Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Уроки Роспотребнадзора. Как школы исполняют новые требования безопасности

15 Сентября 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева, Дмитрий Куткин
Уроки Роспотребнадзора. Как школы исполняют новые требования безопасности


На первый взгляд, невыполнимые рекомендации надзорного ведомства оказались по плечу южноуральским учителям и школьникам.

Если первую неделю все они ходили несколько растерянными из-за гибкого расписания, смены аудиторий и ежедневного утреннего фильтра, то сейчас большинство учащихся и педагогов уже свыклись с новыми требованиями.

Не удержать на переменах

Угроза распространения коронавирусной инфекции внесла ряд изменений в привычный учебный процесс. Чтобы избежать скопления народа в одном месте, школы должны были поменять расписание и время прихода учеников, закрепить за каждым классом свои кабинеты, а еще бесконтактно измерять температуру и расставить санитайзеры и рециркуляторы воздуха. И это только часть требований. Но как их выполнить, если в школе по 200, а то и по 2 тысячи учеников, как уследить за каждым? Поначалу это казалось непосильной задачей, и учителя сильно волновались перед стартом учебного года. Но, как говорится, у страха глаза велики, и сейчас педагоги признаются, что все оказалось по плечу, хотя работы стало больше в разы.

«Вы представляете, в нашей школе, где обучается 1800 учеников (по проекту вместимость 825), получилось закрепить кабинет за каждым классом! — делится впечатлениями от новых учебных правил учитель обществознания и истории школы № 7 Копейска Оксана Саратовкина. — Конечно, сложно было составлять расписание, ведь ученики, помимо закрепленного помещения, должны посещать физкультуру, физику, химию, информатику в соответствующих кабинетах, но опыт гибкого расписания предыдущих лет, который имеется у нашей школы, сейчас пригодился как никогда. У меня график не изменился, количество уроков соответствует тарификации».

школа. перемена. Ковалева.jpg

Требования Роспотребнадзора в копейской школе № 7 постарались исполнить настолько, насколько это было возможным. Впрочем, некоторые оказались просто неподъемными из-за большого числа учеников. Например, речь идет про деление классов на подгруппы с индивидуальным расписанием уроков и перемен: «Если это соблюдать, то из нашей школы нужно исключить почти тысячу учеников и дополнительно принять еще учителей. Также невозможно держать детей на переменах на рекомендуемом расстоянии, ведь они активные, общительные, живые, а не роботы. Тяжело пришлось и учителям: нужно постоянно перемещаться по школе из класса в класс, таская с собой много материала. Придя на урок не в свой кабинет, быстро включать, загружать, раздавать, собирать, проверять, обучать, развивать, воспитывать… И все сначала. Учителя на первой неделе были как потеряшки, сейчас начинают привыкать. Мне кажется, для освоивших дистанционное обучение нет ничего невозможного».

Геометрия без презентаций

В челябинской школе № 15 учителя сначала тоже были в легком шоке. Однако на помощь пришли резервные возможности школы, о которых некоторые педагоги уже подзабыли. Так, если раньше в учебном заведении работало два входа, то теперь открыли все имеющиеся пять: три в старшей и два в начальной. За каждым из них закрепили педагога, который измерял температуру бесконтактным способом. Заход учеников стартовал с 7:30. Расписание тоже сдвинули. Например, некоторые классы в начальной школе теперь приходят не к 8:00, а к 8:30.

школа. Ковалева.jpg

«Скопления народа на входе не наблюдается, и утренний фильтр проходит быстро и без заминок, — делится впечатлениями учитель математики школы № 15 Ирина Васильева. — Но новые санитарные правила вызвали ощутимые перемены в работе учителей. К примеру, раньше я вела уроки в одну смену, а теперь в две. Каждый класс при этом закреплен за определенной аудиторией, которые оснащены по-разному. Если у меня в кабинете математики большая интерактивная доска с мультимедийным сопровождением, на которой я делаю презентации, то, к примеру, в кабинете биологии, где я сейчас вынуждена вести уроки, такой доски нет, а только телевизор. Это осложняет усвоение учебного материала учениками. Например, геометрию без наглядности порой понять школьникам довольно сложно. Но, в общем-то, это все мелочи. Главное, что мы видим глаза детей и общаемся с учениками напрямую, очно! Дети очень соскучились по классу и учителям, а мы про ним. А на переменах никак наговориться друг с другом не могут».

Видимо, учителя готовы сейчас преодолеть любые сложности, лишь бы не возвращаться к дистанту. Его же как огня боятся и родители, поэтому перемены в учебном процессе не вызывают у них негативных эмоций.

«Мой сын сейчас учится во вторую смену, приходит ко второму уроку. То есть занятия идут с 15:00 до 20:00, — рассказывает челябинская родительница Анна Щекина. — Да, это поздно, но сын — семиклассник, уходит и возвращается из школы самостоятельно. Уроки тоже делает самостоятельно, мы ему помогаем, только если он что-то не понимает, так что оставшегося вечера нам на это вполне хватает».

«Мой ребенок учится в челябинском лицее № 67, в начальной школе, — рассказывает одна из мам. — Мы как приходили к 8:30, так и приходим. Кардинальных изменений в расписании для младших классов делать не стали, что очень порадовало. В лицее, кстати, везде стоят санитайзеры. Надеюсь, это поможет не допустить распространения вируса».

школа. Ковалева. родитель.jpg

Впрочем, некоторым мамам и папам тяжело даются ранний приход в школу или поздний уход учеников. Например, свое возмущение высказали родители из Магнитогорска: «Я работаю, утром всегда успевала собрать и отправить в школу своего ребенка к 8:00. А теперь занятия во втором классе с 9:30, и большинство родителей лишили возможности провожать детей в школу. Я на производстве, а мысли одни: как ребенок ушел, в чем, с чем и ушел ли вообще, а может, и не дошел! Уж младших могли бы оставить в покое со своим разделением времени, все равно толпы стоят по утрам, хоть как вы их разделяете!»

В то же время сами школы не могут допустить родителям поблажек. Они обязаны выполнять основные требования Роспотребнадзора и перестраивать учебный процесс в соответствии с ними. В противном случае им придется объясняться перед контролирующими органами. Так, например, произошло с челябинской школой № 155. В ней поначалу не смогли закрепить каждый класс за отдельным кабинетом. Данный факт вызвал возмущение у родителей. Как сообщили в комитете по делам образования Челябинска, требования Роспотребнадзора одинаковы для всех общеобразовательных организаций, поэтому школу № 155 попросили привести учебный процесс в соответствие с СанПиН, что в данном учреждении оперативно и сделали.

школа. Куткин 4.jpg

«У нас 1473 ученика и 58 классов. Обучение ведется в две полноценные смены. И если в начальной школе мы еще смогли закрепить отдельные кабинеты за каждым классом, то в среднем звене это было сделать очень сложно, — комментирует «ЮП» директор школы № 155 Михаил Грищук. — В то же время мы считаем, что безопасность детей должна стоять на первом месте и требования Роспотребнадзора надо выполнять. Поэтому мы еще раз подумали всем коллективом, посовещались с родителими и приняли решение, что какие-то предметы или темы можно вывести из учебного расписания и перевести на очно-заочную форму. Это, например, такие дисциплины, как ИЗО и МХК, с изучением которых ученики могут справиться самостоятельно под контролем учителей. В результате теперь у каждого класса есть закрепленный кабинет, и ребята, как и прежде, каждый день посещают школу, общаются друг с другом и учителями, но у них появилось чуть больше самостоятельности».

Возможно, что опыт школы № 155 пригодится и другим учебным заведениям Южного Урала с большим количеством учеников.

Сегодня | 12:47
В Челябинске обсудили взаимоотношения в многонациональной молодежной среде

Представители более 20 российских вузов собрались в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, чтобы обсудить актуальные вопросы безопасности.

16.10.2020 | 12:40
Огонь в кадре. Снимок челябинской школьницы покорил директора проекта «Русс пресс фото»

Челябинская школьница Виктория Гусева прошла бесплатный курс обучения в Москве у известного фотографа Василия Прудникова, директора проекта «Русс пресс фото». Ее снимок с изображением Вечного огня покорил сердце мэтра фотосъемки и завоевал гран-при конкурса «Один день из жизни России». Теперь Виктория мечтает стать фотокорреспондентом и путешествовать по стране в поиске лучших кадров.

Вчера | 17:49
До школьников Кусы добрались высокие технологии

Старшеклассники будут изучать робототехнику, промдизайн и хайтек в «Мобильном кванториуме».

16.10.2020 | 12:40
Огонь в кадре. Снимок челябинской школьницы покорил директора проекта «Русс пресс фото»

Челябинская школьница Виктория Гусева прошла бесплатный курс обучения в Москве у известного фотографа Василия Прудникова, директора проекта «Русс пресс фото». Ее снимок с изображением Вечного огня покорил сердце мэтра фотосъемки и завоевал гран-при конкурса «Один день из жизни России». Теперь Виктория мечтает стать фотокорреспондентом и путешествовать по стране в поиске лучших кадров.

Новости   
Спецпроекты