Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Как школьникам привить экологические привычки

20 Ноября 2020 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева, Вячеслав Шишкоедов
Как школьникам привить экологические привычки


В южноуральских школах нет такого предмета, как экология. А ведь именно в этом возрасте у детей формируются экологические привычки. Учитывая техногенную нагрузку на окружающую среду, очень важно сделать их правильными.

Что и кто может сподвигнуть ребят разделять отходы, любить природу и братьев наших меньших, обсудили эксперты во время онлайн-пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

Правильные привычки

Экология всегда лидировала в топе тем, волнующих жителей Челябинской области. Однако южноуральцы порой забывают, что помимо состояния воздуха, на которое мы не всегда можем повлиять, есть и бытовая экология, которая напрямую зависит от нас: от того, как мы обращаемся с отходами, насколько разумно расходуем воду, как ведем себя на природе и относимся к животным.

«Мне кажется, в этом направлении нужно работать не только со взрослыми людьми, но и с молодым поколением, у которого экологические привычки еще не сформированы. Детям нужно рассказывать, какой замечательный у нас регион и как важно его беречь, правильно относиться к природе: не бросать мусор на улицах, учиться сортировать пластик, потреблять более осознанно», — считает блогер и журналист София Гудим.

Только кто этому должен учить? Ведь экологического образования в школах сегодня нет. По словам профессора кафедры химии, экологии и методики обучения химии ЮУрГГПУ (ЧГПУ) Назара Назаренко, экологические темы в 11-м классе — это экологические факторы, биосфера, экологические системы. Основные понятия даются на уроках биологии. Отчасти эту тему затрагивают на географии и ОБЖ.

экологическое-воспитание_старшеклассники_Ковалева_k-6003.jpg

«Лучше всего экологическая тема отражена в проектной деятельности обучающихся. В школе они обязательно выполняют проекты, и очень большое их количество посвящено именно экологической тематике, эта тема вызывает у учащихся большой интерес», — подчеркнул Назар Назаренко.

В последнее время экологическая тематика активно поддерживается организациями дополнительного образования Челябинской области. Как сообщила заместитель директора по учебно-воспитательной работе областного Центра дополнительного образования детей Анжела Таирова, в рамках проекта «Успех каждого ребенка» для ребят были открыты дополнительные кружки и секции с естественно-научными направлениями. Сегодня в них записаны 630 ребят от 10 до 18 лет из Челябинска, Копейска, Кусы, Златоуста.

«В рамках естественно-научного направления наша задача — сформировать клуб по интересам людей, которые сами являются приверженцами здорового образа жизни и правильных привычек. Мы работаем с целыми семьями. На занятиях ребята в том числе изучают объекты окружающий среды. Для этого было закуплено современное оборудование — микроскопы и лаборатории. Ребята могут измерить такие параметры, как воздушная и водная среда, состояние почвы. Кроме того, мы активно пытаемся принимать участие в социальных акциях по разделению отходов, сбору макулатуры. Стараемся прививать привычки, которые позволят использовать правильно водные и воздушные ресурсы», — рассказала Анжела Таирова.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского экологического центра города Челябинска Никита Калашников также отмечает возросший интерес детей к экологической тематике. Если три года назад их центр посещало 700 ребят, то сегодня здесь занимается 960 детей.

«Мы используем нестандартные формы работы. Например, летом организуем походы и сплавы, на которых дети учатся правильному природопользованию: убирать за собой мусор, тушить костер. Путешествуем на «зеленом» трамвае по городу, наблюдаем за окружающей средой и ставим опыты. Кстати, с этого года образовательные организации смогут еще больше внимания уделять экологической теме. Была утверждена концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. Например, в 70-й школе и лицее № 102 уже ведут такой предмет, как «экология», — отметил Никита Калашников.

В свою очередь, в миасском доме детского творчества «Юность» реализуется проект «Экологический патруль». Одно из исследований ребят посвящено сохранению озера Тургояк, другое — условиям произрастания орхидей, в рамках которого дети исследуют чистоту воздуха, почвы, воды.
«Мы планируем разработать экологическую карту города Миасса, где растут редкие виды растений, и отметить на ней точки с загрязнением. Также активно сотрудничаем с южноуральскими заповедниками и вузами», — отметила педагог дополнительного образования биолаборатории «Ботаника» дома детского творчества «Юность» имени академика В.П. Макеева Светлана Лесина.

экологическое-воспитание_Тургояк_Шишкоедов_DSC4745.jpg

Крышки, игрушки, животные

Успешные примеры экологического воспитания в образовательных организациях региона, безусловно, есть. Однако пока они не носят масштабного характера. Поэтому в процесс активно включаются общественники. К примеру, член Общественной палаты Челябинской области, председатель совета региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделаем» Дмитрий Закарлюкин устанавливает в школах контейнеры для сбора пластиковых крышек. Это один из шагов к раздельному сбору мусора. В Челябинске порядка 10 школ имеют официальные контейнеры. Есть учебные заведения, которые самостоятельно организуют сбор. Общественник убежден, что экологическое воспитание обязательно должно подкрепляться практическими мероприятиями, вызывающими яркие эмоции, и наличием инфраструктуры.

«Есть замечательное правило, которое касается воспитания детей: чему бы вы их ни учили, они будут делать так, как делаете вы. Когда экологическое просвещение детей дают в школах и они, приходя к родителям домой, говорят, что надо разделять отходы, заботиться о животных, но встречают непонимание или отсутствие инфраструктуры, то инициатива сходит на нет. Как должно быть в идеале? Перерабатывающие мощности, инфраструктура для переработки и уже третий этап — просвещение. Пока не построена инфраструктура, то внимание детей надо обращать на то, что они реально могут сделать, — уверен Дмитрий Закарлюкин. — К примеру, у нас есть еще один проект по переработке пластиковых игрушек в пластиковые скейтборды. Игрушка — это первая частная собственность, которой ребенок распоряжается. Акт передачи ее в переработку, осознанное использование приносит первый опыт эффективного и правильного обращения с вещами. И это очень эмоциональный момент».

экологическое-воспитание_Шишкоедов_DSC5195.jpg

Активно к экологическому воспитанию школьников подключился и фонд зоозащиты «Спаси меня». Ведь окружающая среда — это не только вода и воздух, но и животные. Приют предоставляет свои площадки в научно-исследовательских целях.

«Мы активно сотрудничаем с факультетом биологии ЧелГУ. Студенты проходят у нас практику по зоологии, пишут дипломные работы и даже кандидатские. Для школьников мы проводим «Уроки добра», посвященные заботе о братьях наших меньших. Дети слушают с удовольствием истории о наших животных. Но бюрократические процессы тормозят этот процесс. Очень тяжело школам добиться транспорта для организации таких выездов. В то же время туристическая компания включила посещение нашего приюта в программу для поездок школьников. Также на средства гранта работает у нас «Школа зооволонтера», — рассказал президент фонда защиты животных «Спаси меня» Карен Даллакян.

Настоящим кумиром для некоторых южноуральских ребятишек стал Чистомен. Супергеройская тематика сегодня невероятно популярна у школьников, поэтому борец с мусором пришелся им по вкусу. Теперь дети присылают Чистомену ролики, где по своей инициативе «очищают природу».

«Я считаю, что нынешнее поколение более экологически осознанно. Разруха в головах — это отголоски 90-х, когда большая часть взрослого населения жила в сложных условиях, об экологическом воспитании речи даже не шло, потому что были куда более существенные проблемы. Нынешнее поколение этих проблем не знает и интуитивно хочет жить лучше, в чистом городе», — подчеркнул Чистомен.

Как отметила София Гудим, директорам школ нужно активнее включаться в экологические проекты, которые предлагают им общественники, ведь очень скоро природный лимит нашей планеты может быть просто исчерпан.



Сегодня | 14:59
Остаться на плаву. Южноуральские спасатели показали, как спастись из полыньи

Специалисты провели профилактическое мероприятие на льду водоема.

Сегодня | 12:08
Звериная забота. Поможет ли бизнес строить приюты для животных на Южном Урале

В Госдуме разработали законопроект о государственно-частном партнерстве при возведении приютов для бездомных животных.

Вчера | 10:26
В помощь маме. Как на Южном Урале поддерживают женщин с детьми?

Чтобы повысить демографию, южноуральских мам готовы бесплатно обучать востребованным профессиям в удобном формате, выплачивать им стипендии и несколько видов пособий на детей.

25.11.2020 | 11:30
Как мамы на Южном Урале осваивают новые профессии

В течение года более 500 мам с детьми до 7 лет, находящиеся в декрете или в статусе домохозяйки, смогли вновь сесть за парту и пройти бесплатное обучение по востребованным профессиям или повысить квалификацию. Это позволяет им обеспечить свою конкурентоспособность на рынке труда и вновь вернуться к работе.

Новости   
Спецпроекты