с возрастом (многие педагоги в системе образования предпенсионеры или пенсионеры и уходят на заслуженный отдых), а также с миграцией внутри области. Все больше специалистов переезжают в более крупные города, — комментирует заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. — В целом обеспеченность учителями в регионе составляет 96 %. Оставшиеся 4 % — это как раз вакансии в малых городах и селах. Наибольший дефицит муниципалитеты испытывают в математиках, физиках, историках, учителях информатики, иностранных языков и обществознания. Также в связи с демографическим подъемом и большим приростом числа первоклассников в школах не хватает учителей начальных классов».

Чтобы привлечь педагогов работать на село, с этого года в стране стартовала программа «Земский учитель». Мониторинг кадровой ситуации в субъектах России провело федеральное Министерство просвещения. В итоге на официальном сайте программы «Земский учитель» появилось 92 вакансии от Челябинской области, на которые могут претендовать как южноуральские педагоги, так и специалисты из других регионов. При этом поучаствовать в конкурсном отборе могут как учителя с опытом, так и выпускники педагогических вузов с профильным образованием. Вне зависимости от стажа переехавшим на село или в малый город (с населением до 50 тысяч) дадут сразу миллион. Потратить эти деньги можно куда угодно на свое усмотрение. Главное — отработать в сельской местности пять лет. Казалось бы, предложение довольно заманчивое, но толпы желающих за ним не выстроились. Несколько раз министерство образования и науки Челябинской области объявляло по программе донабор. В итоге из 92 вакансий с начала года удалось закрыть только 47.

Учитель английского языка Екатерина Лисовая оказалась в числе тех, кто согласился сменить шумный мегаполис на размеренную жизнь в небольшом городке. Восемь лет она проработала в Челябинске, а теперь учит ребятишек из школы № 1 Верхнего Уфалея. К своему удивлению, в новой работе она увидела ряд плюсов.

«Я люблю свою работу, и для меня не так принципиально, в большом или малом городе учить. В последние полтора года я находилась в декретном отпуске, потом наступило тяжелое в связи с пандемией экономическое время, и я решила принять участие в программе, — делится Екатерина Лисовая. — Знаете, я всем довольна. Во-первых, ни в одной челябинской школе у меня не было такой нагрузки и стольких часов. В городе за лишний час нужно биться и конкурировать (это дополнительные деньги). А в верхнеуфалейской школе мне предложили вести немецкий, который я также знаю. У меня свой кабинет с компьютером, проектором, принтером. Я на хорошем счету. Приятно, когда тебя ценят как сотрудника, когда ты хорошо выполняешь свою работу. Во-вторых, как только мы переехали, моих двух детей сразу же взяли в хороший садик, и администрация нам предоставила жилье. Да и сам Верхний Уфалей — город с развитой инфраструктурой. Здесь есть кружки, клубы, музыкальная школа. Меня все устраивает».

учитель_Шишкоедов_DSC7342_Учитель-у-доски,-тетрадки.jpg

Жилье плюсом

Еще одним участником программы «Земский учитель» стал учитель информатики Андрей Чеглаков. В Челябинскую область он переехал из Уфы и сейчас преподает в Новогорненской школе Озерска. Учитель прямо признается, что на переезд его сподвиг именно миллион подъемных. Однако он даже не подозревал, какие условия его ждут. Новогорненская школа вошла в число общеобразовательных организаций Южного Урала, на базе которых заработали центры «Точки роста».

«У меня в кабинете и квадрокоптеры, и очки виртуальной реальности, и лего-конструкторы, и ноутбуки. Я такое современное оборудование только в элитных школах Уфы видел. А теперь сам его использую в образовательном процессе. И для детей, и для меня теперь уроки информатики — это не только учеба, но и отдых, — делится впечатлениями Андрей Чеглаков. — Еще в Озерске зелено и красиво, я устал от города. Также администрация мне предоставила жилье».

Сейчас документы на участие в программе «Земский учитель» оформляют еще шесть человек. После обновления банка вакансий на Южном Урале вновь объявят донабор.

«Программа только стартовала, и мы еще недостаточно хорошо провели пиар-компанию, особенно в малых населенных пунктах. Сейчас используем для этого ресурсы журналистов», — отмечает Елена Коузова.

Но даже если учителя займут все пустующие на селе должности, кто даст гарантию, что они не уедут оттуда через пять лет? Что надо сделать, чтобы закрепить их на работе в школах глубинки. Участники конференции уверены: одного миллиона для этого мало. Нужны дополнительные меры поддержки.

учитель_Шишкоедов_DSC_2353_учитель,-урок.jpg

«Если в рамках программы предоставлялось бы служебное жилье, то есть смысл на селе задержаться надолго. Так учителя смогут хоть что-то заработать и отложить, а не вкладываться в аренду или ипотеку», — считает Андрей Чеглаков.

Разумеется, учителю, как и любому другому человеку, важны и инфраструктура на территории, современное оборудование, условия для развития и профессионального роста.

«Конечно, мы прорабатываем все эти вопросы. Ведем переговоры с муниципалитетами. Ряд из них сегодня готовы либо предоставить жилье земским учителям, либо взять на себя плату за аренду. Кроме того, учителя, работающие на селе, могут претендовать на сельские льготы. Это компенсация за услуги ЖКХ, — поясняет Елена Коузова. — Условия на селе сегодня создаются хорошие. Стартовал ряд образовательных проектов, в рамках которых туда направляется современное оборудование, проводится интернет, а у учителей появляется все больше возможностей для повышения квалификации и развития».

Возможно, когда все эти проекты заработают в полную силу, южноуральские учителя даже начнут конкурировать за место в программе «Земский учитель». Условия конкурсного отбора такую возможность тоже предусматривают. Вакантную должность в этом случае отдадут педагогу, который имеет больше заслуг. Остальным предложат место в других учебных заведениях.



Вчера | 12:14
Технобум в глубинке. Какие кружки и секции открылись для школьников на Южном Урале

В этом году в системе дополнительного образования Челябинской области откроется 4985 мест благодаря проекту «Успех каждого ребенка». Попробовать себя в разных направлениях от спортивных до технических смогут в равной степени и ребята из больших городов, и школьники из глубинки.

21.10.2020 | 12:47
В Челябинске обсудили взаимоотношения в многонациональной молодежной среде

Представители более 20 российских вузов собрались в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, чтобы обсудить актуальные вопросы безопасности.

Вчера | 12:14
Технобум в глубинке. Какие кружки и секции открылись для школьников на Южном Урале

В этом году в системе дополнительного образования Челябинской области откроется 4985 мест благодаря проекту «Успех каждого ребенка». Попробовать себя в разных направлениях от спортивных до технических смогут в равной степени и ребята из больших городов, и школьники из глубинки.

22.10.2020 | 10:46
Как десятиклассники справились с работами, аналогичными ОГЭ

В начале осени южноуральским школьникам пришлось писать диагностические работы.

Новости   
Спецпроекты