Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Готовы ли челябинские первоклашки освоить годовую программу за четыре месяца

9 Ноября 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Готовы ли челябинские первоклашки освоить годовую программу за четыре месяца


С сентября на Южном Урале реализуется программа ускоренного обучения «Эффективная начальная школа». Она предполагает освоение учащимися «началки» не за четыре года, а за три.

Октябрьская диагностика знаний учеников показала: они легко справляются с такой нагрузкой. Какие дети могут стать участниками программы и сколько школ присоединится к ней в следующем году, выяснил корреспондент «ЮП».

Год экономии

Родители будущих первоклашек, как правило, делятся на два фронта. Одни уже с года водят малышей по развивашкам и считают правильным, если ребенок начнет учить буквы в три года. Другие уверены: разумнее не перезагружать чадо знаниями до школы. В итоге уровень подготовки малышей к семи годам абсолютно разный.

«Анализ готовности детей к обучению в нашей школе показал, что одни дети к 1-му классу читают 100 слов в минуту, другие — 20 слов, третьи едва сливают буквы в слоги, а есть и такие, кто совсем не знает букв. Только вот программа обучения для всех была одна. В итоге тот ребенок, у которого более высокий потенциал, постепенно угасает. У него остается интерес к учебе, но уже не такой активный, — поясняет директор челябинской школы № 15 Ольга Торяник. — Чтобы этого не происходило, в Челябинске с сентября этого года стартовал муниципальный инновационный проект «Эффективная начальная школа» в рамках нацпроекта «Образование» для детей с повышенной мотивацией к учебе. Он подразумевает ускоренную программу обучения за три года, а не за четыре. В основе лежит использование индивидуального учебного плана с учетом персональных образовательных маршрутов каждого ребенка. Таким образом, мы потенциал ребенка не теряем, а, наоборот, даем более широкое развитие».

По результатам конкурсного отбора именно школе № 15 был присвоен статус муниципального инновационного ресурсного центра по реализации проекта «Эффективная начальная школа» в Челябинске. Всего к программе присоединилось 12 школ города. Однако стартовать в сентябре помешала пандемия: был риск, что учебный год начнется в дистанционном формате, что было бы неблагополучно для первоклассников. Поэтому за реализацию проекта взялись пока в двух школах — № 68 и № 121.

«У нас в сентябре 29 учеников 1 «Э» класса приступили к обучению по программе «Эффективная начальная школа», — рассказывает директор школы № 121 Наталья Синицина. — Им предстоит в первом полугодии пройти программу первого класса, а во втором — второго. Уже в декабре их ждет промежуточная аттестация, после чего они будут переведены и станут 2 «Э» классом. Так как мотивация к обучению у этих ребят высокая, они показывают очень хорошие результаты. В октябре у нас проводилась срезовая работа. Так вот, 17 человек выполнили задания на 90-100 %, остальные — на 70-89 %, меньше 70 % качества выполнения этой работы нет. То есть ускоренная программа этим ребятам более чем по плечу».

школа_Людмила-Ковалева_k-6407.jpg

Учеба в ритме

Одним из учеников эффективного 1 «Э» класса стал любознательный мальчик Ярослав Труднев. К первому классу он уже умел читать, мог написать простые слова печатными буквами, складывал и вычитал в пределах двадцати, а еще с большим интересом относился к окружающему миру.

«Лет с пяти Ярослав просил записывать его во всевозможные секции и кружки, что мы и делали. К тому же у нас был хороший детский сад, который давал возможности для развития в разных направлениях. В подготовительной группе сын дважды проходил диагностику у психолога и дважды показывал высокие результаты. Тогда педагоги говорили, что можно смело выбирать учебу в лицее или гимназии, — вспоминает мама Ярослава Юлия Труднева. — О программе «Эффективная начальная школа» узнали весной, еще до пандемии. Хорошая возможность не засидеться, подумали мы. Но для себя решили: если получится у сына, если покажет нужный уровень знаний и возможностей, будем рады. Если нет, не беда. Значит, четыре года отучится. В итоге все сложилось».

На занятиях Ярослав совсем не выматывается, а главное, ему не скучно.

«Учеба в ритме, без раскачки, но детям нравится. Видно, что у класса есть тяга к учебе, общие интересы. И это радует», — признается Юлия Труднева.

О том, что в той или иной школе реализуется программа «Эффективная начальная школа» родителям сообщают еще в период, когда их дети посещают выпускную группу в садике. Данная информация размещается и на сайтах учебных заведений. Стать участником программы можно после прохождения специальной диагностики по пожеланию родителей.

«Для начала мы всех детей зачисляем в первый класс, а только потом предлагаем всем желающим подать заявление на проведение индивидуальной диагностики, которая покажет готовность ребенка обучаться по ускоренной программе. Ее проводят педагоги-психологи, — поясняет Ольга Торяник. — Главное условие — чтобы первоклассник достиг 7-летнего возраста на 1 сентября, имел основную группу здоровья и у него был высокий мотивационный уровень готовности к школе. Проходит эта диагностика в августе. После нее педагоги-психологи дают заключение, готов ребенок к работе по этой программе или не готов».

школа_Людмила-Ковалева_122653533.jpg

Ребенку надо помогать

Что же обязан знать ребенок, чтобы учиться по ускоренной программе? Как объясняют в школах, диагностика показывает вовсе не уровень знаний, а психофизиологическую готовность к школе.

«Педагоги-психологи смотрят, умеет ли ребенок работать в коммуникации, в паре. К примеру, есть такое задание: мы даем по рукавичке двум деткам, и они должны договориться, как сделать из них пару, раскрасить в один цвет. Все, конечно, в игровой форме, — поясняет Наталья Синицина. — Также специалисты смотрят на речевое развитие ребенка, уровень его осведомленности во время беседы, обращают внимание на развитие речи, памяти, оценивают у будущего первоклассника восприятие и способности правильно понимать задание. То есть диагностика довольно разносторонняя. Конечно, она не проверяет умение ребенка читать и писать, хотя, надо сказать, все дети, которые были зачислены в 1 «Э» класс, читать умеют».

Как отмечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, куратор проекта «Эффективная начальная школа» челябинской школы № 68 Лариса Михайленко, данная программа вовсе не рассчитана на вундеркиндов, как могут подумать некоторые родители.

«Дело в том, что сегодня многие дети приходят абсолютно не подготовленными к школе. Они даже не понимают, куда и зачем их привели, имеют узкий словарный запас и кругозор. Так что программу «Эффективная начальная школа» мы рекомендуем самым обычным детям, чья память, внимание, восприятие соответствует возрасту, а также если у них сформирован высокий уровень учебной мотивации. К примеру, возьмем зрительную память. К школе ребенок должен запоминать не менее шести картинок из десяти. Это средний уровень: ребенок готов к школе. Чтобы обучаться по программе «Эффективная начальная школа», желательно, чтобы ребенок запоминал восемь и более, — поясняет Лариса Михайленко. — Были ситуации, когда родители не соглашались с мнением педагогов-психологов, говорили, что их ребенок может обучаться по ускоренной программе. Конечно, мы им не отказывали, это их право. Каждый родитель лучше знает своего ребенка, может, у него что-то не сложилось в этот день, было плохое настроение».

В итоге в первый класс 68-й школы по программе «Эффективная начальная школа» пришли 24 ребенка. В начале октября в учебном заведении также проводилась диагностика, и все дети показали высокий уровень владения знаниями за первый месяц учебы.

школа_Людмила-Ковалева__k-6316.jpg

«Конечно, мы никаких тем не выбрасывали из программы, просто уплотнили ее. Если ребенок уже считает до десяти, то зачем с нуля проходить цифры. Мы их просто повторяем, даем новые приемы, новое понимание свойства чисел. Темы изучаются чуть более углубленно и интенсивно. А когда ребяткам говоришь по секрету, что никто из первоклассников этого больше не знает, они приходят в полный восторг, и интерес к знаниям только возрастает», — отмечает Лариса Михайленко.

Первые итоги работы по программе «Эффективная начальная школа» в Челябинске подведут в конце декабря. В этот период пройдет промежуточная диагностика и аттестация первоклашек, после чего ребята перейдут во второй класс. Что касается третьего и четвертого года обучения, то здесь программа уже не будет отличаться от других классов в этих школах.

«Если школьнику в первый год обучения будет тяжело учиться, то по заявлению родителей (законного представителя) ученика всегда можно перевести в обычный первый класс», — уточнила Ольга Торяник.

В следующем году к реализации программы подключатся остальные десять челябинских школ. Не исключено, что еще несколько ученых заведений подадут заявки на участие в проекте. К примеру, в ресурсный центр уже обратились образовательные учреждения из Магнитогорска, которые просят челябинских коллег поделиться опытом.

«Родители должны понимать, что программа реализуется при тесном их взаимодействии со школой. Ребенку надо будет помогать. На родителей ложится дополнительная ответственность», — подчеркнула Ольга Торяник.

Однако желающих поучаствовать в программе довольно много. К примеру, в 68-й школе заявления на проведение диагностики в этом году подали 54 родителя. В 121-й было подано 57 заявлений. Руководители школ не сомневаются, что интерес к программе у пап и мам будет и в следующем году.

Вчера | 14:59
Остаться на плаву. Южноуральские спасатели показали, как спастись из полыньи

Специалисты провели профилактическое мероприятие на льду водоема.

Вчера | 12:08
Звериная забота. Поможет ли бизнес строить приюты для животных на Южном Урале

В Госдуме разработали законопроект о государственно-частном партнерстве при возведении приютов для бездомных животных.

26.11.2020 | 10:26
В помощь маме. Как на Южном Урале поддерживают женщин с детьми?

Чтобы повысить демографию, южноуральских мам готовы бесплатно обучать востребованным профессиям в удобном формате, выплачивать им стипендии и несколько видов пособий на детей.

25.11.2020 | 11:30
Как мамы на Южном Урале осваивают новые профессии

В течение года более 500 мам с детьми до 7 лет, находящиеся в декрете или в статусе домохозяйки, смогли вновь сесть за парту и пройти бесплатное обучение по востребованным профессиям или повысить квалификацию. Это позволяет им обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда и вновь вернуться к работе.

Новости   
Спецпроекты